На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православное воинство - Публицистика  

Версия для печати

Две судьбы одного князя

Очерк

Реалии нашей жизни так удивительны и неожиданны, что никакая, даже самая изощренная фантазия, не в силах их переплюнуть.

Сейчас на постсоветском пространстве сошлись в идеологическом, политическом и экономическом противоборстве Россия и Украина. Первая отстаивает традиционные русские ценности, вторая – сомнительные европейские. Причем последняя, в этом противоборстве, совершенно не стесняясь, использует запрещенные приемы – устраивает фейковые убийства, грозит диверсиями и блокадами, взрывает линии электропередач, перерывает каналы, сбрасывает памятники народным героям и ставит надуманным. Но не об этом сейчас речь.

Речь о том, что в этом многовекторном противостоянии, порой неожиданно выстраиваются столь удивительные параллели, знакомясь с которыми, мы можем предельно наглядно понять не только реальное соотношение возможностей Российской Федерации и майдановской Украины, но и адекватность поведения их руководства, а значит, можем достаточно точно спрогнозировать результат их идеологического противоборства. Как говорил классик, достаточно взять один факт и через него можно вытащить всю проблему.

Именно таким фактом является практически одновременное начало создания в России и на Украине двух боевых кораблей, волею провидения, получивших одно и то же название. Именно в судьбе этих двух «тёзок» (на близнецов они, увы, не тянут) сфокусировалась научные, экономические, военные достижения и идеологические воззрения наших государств.

Так уж случилось, что почти одновременно на российских и украинских верфях были заложены два корабля – российский ракетный подводный атомный крейсер стратегического назначения «Князь Владимир» и украинский корвет «Володимир Великий».

Несмотря на некоторую разницу в названиях, оба корабля получили имя одного и того же древнерусского князя Владимира Великого, крестившего в 988 году Русь. Как известно, за это деяние русской православной церковью за это деяние, князь Владимир был причислен в ранг святых. Более того, Владимир является сегодня одним из самых почитаемых святых, как в России, так и на Украине. О судьбе двух кораблей, носящих имя одного и того же исторического персонажа, мы и поговорим.

 

***

 

Все началось с того, что где-то в году 2004-м в Киеве неожиданно обнаружили, что практически весь «отжатый» у России флот пришел в полную негодность. Тогда-то какая-то здравомыслящая голова и выдвинула идею начать, наконец-то, что-то строить и для своего «усыхающих» ВМСУ. Причем, сразу же была высказана мысль, что строить следует не только для себя, но и на экспорт, чтобы подзаработать. Идея была, в принципе, здравая. Осталось определить, что именно строить?

Идею, как это часто бывает, подсказали конкуренты, в данном случае Россия. Именно в это время в центральном российском морском конструкторском бюро «Алмаз» стартовало проектирование корветов проекта 20380. Тогда-то и в Киеве было решено ответить на новый российский корвет украинским. Этим можно было не только заявить о себе, как о современной кораблестроительной державе, но и выдавить россиян с международного рынка. Впрочем, более крупного корабля, чем корвет, кораблестроители Украины все равно бы не потянули.

И вскоре в Киеве пафосно объявили о начале работ над «незалежным» корветом. При этом тут же было объявлено, что это будет не просто корвет, а просто суперкорвет, способный в одиночку уничтожать целые вражеские флоты. Украинская общественность замерла в восторженном изумлении. Еще бы, ведь впереди такая перемога!

Проект первого украинского корвета проекта «Гайдук-21» (58250) был разработан исследовательско-проектным центром кораблестроения в Николаеве (КП «ИПЦК»). Планировалось, что это будет универсальный корабль, который сможет уничтожать, как надводные, так подводные и воздушные цели. В конструкции предполагалось применение новейшей стелс-технологии, а основное оружие предполагалось спрятать внутри корабля.

Уже тогда, еще на стадии утверждения проекта корабля, не мог не вызвать удивление сам перечень боевых задач которые предстояло выполнять в будущем украинскому суперкорвету. Задешево украинцы хотели получить буквально все! «Гайдук» предназначался для: действий в закрытых морях и прибрежных районах открытых морей для борьбы с надводными кораблями и подводными лодками; боевой охраны (противовоздушной, противолодочной, противокатерной и протидесантной обороны) районов базирования сил флота, формирования десантных отрядов и конвоев, районов действия минно-тральних сил; боевой охраны конвоев гражданских судов или десантных отрядов на переходе морем; ведение технической разведки; участии в миротворческих операциях ООН и операциях по обеспечению безопасности судоходства, борьбы с пиратством и тому подобное. В мирное время корабль может вовлекаться в патрулирование в морской исключительной экономической зоне, участии в охране госграницы, предупреждения незаконной миграции, контрабанды, перевозки наркотиков.

Короче говоря, корвет должен был отдуваться за все ВМСУ. Желание похвальное, но, увы, не реальное. Отличный противолодочный корабль вряд ли мог быть оптимален для борьбы с пиратами, а корабль, предназначенный для охраны госграницы, вряд ли мог одновременно успешно выполнять задачи по обеспечению высадки десанта. Ну, и совсем уж дико выглядели такие задачи суперкорвета, как «предупреждение незаконной миграции, контрабанды и перевозки наркотиков».

Работы по проектированию корабля начались в августе 2005 года, после принятия соответствующего распоряжения кабинета министров Украины. Реальное финансирование на проектирование корабля появилось только во второй половине 2007 года, а эскизный проект (в семи вариантах) был завершен к началу 2008 года. Расчеты показали, что требуемые ТТХ корабля можно достичь только при «упаковке» предложенного вооружения и технических средств в 2500 тонн. При этом более жизнеспособным проектанты все же рекомендовали проект в 1200 тонн. Реальность создания именно такого корабля подтвердил технический проект, защищенный в ноябре 2009 года. Однако, спроектированный на базе советских малых противолодочных кораблей проекта 1124М, «Гайдук-21» Минобороны Украины не устроил.

