На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Православное воинство - Публицистика  

Версия для печати

Мужество – это работа!

Легендарный лётчик-испытатель В.К. Коккинаки

Владимир Константинович Коккинаки – совет­ский лётчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР, за­служенный мастер спорта СССР, генерал-майор авиа­ции. Родился в 1904 г. в г. Новороссийск Черноморской губернии. В 1930 г. окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Впервые в истории со­вершил беспосадочные перелёты по маршруту «Мо­сква – Дальний Восток» и «Москва – Северная Америка», установил двадцать мировых авиационных рекордов скорости и грузоподъёмности на самолётах «ЦКБ-26» и «Ил-18». Руководитель испытаний новых типов само­лётов (1941-1945 гг.), вице-президент (1961 г.), прези­дент (1967-1968 гг.), с декабря 1968 г. – почётный пре­зидент Международной авиационной федерации. Умер 7 января 1985 г. в Москве.

 

«Крылатая семья» – так журналисты называли семью Коккинаки. Лётное дело в этой семье стало фамильной профессией.

Наталья Петровна и Константин Павлович воспитали семерых детей – дочь и шестерых сыновей. Четыре брата – Владимир, Константин, Александр и Валентин – стали лётчиками, а Павел получил специальность бортинженера. По подсчётам статистов, братья Коккинаки провели в воздухе более ста лет. Целый век в небе!

Константин Павлович с женой и маленьким сыном Георгием в 1900 году переехал из Одессы в Новороссийск. Здесь он устроился на железную дорогу весовщиком на каботажной пристани. Недалеко от его рабочего места стояла дорожная будка, в которой и разместилась семья.

Константин Павлович отработал около шестидесяти лет и этим по праву гордился. Наталья Петровна занималась домашним хозяйством, воспитанием детей и была прекрасной рукодельницей. Многие горожанки покупали сделанные её руками цветы для платьев и шляпок. Кроме того, она принимала активное участие в жизни города, дважды избиралась депутатом городского Совета, шефствовала над детским домом.

Но главной заботой родителей были дети. В своём письме сыну Владимиру Наталья Петровна писала:

«Скоро мы с отцом будем праздновать тридцать седьмую годовщину нашей совместной жизни. И можем сказать, что прожили её с пользой. Мы дали стране шесть стойких защитников Родины. И знаем, что если враг по­пытается напасть на наши границы, наши сыновья сумеют за­щитить наш покой... Хорошие вы у меня дети. И счастлива я, что вас у меня много. Много детей – много радости».

За свой родительский труд Н.П. Коккинаки награждена орденом «Материнская слава» III степени.

Сыновья и их жёны всегда вспоминали родителей с большой благодарностью и благоговением. Они дали детям крепкое здоро­вье. Выносливость, которая у них у всех была, тоже воспитана в детстве. Трудном детстве. Семь детей, время тяжёлое, голодное, холодное – только закончилась Гражданская война. И в таких ус­ловиях у ребят закалялась воля, вырабатывались несгибаемость, целеустремлённость.

* * *

В нашей стране и за рубежом широко известно имя Владимира Константиновича Коккинаки. Даже простое перечисление сделанно­го им в небе поражает. Лётный стаж – пятьдесят лет, дал путёвку в жизнь более шестидесяти типам самолётов, установил двадцать два мировых рекорда. Ничего подобного история авиации не знает.

Владимир с двенадцатилетнего возраста вынужден был пойти работать по найму на виноградники, на табачные плантации, затем работал грузчиком в порту, матросом. С детства занимался спортом, был известным в городе спортсменом: увлекался плаванием, лёгкой атлетикой, был вратарём футбольной команды «Олимпия». Очень любил море.

– Лучше моря ничего нет на свете, а Чёрное море – лучшее из морей! – утверждал Владимир Константинович.

Уже в юности у него проявились замечательные качества: сила воли, мужество, целеустремлённость. В 1925 году началась его служ­ба в Красной армии, которую Владимир проходил в 221-м Черномор­ском стрелковом полку. После окончания полковой школы его назна­чили командиром отделения, а после окончания срочной службы в декабре 1927 года Владимиру, благодаря его физическим данным, предложили перейти в авиацию, и он поступил в Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, «тёрку», как её называли лётчики.

В «тёрке» Владимир продолжил интенсивные занятия спортом и добился отличных результатов: в 1927 году он завоёвывает первые места в школе по метанию диска, прыжкам в высоту, толканию ядра и метанию мяча.

После успешного освоения теоретического курса, с декабря 1928 года, Владимир Константинович учился в Борисоглебской военной авиационной школе пилотов, которую успешно окончил в феврале 1930 года и получил назначение в одну из строевых частей ВВС. В мае 1931 года, как одного из лучших лётчиков, его направили в родную Ленинградскую «тёрку» летчиком-инструктором.

Но Владимира тяготила однообразная инструкторская работа, и уже в декабре 1931-го он добился перевода туда, где смог полностью реализовать свой лётный талант – на испытательную работу.

В.К. Коккинаки говорил:

– Я – лётчик-испытатель. Это моя основная профессия. Испытывая самолёт, я должен определить достоинства и недостатки новых конструкций, все их качества... Работа испытателя самолётов чрезвычайно увлекательна, но и очень кропотлива. Испытатель знакомится с машиной ещё в чертежах.

Но вот наступает день, когда машину выкатывают из ворот ангара на зелёное поле аэродрома... Испытатель проводит первый полёт, второй, третий, бесчисленное множество полётов. Мы стремимся полностью изучить самолёт, чтобы после нас никто не мог что-нибудь добавить к его характеристике... На испытателе лежит огромная ответственность за жизни лётчиков, которые потом будут летать на этом самолёте.

Он обладал исключительной выносливостью, неоднократно участвовал в дальних высотных перелётах, а однажды выполнил без преувеличения уникальный полёт. 21 ноября 1935 года на истре­бителе «И-15» Владимир Константинович достиг высоты 14 575 ме­тров, что являлось мировым рекордом. С самолёта для снижения веса были сняты почти все приборы, вместо сиденья установлена тоненькая дощечка, а сам лётчик был одет только в утеплённую лёт­ную куртку с унтами и кислородную маску. Без герметичной кабины при шестидесяти градусном морозе достигнуть такой высоты! К со­жалению, СССР тогда ещё не состоял членом Международной ави­ационной федерации (ФАИ), и это достижение не было официально зарегистрировано в качестве мирового авиационного рекорда.

20 апреля 1936 года В.К. Коккинаки впервые в стране выпол­нил петлю Нестерова на тяжёлом двухмоторном самолёте – опыт­ном бомбардировщике «ЦКБ-26». А в июле-сентябре того же года установил на нём четыре мировых авиационных рекорда грузоподъ­ёмности. К этому времени СССР был принят в ФАИ, и эти рекор­ды стали первыми советскими авиационными рекордами. 25 мая 1936 года Владимир Константинович получил свою первую награ­ду – орден Ленина.

Были и другие высотные и скоростные рекордные полёты. Так, в августе 1937-го был совершён перелёт по маршруту «Москва – Се­вастополь – Свердловск – Москва». Общая протяжённость пути – 5018 километров за 15 часов. В кабине самолёта находилась тонна груза. Средняя скорость полёта была 325 257 метров в час. В этом полёте было побито сразу три мировых рекорда: скорости полёта на 5000 км без груза, с грузом в полтонны и с грузом в тонну.

В. Коккинаки вспоминал:

– Каждый высотный полёт я готовил на земле. В эту подготов­ку входили не только точный расчёт взлёта и посадки и подготовка приборов и машин – я до минимума доводил число движений, необ­ходимых для управления машиной. Постепенно я довёл число этих движений до семи. Но на высоте и эти пустяковые движения были уже работой, были тяжелы.