Журналист А. Союстов в своей статье, посвященной истории создания украинского корвета (https://riafan.ru/1074824-ukrainskii-korvet-vladimir-velikii-poshel-ko-dnu-eshe-do-spuska-na-vodu) приводит следующий разговор между заказчиками и проектантами:

«Каков тоннаж вашего корвета?» – поинтересовались украинские военные.

«1200 тонн», – отрапортовал Кривенко (известный украинской кораблестроитель – В.Ш.).

«Вот! – заволновались военные. – «А у российского проекта 20380 – 1800/2000 тонн. Нам нужен корвет больше, чем у русских».

«– Но больший по размерам корабль мы не сможем построить на «Кузнице», – приуныл Кривенко.

И добавил, что вообще не уверен в способности современной Украины строить корабли водоизмещением более 1500 тонн.

«Ничего-ничего, – успокоили Кривенко украинские военные, – авось на ЧСЗ справятся. Там же авианосцы строили».

«Но на ЧСЗ одни лопухи в цехах!» – в последний раз попытался воззвать к разуму украинских военных Кривенко.

Но не преуспел. Его обязали спроектировать украинский корвет проекта 58250 таким, чтобы корабль превосходил по характеристикам российский аналог – корвет проекта 20380. Строить этот сверхкорвет главному конструктору КП «ИПЦК» приказали именно на ЧСЗ. Среди лопухов…»

Главным конструктором амбициозного проекта «Гайдук-21» в 2500 тонн был определен С.В. Кривенко. К участию в проекте предполагалось привлечь три десятка украинских и с десяток ведущих европейских фирм. Уже изначально предполагалось, что будущий корабль будет оснащен на 60 % из комплектующего оборудования, произведенного на Украине, остальное придется на вооружение и технические средства, закупаемое у западных стран, где партнерами украинских кораблестроителей выступят фирмы из Италии, Швейцарии, Франции Германии, США, Дании и Нидерландов. Проработана была и экспортная версия корабля.

Прикинули украинские корабелы и экспортный вариант, который сразу же попытались «впарить» премьер-министру Малайзии, руководству ВМС Индонезии и даже проезжавшему мимо султан Брунею. Но у тех хватило ума, не связываться.

 

 

***

 

Замах кораблестроительной программы «Корвет» был поистине имперский. Всего изначально запланировали построить до 2026 года 10-12 кораблей (поговаривали и о 14!) проекта 58250. При этом первоначальная стоимость «головного» корвета была определена около 125 млн. у.е., а стоимость последующих серийных кораблей 110 млн. у.е. Цифры вполне умеренные. Темпы строительства также были заявлены неплохие. Первые четыре корвета должны были вступить в состав украинского флота раньше 2020 года, причем первый уже в 2015 году. Всего же на разработку рабочей и эксплуатационной документации, создание головных образцов корабельной техники, закупку серийной зарубежной техники, постройку первых 4-х кораблей, а также доработку инфраструктуры базирования и закупку боезапаса, предполагалось выделить около 16 млрд гривен.

Строить «Гайдуки» конструктор С.В. Кривенко предложил на киевском заводе «Ленинская Кузня», принадлежащему олигарху П.А. Порошенко (тогда еще не президенту), который, разумеется, всячески лоббировал выгодный проект. Но не одолел. И П.А. Порошенко грубо подвинул в сторону владелец ООО «Смарт Мэритайм Груп – Николаевская верфь» В.В. Новинский, из-за чего олигархи крепко разругались.

Для формальности все же организовали псевдотендер, в результате которого, вполне ожидаемо, строительство серии корветов было решено развернуть именно на «Черноморском судостроительном заводе», входящем в структуру «Смарт-холдинга» В.В. Новинского.

И снова обратимся к статье А. Союстова: «Приказы, как известно, не обсуждают, а выполняют. Тяжело вздохнув, Сергей Кривенко взялся за дело. Какой максимальный ход у российского перспективного корвета? 27 узлов? Значит, у украинского будет 32 и никак не меньше. Автономность нашему назначим 30 суток против русских 15. Дальность плавания своему корвету дадим 4000 миль против русских 3500. И т.д., и т.п. Все это в итоге привело к тому, что предполагаемый тоннаж будущего украинского суперкорвета «уехал» за 2600 тонн. Кривенко схватился за голову, но в МО Украины бодро сказали: «Нормально. Стройте!».

Проблемы начались сразу, т.к. все заявленные параметры украинского корвета действительно значительно превысили общепринятые для этого класса кораблей стандарты. Так водоизмещение будущего корабля реально должно было составить даже не 2500, а более 2650 тонн. По сути, предстояло построить уже нечто среднее между корветом и фрегатом. Судя по всему, с помощью «Гайдука», украинцы мечтали убить сразу всех зайцев, получив, и сверхкорвет, и почти фрегат. Будущий корабль должен был иметь длину 112 метров, ширину 13,5 метров, а осадку в 5,6 метра. При этом экипаж корвета должен был составить110 человек, а автономность плавания – 30 суток.

В украинской печати было громко объявлено, что на будущий корвет установят ряд абсолютно новых украинских разработок: новую украинскую РЛС, новый украинский комплекс связи, новый украинский гидроакустический комплекс, новую украинскую дизель-газотурбинную установку и, наконец, даже новейшие украинские холодильные машины. Планы были поистине наполеоновские.

Впрочем, уже на первых порах наиболее разумные украинские политические деятели смотрели на радужные планы создания корветов не слишком оптимистично. Так, в апреле 2012 года председатель комитета Верховной Рады Украины по вопросам нацбезопасности А.С. Гриценко заявил: «Программа «Корвет» – это последняя возможность поднять судостроение в стране, больше такого шанса не будет. Эта программа должна быть реализована, как приоритетная. Техническое задание, согласования с генштабом, проект – все готово. Будут созданы под программу «Корвет» новые рабочие места. Требуется только желание и финансирование. Есть проблемы с тем, что 38% оборудования корвета – это зарубежные комплектующие из России, Франции, Италии. В связи с тем, что финансирования нет, мы не можем заключить контрактные договора правительства на поставку, сделать предоплату и нас не могут поставить в заказ, т.к. у зарубежных партнеров расписано все на три-пять лет, так называемое долгосрочное планирование распределения мощностей производства. Поэтому из года в год все откладывается. Уже сорван первый запланированный строительный срок по первому кораблю. Я уверен, что первый корабль не появится и в конце президентского срока Януковича».

Действительно, постсоветская Украина к тому времени уже не имела возможности самостоятельно создать для собственного корвета, ни боевой информационной системы, ни главных дизелей, и дизель-генераторов, ни артустановок, ни ракетного и минно-торпедного вооружения, не говоря уже о десятках других систем. По существу ЧСЗ мог сварить лишь пустой корабельный корпус, лишенный какой-либо начинки. Когда кораблестроитель С.В. Кривенко озвучил эту проблему, украинские военные заявили, что все нормально – поможет заграница.

После долгих дебатов, в Киеве было решено, что суперкорвет на 60% будет оснащен украинским оборудованием, а остальное придется закупать у друзей в Италии, Швейцарии, Франции, Германии, США, Дании и в Нидерландах. С зарубежными партнерами были проведены «предварительные консультации», которые показали теоретическую возможность оснащения украинских кораблей зарубежным вооружением и иным оборудованием. «Володимир Великий» планировалось вооружить восьмью противокорабельными ракетами «EXOCET MM40 Block3», с дальностью действия до 200 километров. ПВО корвета должна была осуществлять зенитный ракетный комплекс «ASTER 15 SAAM», с радиусом действия в 30 километров и боезапасом в 16 ракет. ПЛО корабля должны были обеспечить два трехтрубных торпедных аппарата, с торпедами концерна «Eurotorp». Артиллерийское вооружение корвета должны были составить три артустановки: 76-мм «Super Rapid» и две 35-мм артиллерийские зенитные. Предполагалось и базирование на корабле одного палубного вертолета.

Особо подчеркивалось, что количество штатных должностей корабля отвечает действующим стандартам ВМС НАТО, вот, мол, мы какие, ваши буржуинские! Отдельно рекламировался и особый принцип размещения жилищных и санитарно-гигиенических помещений корабля , который позволял принять в состав экипажа… до 20% лиц женского пола. Зачем украинским адмиралам захотелось загнать на будущий суперкорвет столько Ганок и Парасок, остается только догадываться.

Все проработки и согласования проекта суперкорвета заняли у украинцев достаточно много времени. Но вот, наконец, 17 мая 2011 года, в торжественной обстановке, на Черноморском судостроительном заводе состоялась официальная закладка головного корвета проекта 58250 (заводской номер 01701), получившего название «Володимир Великий».

Название головного корвета будущей серии кораблей говорило о нешуточных амбициях Киева. Называя головной корабль, в честь столь серьезной исторической личности, Киев делал поистине имперский замах.

Присвоение будущему кораблю имени князя Владимира стало результатом и определенной политической интриги. Не секрет, что в Киеве всегда очень болезненно относились (и относятся) к тому, когда российские историки утверждают, что древнерусские князья являются нашими общими предками, да и вся история, как Киевской, так и Новгородской Руси – это общая история. Поэтому, по задумке украинского руководства, именно ракетный корвет, носящий имя одного из самых великих русских киевских князей, должен был наглядно продемонстрировать украинской общественности, а за одно российской и международной, что именно Украина имеет политический и исторический приоритет на древнерусских князей и всю древнерусскую историю.

Непосредственным же поводом, к присвоению будущему корвету имени князя Владимира, стало вступление в 2009 году в состав российского Балтийского флота сторожевого корабля «Ярослав Мудрый» (изначально корабль должен был называться «Неприступный»). Это событие вызвало в украинской прессе много шума и возмущения. Именно поэтому и было решено ответить на обрусевшего «Ярослава», обукраиненным «Владимиром». Более того, предполагалось, что и все последующие корветы получат имена выдающихся киевских князей, после чего Россия, со своими жалкими претензиями на общую древнерусскую историю, будет посрамлена. Если называть вещи своими именами, то на карту был поставлен престиж Украины, как самостоятельного и самоисторичного государства.

 

***

 

9 ноября 2011 года постановлением Кабинета Министров Украины №1150 была утверждена государственная целевая оборонная программа по строительству серии кораблей класса «корвет» проекта 58250. Этой программой были зафиксированы объемы финансирования государственного оборонного заказа по годам. Общий же объем финансирования, на момент утверждения документа, составил 16,2 млрд гривен.

Однако, прошло совсем немного времени, и ситуация вокруг строительства украинского корвета начала меняться не в лучшую сторону. Уже в октябре 2013 года тогдашний министр обороны Украины П.В. Лебедев неожиданно заявил, что первый корабль класса «корвет», строительство которого первоначально планировалось завершить до 2015 года, теперь планируется ввести в строй до 2017 года. Таким образом, план строительства несколько сдвигался вправо. При этом стоимость головного корвета почему-то неожиданно выросла до 250 млн евро, а стоимость серийных до 200-210 млн евро (http://trident-ua.info/novyny/vijna-na-shodi/pervyj-ukrainskij-korvet-s-texnologiej-stels-vladimir-velikij-budet-dostroen-voronchenko-infografika). Судя, по всему, кто-то просто решил, что его обделили, и решительно исправил циферки в свою личную пользу. Но общественность заверили, что в казне на корабле деньги есть. Других проблем вроде бы тоже пока не предвиделось, тем более, что в декабре того же 2013 года Черноморский судостроительный завод получил, наконец-то, начальное финансирование.

Заметим, что в России к постройке конкурента украинского суперкорвета – головного корвета проекта 20380 «Стерегущий», приступили еще в декабре 2001 года. Мало того, к моменту закладки «Володимира», «Стерегущий» уже успел вступить в строй, а на российских верфях строились еще четыре корвета того же проекта и готовились к закладке восьми последующих. Впрочем, хоть один, но все же один корвет на Украине реально заложили и даже выделили средства на последующую постройку! В исторический день закладки «Володимира», вся Украина глотала слезы умиления у телевизоров. Еще бы, ведь закладывался поистине великий корабль!