27-28 сентября 1938 года В. Коккинаки и штурман Александр Матвеевич Бряндинский совершили беспосадочный перелёт «Мо­сква – Владивосток». В своём сообщении правительственная комис­сия по организации данного полёта отмечала:

«Вылетевший 27 июня в 8 часов 36 минут со Щёлковского аэ­родрома (вблизи г. Москвы) в беспосадочный перелёт по маршру­ту “Москва – Хабаровск – район Владивостока” экипаж в составе лётчика В. К. Коккинаки и штурмана А.М. Бряндинского на двухмо­торном самолёте “Москва” “ЦКБ-26” конструктора С.В. Ильюши­на блестяще выполнил поставленное задание и 28 июня в 9 часов 12 минут по московскому времени благополучно произвёл посадку в Спасске, в 155 км от Владивостока.

Полёт проходил по неисследованной местности над тундрой и тайгой. Он осуществлялся в чрезвычайно тяжёлых метеороло­гических условиях. За весь путь экипаж видел землю на протяже­нии 1000 км. Остальной путь пройден за облаками и в облаках. Вы­сота полёта колебалась от 30 до 7000 м.

Материальная часть самолёта после посадки находится в полной исправности. В баках самолёта осталось ещё 500 кг го­рючего. Самочувствие отважных лётчиков хорошее. Героический экипаж самолёта “Москва” вписал блестящую страницу в исто­рию советской и мировой авиации».

За беспримерный по тому времени беспосадочный перелёт «Мо­сква – Владивосток» и проявленное при этом мужество В.К. Коккинаки и А.М. Бряндинский были удостоены высокого звания «Герой Советского Союза», награждены именными золотыми часами и легковыми автомобилями «М-1». А в народе сочинили частушку:

Если надо, Коккинаки

Долетит до Нагасаки

И покажет там Араки[1],

Где и как зимуют раки.

8-29 апреля 1939 года знаменитый уже в то время лётчик-испытатель, Герой Советского Союза В.К. Коккинаки вместе со штурманом Михаилом Харитоновичем Гордиенко на самолёте «Москва» «ЦКБ-30» конструктора С.В. Ильюшина вылетели из Москвы в Нью-Йорк. Полёт проходил в сложных метеоусловиях. Сильный ветер, туман. Запас кислорода очень быстро таял, и погода всё ухудшалась. Ког­да самолёт приближался к Нью-Йорку, штурман принял тревожную телеграмму: «Все аэропорты закрыты». Приземлились на брюхе на острове Мискоу в заливе Святого Лаврентия. Самолёты, прилетевшие на помощь экипажу, даже днём не рискнули сесть рядом. Только амфибия смогла приводниться у острова. Экипаж совершил героическую посадку – так расценивала подвиг мировая общественность.

11 июля 1939 года В.К. Коккинаки и М.Х. Гордиенко были награждены орденами Ленина и медалями «За отвагу» (единственный случай, когда за один подвиг награждались одновременно орденом и медалью).

С 1959 года маршрут, пройденный В. Коккинаки и М. Гордиенко, используется для регулярных беспосадочных перелётов из Москвы в Нью-Йорк и обратно.

14 января 1965 года решением Международной авиатранспортной ассоциации (МККА) В. Коккинаки был награждён бриллиантовым ожерельем «Цепь пионера розы ветров» как первопроходец кратчайшего авиационного пути между Европой и Америкой.

Во время войны Владимир Константинович совмещал работу лётчика-испытателя, начальника Главной инспекции Наркомата авиационной промышленности (1943 г.) и начальника лётно-испытательной службы авиационной промышленности.

В 1943 году ему было присвоено звание генерал-майора авиации.  

После войны В.К. Коккинаки дал путёвку в небо прекрасным пассажирским самолётам «Ил-12» и «Ил-14». В 1947 году вместе с младшим братом Константином он поднял в небо и провёл испыта­ния первого отечественного реактивного бомбардировщика «Ил-22». Потом были «Ил-28», «Ил-18», «Ил-62». Около сорока типов «Илов» было испытано В.К. Коккинаки.