Итак, согласно новых, скорректированных планов, заложенный корвет должны были спустить на воду в 2015 году, а в 2016 ввести в боевой строй. Но, как говориться, обещать жениться и жениться – это разные вещи…

В ответ на бравурные заявления представителей Министерства обороны Украины о начале строительстве военного корабля «Владимир Великий», судостроительный холдинг «Смарт Мэритайм Груп – Николаевская верфь», объединяющий Николаевскую и Херсонскую верфи, осторожно ответил, что реализация данного проекта будет напрямую зависеть от государственного финансирования, которое все еще не осуществлено в полном объеме.

В рамках целевой оборонной программы, предприятие должно было получить на строительство серии кораблей класса «корвет» уже упомянутые 16,2 млрд гривен, но с 2009 по 2013 годы государство перечислило ему всего лишь 215,3 млн гривен, то есть всего 1/75 часть от необходимого. Причем, все эти деньги были выплачены в качестве аванса исключительно по международным контрактам.

После этого проблемы со строительством корабля начали нарастать, как снежный ком. Из заявления «Смарт Мэритайм Груп – Николаевская верфь»: «В начале 2014 года государственное финансирование проекта было полностью заморожено «в связи военно-политической ситуацией в стране». Оплата на поставку оборудования и вооружения, по заключенным контрактам с контрагентами, стала невозможной. В июле 2014 года программа строительства корвета была остановлена «для экономии бюджетных средств» уже официально.

Поэтому в октябре 2014 года предприятие было вынуждено объявить на всю Украину о прекращении работ по амбициозному проекту. Это привело не только к общественному скандалу и нарушению законодательства о внешнеэкономических операциях, но и к наложению фискальными органами штрафных санкций – около 100 млн гривен. Фактически, в 2014 году власти Украины уже исподволь запустили процедуру банкротства Черноморского судостроительного завода. Возможно, что в данном случае не обошлось без подковерной борьбы между старыми «заклятыми друзьями» В.А. Порошенко и В.В. Невинским.

Однако, несмотря на официальные заявления о прекращении строительства корвета, завод до конца 2014 года продолжал варить первые две секции его корпуса. Кроме этого, в Николаев поступила и некоторая часть ранее закупленного комплектующего оборудования. Поэтому, в ноябре 2014 года радостный командующий ВМСУ вице-адмирал С.А. Гайдук заявил, что готовность строящегося корвета составляет уже 43%, хотя реальная готовность корвета составляла на тот момент едва 17%.

При этом С.А. Гайдук утверждал, что «в рамках разработки корвета, ведется разработка ряда систем вооружения, которые могут быть использованы при модернизации других кораблей и перевооружении береговых сил, например, таких, как будущий противокорабельный комплекс «Нептун». Но здесь С.А. Гайдук явно «пустил петуха». Ведь из публиковавшихся ранее данных по «Володимиру» было совершенно ясно, что все вооружение корабля должно было быть импортным. В частности, в качестве ударного оружия, корвет должен был получить знаменитые французские противокорабельные ракеты «Exocet», а совсем не ракеты комплекса «Нептун», которого реально еще не существовало. Аналогична ситуация была с ЗРК и артиллерией корабля, которые, также, должны были поставляться иностранными компаниями. Причем поставка ракет и артиллерии была даже частично оплачена! Заметим, что в письме первого заместителя командующего ВМСУ контр-адмирала А.Тарасова начальнику департамента техники и вооружения министерства обороны Украины Р. Башинскому (выложено на сайте «Спрут»), подтверждалась целесообразность использования при постройке «Володимира» винтов компании «Fincantieri» и артиллерийских установок «Milenium» компании Rheinmetall. Это значило, что принципиально проект корвета не пересматривался. Так кто же из двух украинских адмиралов врал?

Весьма смешно прозвучало и утверждение С.А. Гайдука, что корвет должен будет стать основой будущего боевого ядра украинского флота, а его противокорабельный комплекс, с радиусом действия 320 км, решающим фактором сдерживания «восточного агрессора». И это притом, что ракеты «Exocet» имеют радиус действия всего до 180 км, причем в самой совершенной модификации!

В том же ноябре 2014 года, экс-министр обороны Украины адмирал И.И. Тенюх посетовал, что для планомерного строительства «Володимира» необходимо отстегивать из бюджета по 300 миллионов гривен в год.

Впрочем, Украину все же постарались успокоить. «Процесс идет. Мы работаем, как и работали. Не останавливались» – гордо заявлял в те дни общественности генеральный директор украинского исследовательско-проектного центра кораблестроения А. Желоб. При этом, никаких подробностей «процесса» он, разумеется, не раскрыл, сославшись на приказ «Укроборонпрома» о неразглашении, но намекнул, что «речь идет даже не о корвете, а о фрегате, причем универсальном». Это фрегат, по словам мечтательного А. Желоба, сможет в прекрасном (хотя и весьма далеком!) будущем «заниматься и противовоздушной обороной, и бороться с подлодками, и выполнять множество других задач». Короче будет создано настоящее чудо из чудес. (https://kp.ua/politics/478712-esche-poplavaem-try-stsenaryia-razvytyia-voenno-morskoho-flota-ukrayny). В данном случае ключевой у А. Желоба являлась фраза «процесс идет». Как здесь не вспомнить незабвенного М.С. Горбачева с его классическим: «Процесс пошел!» Ну, а когда начинается процесс «по Горбачеву, совершенно понятно, куда он приведет.

Однако именно тогда было впервые объявлено, что, возможно, вместо обещанной серии корветов будет построен всего один. Именно поэтому А. Желоб и вешал на уши украинских обывателей лапшу о будущем суперкорабле, который будет на самом деле даже не суперкорветом, а небывалым суперфрегатом. Ведь ситуацию с крахом серийного строительства корветов надо было как-то успокоить…

Напомним, что первоначально громогласно декларировалось строительство 14 кораблей, причем, первые четыре планировалось ввести в строй уже в 2018 году. Затем заговорили о «дюжине корветов», потом дюжина куда-то исчезла, и заговорили о десятке, потом о будущей «великолепной четверке» и, наконец, в мутном тумане неопределенной будущности возник мираж одного-единственного суперкорвета. И никто на Украине почему-то не задал вполне разумный вопрос, а зачем вообще нужен Украине этот один корвет, пусть даже самый-самый? Ведь реальная военно-морская мощь опирается даже не на два или три корабля, а, тем более не на один-единственный! Но этим вполне разумным вопросом в Киеве никто не озадачился: «Хочу, щоб було, і все тут!»

Чтобы подбодрить общественность, тогда же, в СМИ был сделан информационный вброс, будто строительство суперкорвета идет даже с опережением графика. Но, а так, как графика строительства никто в глаза не видывал, то и оценить темпы его опережения также никто не мог.

Между тем, украинская пресса пестрела сообщениями, что на корвете «идут мощные работы по достройке». В реальности, как выяснилось позднее, две недостроенные секции корпуса «Владимира Великого» просто перетаскивали туда-сюда по цеху, чтобы те не мешали. При этом стоимость строительства «Владимира Великого» уже превысила прогнозный показатель на 1,4 млрд гривен.

Впрочем, музыка играла недолго… Уже в декабре 2014 года на стапеле в Николаеве от имитации устали и снова все замерло. Притихли большие начальники, вслед за ними замолкла и пресса. Тем временем, ЧСЗ продолжал стремительно деградировать. Поэтому в 2015 году, с целью… «финансового оздоровления предприятия», была начата процедура санации завода.

В июне 2015 года засветился 1-й заместитель начальника штаба ВМС Украины контр-адмирал Д. Таран, который неожиданно огорошил всех заявлением: «К концу 2017-го – в 2018 году планируем получить новый корабль – корвет «Владимир Великий», который строится в Николаеве, на Черноморском судостроительном заводе». (http://voicesevas.ru/ukraine/15326-ukraina-namerena-uvelichit-voenno-morskoy-flot-vtroe.html). Некоторые пану Тарану поверили. И зря, ибо пан Таран нагло врал!

Не отставал от брехуна Д. Тарана и тогдашний премьер А.П. Яценюк. 1 сентября 2015 года, во время официальной церемонии открытия украинско-американских учений Sea Breeze-2015, он сделал в Одесском порту еще более амбициозное заявление: «Государственной программой модернизации Вооруженных сил Украины предусмотрено строительство четырех корветов для ВМС, деньги запланированы в бюджете на следующий год». (http://portnews.ru/news/205738/). Яценюку громко хлопали с флагмана ВМС ВСУ фрегат «Гетьман Сагайдачный» и стоявшего рядом ракетного эсминец ВМС США «Дональд Кук».

Многие недоумевали, вроде бы, уже определились, что вместо четырех кораблей буду строить один, а тут снова четыре! Может все еще не так плохо? Може бути, ще жива мати Украина? Особый оптимизм внушало заявление премьера, что деньги на строительство сразу четырех корветов у него есть. Более того, они уже заложены в бюджет и все будет о, кей! Но Яценюк также всех нагло обманул. Ходили слухи, что именно с «володимирской казной» он и удрал вскоре на ПМЖ в США. Думаю, что это все же сплетни. Не мог великий герой майдана, принявший смертную клятву «Якщо куля в лоб, то куля в лоб!», виявитися звичайним зрадником і злодієм! Не вірю!Це вороги зводять наклеп!

Но вернемся к нашему корвету. Пока украинская общественность пребывала в блаженной уверенности, что чудо украинского судостроения уже готово на 43%, в мае 2016 года вице-адмирал С.А. Гайдук неожиданно огорошил всех, сообщив, что «Володимир» готов лишь на 32% (http://sprut.win/news/74-sredniy-razvedyvatelnyy-morozilnik.html). Как же так, спросим мы, ведь в ноябре 2014 года было 43%, и об этом сообщал тот же С.А. Гайдук? Куда подевались целых 9%! Тут одно из двух, то ли корвет уже понемногу начали растаскивать на металлолом и недостающие 9% уже реально украли, или же командование ВМСУ, постоянно обманывая и выдумывая проценты «с потолка», просто забыли, что сами говорили полутора годами ранее, а потмоу брякнули первое, что пришло на ум. Впрочем, не исключено, что украинские флотоводцы и сами запутались с этими процентами. Вначале для пиара их прибавляли, а теперь пришлось вынуждено понижать, т.к. время шло , а на стапеле ничего не менялось.

3 июля 2016 года николаевское издание «Новости N» опубликовало сенсационное интервью заместителя главного строителя Черноморского судостроительного завода И. Татарченко: «Строительство гособоронзаказа корвет «Владимир Великий» – это больная тема для нашего завода. Корпусные работы на нем выполнены более чем на 80%, изготовлены все блоки корпуса и часть настройки, приобретено и хранится на складах оборудование. Корабль был готов к закладке на стапеле с июня 2014 года. Но деньги у государства закончились, и, как мы видим по бюджету 2016 года, финансирования этого крайне важного для обороноспособности нашей страны заказа тоже нет. И с каждым годом корпус и оборудование постепенно приходят в негодность».

Далее И. Татарченко доверительно сообщил, что секции корвета уже несколько лет валяются и ржавеют на заводе. Пройдет еще какое-то время, и они станут вообще непригодны для дальнейшего использования. То есть, даже, уже освоенные на корпусные работы деньги, также окажутся выброшеными на ветер.

Вот это номер! Пока вся «патріотично налагоджена Україна», затаив дыхание, высчитывала проценты готовности будущего флагмана ВМСУ, его оказывается еще реально и не начинали строить! Просто валяются по цехам несколько ржавых коробов и все…

В октябре 2016 года новый командующий Военно-морскими силами Украины вице-адмирал И.А. Воронченко, в интервью одесскому изданию «Думской», заявил, что корвет «Володимир Великий», конечно же, будет достроен, но о конкретных строках строительства уже скоромно промолчал: «Корвет, конечно, будем достраивать. В него уже вложено много средств, и он реально нужен. На днях будет совещание в Киеве по этому вопросу, деньги выделяются, через пару месяцев возобновим его постройку. Есть проблемы с закупкой вооружения для него, но все это решаемо. Главное, что есть воля руководства страны на проведение модернизации флота и закупку новых образцов вооружения».