А когда его спросили: «Какой ваш самый любимый самолёт?» – он ответил:

– С особой теплотой я вспоминаю «Ил-2». С первого испыта­тельного полёта я понял, что машина прекрасно покажет себя в бо­евой обстановке. И оказался прав. Наши лётчики называли его «ле­тающим танком», а фашисты – «чёрной смертью». Надёжная броня, высокие маневренные качества, сильное боевое вооружение, про­стота в управлении и ни с чем не сравнимая живучесть.

Конструкторское бюро С.В. Ильюшина занимает особое место в жизни В.К. Коккинаки. Творческое содружество завязалось ещё в 1935 году, когда В.К. Коккинаки испытывал первый самолёт Илью­шина. Встречались они не только на лётном поле, но и в повседнев­ной жизни.

«Когда авиация выходила на ши­рокую дорогу, мы жили этими име­нами: Коккинаки, Чкалов, Громов, Анисимов... А когда я рос, Владимир Константинович был перед моими глазами с его широким жестом, с его убеждённостью, с его влюблённо­стью в небо... Я не хочу говорить о его рекордах – может быть, менее известно, не знаю, можно ли назвать это рекордом – он тридцать лет работал в одном конструкторском бюро, лётчик-испытатель. Трид­цать лет безаварийной работы». (Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель Владимир Ильюшин)

17 сентября 1957 года Владимир Константинович Коккинаки за мужество и ге­роизм, проявленные при ис­пытании новой авиационной техники, был награждён вто­рой медалью «Золотая Звез­да» и стал единственным дважды Героем Советского Союза, получившим обе Звез­ды за испытания. 17 февраля 1959 года ему, в числе первых, было присвоено почётное зва­ние «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» и вручён на­грудный знак за № 4. В 1960-м за испытания пассажирского самолёта «Ил-18» он был удо­стоен Ленинской премии.

1 октября 1964 года Владимир Константинович в последний раз
поднял в небо «Ил-18».

Уйдя с активной лётной работы, прославленный лётчик остался в родном конструкторском бюро инженером-методистом.

С 1968 года он ответственный представитель генерального конструктора в лётно-доводочном комплексе. Владимир Константинович стал главой целой школы лётчиков.

Четверо из его воспитанников, работавших в ЦКБ Ильюшина, стали Героями Советского Союза, многие – заслуженными лётчиками-испытателями СССР. В.К. Коккинаки готовил экипажи, установившие мировые рекорды на самолётах «Ил-62», «Ил-76», «Ил-86».

В.К. Коккинаки летал до шестидесяти лет, в то время это было рекордом среди лётчиков-испытателей. Тридцать семь лет лётного стажа, из них тридцать три года – на испытательной работе. Начав летать на поршневом «У-1», он завершил свою лётную карьеру реактивным лайнером «Ил-62», который и сейчас летает в Нью-Йорк по проложенному им в далёком 1939-м маршруту.

Его авторитет и заслуги были признаны мировой авиационной общественностью. С1961 года Владимир Константинович избирался вице-президентом, а в 1967-1968 годах – президентом Международной авиационной федерации (ФАИ). В 1965-м он был удостоен Золотой авиационной медали ФАИ.

 

Владимир Константинович был мужественным человеком, и когда его спросили, что такое мужество, он ответил:

– Я думаю, мужество заключается в том, чтобы у человека хватило сил добиваться поставленной цели и не отказываться от неё, когда что-то не ладится. Мужество – это воля, это работа!

Владимира Константиновича хорошо знали как государственного и общественного деятеля. Он был депутатом Верховного Совета СССР первого и второго созывов.

– Если бы не было вас, не было бы и нас, – такую оценку героическому труду В.К. Коккинаки дал первый космонавт Ю.А. Гагарин.

Дважды Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР В.К. Коккинаки был награждён шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, четырьмя орденами Красной Звезды.

Решением Новороссийского городского Совета депутатов тру­дящихся от 26 марта 1970 года В.К. Коккинаки было присвоено зва­ние «Почётный гражданин города Новороссийска», и на парковой магистрали города установлен его бронзовый бюст.

 

1 Араки Садао – военный министр Японии.

* Земляки: сборник. – Краснодар: Книга. – (Гордость Кубани). Т 4. – 2021.

Р.М. Соколова


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"