Шоу под названием «Володимир Великий» продолжилось!

 

***

 

В конце 2016 года украинская газета «Взгляд», в очередной раз, порадовала своих читателей, сообщив, что в 2017 году Украина возобновит государственную целевую программу по созданию корвета и для ее реализации ожидается выделение аж 1 млрд. гривен (37 млн. долл.)! При этом 2 февраля 2017 года замминистра обороны И. Павловский пояснил, что все необходимые на строительство корвета деньги уже выделены и его строительство снова идет полным ходом, а кроме этого, военное ведомство пытается в ходе переговоров с судовой промышленностью добиться переуступки контракта по корвету, заключенного в 2009 году с Черноморским судостроительным заводом. Передачи контракта, со слов И. Павловского, добивались в драку аж четыре какие-то так и неназванные компании.

Замминистра мечтал вслух, что будущий украинский корвет будет выполнять задачи, совместно с друзьями по НАТО, в операционной зоне Черного и Средиземного морей. Журналисты внимали и млели от счастья. Многие опять верили, забыв небезызвестного Манилова из гоголевских «Мертвых душ»: «А хорошо бы провести от дома подземный ход или выстроить чрез пруд каменный мост с купеческими лавками».

Мечты мечтами, но объявление украинского генерала о выделенных деньгах на достройку корабля, вызвало приступ смеха у всех, кто хоть немного разбирался в военном кораблестроении.

Дело в том. что 37 млн долларов – это было ни о чем! Этих денег не хватило не то что на постройку корабля, но даже на научные и технические изыскания по его постройке. И сразу вопрос, то ли генерал И. Павловский непроходимый идиот, или, наоборот, сильно хитрый. Думается, что все же хитрый, т.к. в октябре 2017 года И. Павловский был арестован, как главный коррупционер и расхититель госсобственности в Министерстве обороны Украины. Всего за пару лет ушлый генерал украл из казны 149 млн гривен (https://beztabu.net/novosti_t4952). Так что об инновационном проекте корвета думать ему было, в принципе, просто некогда.

Поясним, что стоимость головного корвета в 2009 году оценивалась, как минимум, 250 млн. евро. Из этой суммы, только на покупку двух американских дизель-генераторов «Катерпиллер» (в США), итальянских валопроводов, винта регулируемого шага артиллерийской установки «ОТО Мелара», швейцарского зенитно-артиллерийского комплекса «Эрликон Миллениум», артиллерийской установки «ОТО Мелара», голландских подруливающего устройства, рулевой системы и успокоителей качки, следовало заплатить 42 млн. евро. Но и это не все! Обманув коллег, украинцы из контрактной суммы смогли заплатить лишь 23 мл. евро. В Европе юмора не поняли и украинские комбинаторы попали под нехилые штрафы, поэтому сальдо в 19 млн. евро, т.е. почти половина выделенной на строительство корвета суммы сразу же ушла на погашение задолженности союзникам. Фактически даже выделенные крохи мгновенно растворились в никуда…

Теперь об анонсированной генералом-коррупционером смене исполнителя контракта. Реалии Украины таковы, что в 2016 году, даже для ведущей боевые действия украинской армии, закупки новой техники носили мизерный характер. Уже только поэтому заявления украинского руководства следует трактовать не иначе, как популистскую прокламацию. И это даже не углубляясь в техническую сторону вопроса. Что же касается в данной ситуации передачи недостроенного корабля с одной верфи на другую, то это вообще необъяснимо. Несложно предположить, что смена исполнителя контракта призвана замаскировать вполне прогнозируемое списание недостроенного корвета и раздел его на металлолом, сулящий определенные выгоды конкретным руководителям украинского Министерства обороны.

Чуть позже стало известно, что отныне осуществлять достройку корвета будет завод «Ленинская кузня» принадлежащая… президенту Украины. Вряд ли ставший к тому времени президентом П.А. Порошенко всерьез рассчитывал достроить недостраиваемое, а вот подзаработать на металлоломе вполне…

А далее произошло вообще нечто невероятное. При очередном просмотре финансовых счетов на корвет, президент П.А. Порошенко нахмурил брови. И было от чего! Просто своим недюжим аналитическим умом президент внезапно понял, что название «Володимир Великий», несомненно вызовет неоднозначную реакцию в украинском обществе. Вдруг граждане «незалежної» подумают, что корабль назван в честь… Владимира Путина! То-то будут ликовать враги-сепаратисты! Думал президент недолго и росчерком своего золотого пера повелел переименовать сомнительный «Володимир» в политически нейтральную «Винницу». Ну, а почему именно в Винницу, спросит пытливый читатель? Да потому, что именно в Виннице П.А. Порошенко начал делать свои первые шаги в большом бизнесе, именно там он стал «конфетным королем» и поэтому сей город был особенно мил президентскому сердцу.

Инициативу президента, разумеется, поддержал уполномоченный мэра Винницы В. Савельев. «Командование поддержало такую идею. Первая ассоциация с «Владимиром Великим» – это имя президента страны-агрессора. А если будет «Винница», то мы сможем предоставлять личному составу корабля всестороннюю шефскую поддержку», – сказал В. Савельев, добавив, что город с радостью возьмет шефство над кораблем (портал Vlassno.info 19.09.2016 г.).

Из сообщений украинской прессы от 3 февраля 2017 года: «Заложенный в 2011 году на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве корвет решено назвать «Винница», а не «Владимир Великий», согласно более ранним планам, по причине возможных ассоциаций с президентом России Владимиром Путиным». Вот ведь идиоты, сами объявили, что будут бороться за древнерусских князей, а затем сами же и сдулись! Но такая она и есть сегодняшняя Украина!

Самое веселое, что в ВМСУ уже имеется корвет с названием «Винница». Правда он уже старый и ни на что не годный, но ведь числится в боевом составе! Как же надо любить милую сердцу Винницу, чтобы ее именем назвать сразу два корабля на одном маленьком флоте! Воистину человеческая привязанность не имеет пределов!

Известие о внезапном переименовании «Володимира», вызвало некоторую оторопь на Украине. Кто-то в соцсетях сразу же предложил переименовать корвет в «Петр Великий» (чтобы возникла определенная ассоциация уже с самим украинским президентом), другие предлагали более радикальные варианты – «Великий Вальцман», «Петро Опухший» и даже очень обидное – «Петруха Непросыхающий». Честно говоря, во всей этой истории переименования «Володимира», поражает глубочайшая психологическая зависимость от России, сидящая, на уровне подсознания, в мозгах сегодняшней украинский политической псевдоэтилы.

Итак, решение о переименовании будущего суперкорвета приняли, но, как и где его дальше строить, решить так и не смогли.

Вот мнение главного редактора журнала «Экспорт вооружений» А. Фролова: «Любимый киевский завод президента Порошенко, владельцем которого он опосредованно является, – «Ленинская кузня». В свое время на предприятии строили малые противолодочные корабли проекта 1124. Неизвестно, какой у завода стапель, но в принципе украинцы могут построить корвет блоками, по частям, а потом собрать. Корвет «Винница», заложенный в мае 2011 года, – это все-таки сравнительно небольшой корабль, водоизмещением 2,6 тысячи тонн. Кроме того, теоретически его могли быть строить на Херсонском судостроительном заводе. Но все это, опять же, вилами на воде писано».

Еще более пессимистично был настроен заместитель директора Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) В. Шварев считавший, что «решение перекинуть строительство корвета с одного завода на другой крайне противоречиво, ведь это повлечет за собой дополнительные издержки, а в украинской государственной казне денег крайне мало. Кроме того, сейчас снова активизировались бои в Донбассе, и можно со стопроцентной уверенностью утверждать, что ВСУ используют боеприпасы, гарантийных срок которых либо приближается к завершению, либо уже завершился. Даже на ударные операции украинцы не могут закупить вооружения и используют старые артиллерийские системы, переставляют запчасти с одного танка на другой для восстановления боеспособности бронетехники. Корвет – это давняя история, и в лучшие времена украинцы чуть ли не всем миром собирали деньги на этот корабль. Миллиард гривен – это мизер, и пока страна в таком состоянии, мечтать даже об окончании строительстве корвета не стоит». Ну, нема у пану атаману золотого запасу!

Так и случилось. Взвесив все риски, П.А. Порошенко решил не связывать свой имидж с непредсказуемым «Володимиром Винницким» и втихую слил тему с «Ленкузней». Все опять вернулось на круги своя, т.е. на Черноморский судостроительный завод. Сразу же, все вслед за президентом, столь же резко, все забыли и об опрометчивом переименовании «Володимира» в «Винницу».

 

***

 

Наступил 2017 год. И в самом его начале измученной ожиданиями общественности было сообщено, что спуск многострадального «Володимира» на воду должен произойти в 2022 году. Вслед за этим, как мантру, повторили и историю о четырех будущих корветах, впрочем уже не так уверенно, как раньше.

Однако в июле 2017 года, по ходатайству следователей украинской генпрокуратуры, в рамках расследования дела о невыполнении инвестиционных обязательств при приватизации ЧСЗ в 2003-2012 годах, на все имущество завода и на эмитированные им акции был наложен арест. Данная процедура автоматически сделала невозможным выполнение плана санации и «финансового оздоровления», подразумевающего, среди прочего, реализацию имущества, не связанного с производственной деятельностью, с целью удовлетворения требований кредиторов. Короче, приехали!

Только тогда в Киеве, наконец-то, сообразили, что в число «имущества, не связанного с производственной деятельностью», на ЧСЗ попадает и две ржавые секции корпуса «Володимира Великого». Что-то надо было срочно делать, но что? Для спасения ржавых секций решили выделить из состава безвозвратно гибнущего ЧСЗ новое ПАО «Судостроительная компания «Корвет» с уставным фондом в 5,168 млн гривен. Но пока на ЧСЗ были наложены аресты, провернуть это сальто-мортале оказалось невозможно.

Впрочем, в Киеве продолжали отчаянно блефовать. И в ноябре 2017 года в украинских СМИ появилось очередное обнадеживающее сообщение: «Согласно новой редакции программы «Корвет», государственные средства на ее реализацию увеличены почти на 100%, однако ВМСУ получат свой долгожданный корвет «Владимир Великий» только через 5 лет» (https://ukraina.ru/news/20170720/1018933738.html).

22 ноября 2017 года правительство Украины вынесло постановление «О внесении изменений в Государственную целевую оборонную программу строительства кораблей класса «корвет» по проекту 58250» № 879 планировалось возобновить финансирование строительства корабля класса «корвет» проекта 58250. Согласно этой программе первый корабль должен быть передан ВМСУ уже в 2022 году, а остальные три до 2026 года.

Итак, вроде бы снова официально вернулись к четырем кораблям! Тогда же прессе было объявлено, что правительство Украины откорректировало и утвердило многострадальную государственную целевую оборонную программу «Корвет», на период 2011-2028 гг. Согласно продекларированным изменениям, финансирование со стороны государства будет увеличено на 15,72 млрд грн и составит не 16,22 млрд грн, как ранее, а 31,93 млрд, а в 2019-м – еще почти 2,8 миллиарда. Казалось, что вот теперь-то, все уж точно наладится!

Но постановление, постановлением, а реальных денег так никто ни копейки не дал, да, судя по всему, и давать, не собирался изначально. Комедия стремительно приближалась к своему закономерному финалу.

Это было столь очевидно, что если раньше скептицизм относительно успешного строительства украинских фрегатов выражали, прежде всего, зарубежные эксперты, то теперь к ним присоединились уже и поумневшие украинские. Так прозревший украинский военно-политический обозреватель А. Коваленко заявил: «Отрадно осознавать, что финансирование проекта продолжается, но печально то, что если ранее рассчитывалось на лицезрение «ВВ» (так в украинской прессе, не слишком уважительно, именуют «Володимир Великий» – В.Ш.) уже, хотя бы в 2021 году, ожидания будут сдвинуты еще на год. А ведь эти корабли нужны уже сейчас, в условиях беспомощности ВМСУ перед ВМФ ЧФ РФ. Так же, крайне сомнителен факт серийного производства корветов, умещающегося в спуск одного боевого корабля в течение двух лет! Оглядываясь на историю «ВВ» в это слабо верится».

 

***

 

2017 год сменил 2018-й. В начале его судостроительный холдинг «Смарт Мэритайм Груп» неожиданно признал, что хотя корпусные работы по строительству корвета «Владимир Великий» и выполнены на 80%, но общая техническая готовность головного корабля составляет всего… 17%. При этом, общая контрактная стоимость проекта с 2009 года выросла более чем в два раза, поэтому достройка корабля, при регулярном финансировании, займет еще минимум 5 лет. Аплодисменты! Перед нами во всей своей красе предстал театр украинского абсурда!

Главная же «фишка» сообщения «Смарт Мэритайм Груп» состояла в том, что за два года с 2016 по 2018 год процент готовности «Володимира» снова уменьшился, причем на этот раз уже на 15%! Было очевидно, что если так пойдет и дальше, то скоро «Володимир» вообще исчезнет, как материальный объект.

Что касается новой стоимости корвета, возросшей, как минимум, до 500 млн. долларов, то на эти деньги вполне можно было заказать уже несколько корветов, а то и полноценных фрегатов. Поистине «незалежна» это «черная дыра», где любые деньги исчезают безвозвратно.

В любом случае, фактически можно говорить лишь о самой начальной стадии строительства бедолаги-корвета. И ведь не зря (ой, не зря!) С.А. Гайдук так громко причитал «о значительных негативных военных, экономических, финансовых и имиджевых последствиях прекращения строительства корабля».

Ну, а 24 мая 2018 года, на съезде ассоциации судостроителей Украины «Укрсудпром», командующий ВМСУ вице-адмирал И.А. Воронченко со скорбью объявил, что военному судостроению Украины грозит «точка невозврата», если Киев не сможет найти деньги на достройку «Владимира Великого»: «У нас есть постановление от 21 ноября о продолжении финансирования программы «корвет». На этот год, согласно этому постановлению, было выделено 1,361 млрд гривен. Но констатирую факт: вроде бы все мужи государственные подписывают постановления, но средства считают после того, как подписали. Приходит письмо буквально две недели назад, что нет в государстве средств соответствующих».

Так же И.А. Вороченко заявил, что он уже обращался лично к президенту П.А. Порошенко и к народным депутатам, с тем, чтобы во втором полугодии 2018 года изыскать средства на финансирование строительства, но услышан никем не был. Провалилась и попытка И.А. Воронченко заинтересовать публику тем, что программа «корвет» привлекла бы около 200 предприятий и обеспечила работой более 9000 человек. Слушатели отнеслись к этому с полным равнодушием. Кого волнует чужое горе!

«После того как в Крыму осталась часть украинских боевых кораблей, реальных военно-морских сил на Украине нет, — отметил украинский политик В.Н. Олейник в комментарии Федеральному агентству новостей. — У них еще есть какие-то «адмиралы», но флота нет. Да, у Киева была попытка приобрести где-то хотя бы документацию на строительство новых кораблей. Но на это нужны деньги, а денег в бюджете нет».

Украина с трудом справляется со своими финансовыми обязательствами перед Международным валютным фондом и близка к полному банкротству, тут уж, как говорится, не до жиру — быть бы живу, отметил украинский политик. Сегодня Гройсман (премьер-министр Украины – В.Ш.) ждет как кислорода очередного миллиарда от Международного валютного фонда, чтобы хоть как-то заткнуть дыры и бреши. Потому что иначе будет социальный взрыв. Поэтому бюджет будут сокращать, в том числе на военные расходы».

А впавший в истерику И.А. Воронченко, все кричал и кричал: «Как угодно, но 1 миллиард 361 миллион гривен дайте на флот!»

Стенания командующего ВМСУ, по человечески, понятны – человек очень переживает за вверенный ему участок работы. Но сразу же, возникает закономерный вопрос, а можно ли построить современный ракетный корвет водоизмещением в 2,5 тысячи тонн за 51 миллион долларов (что составляет в пересчете 1,3. млд. гривен), которые требовал с бедного Гройсмана истеричный Воронченко?

Чтобы не ходить далеко, посмотрим на стоимость современных российских корветов. Итак, наиболее массовый современный российский корвет проекта 20380 стоит 17 миллиардов рублей

(https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%8B_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B020380).

Однако корветы проекта 20380 стоятся с 2001 года, да и их водоизмещение (стандартное -1800 тонн) меньше, чем заявленные 2.5 тысячи тонн для «Володимира». Поэтому корректней будет все же сравнивать украинский инновационный сверхкорвет «Володимир» со строящимся сейчас российским головным корветом проекта 20386 «Дерзкий». Во-первых, оба корабля начали разрабатываться фактически в одно и то же время. Водоизмещение их одинаково – 2, 5 тысячи тонн. При этом оба проекта объявлены и прорывными, и инновационными. Итак, официально заявленная стоимость корвета проекта 20386 составляет 29 миллиардов рублей, т.е. 440.7 миллионов долларов. Примерно столь же (особенно учитывая недешевое импортное вооружение) должен стоить и украинский «Володимир».

О сегодняшней готовности украинского корвета мы уже говорили выше. Сегодня совершенно очевидно, что все ранее заявленные пропагандистские проценты его готовности – это всего лишь пропагандистское фуфло, а фактически на сегодняшний день сварены лишь две корпусные секции из пяти. При этом еще неизвестно, в каком состоянии эти секции сегодня находятся. Поэтому в реальности корвет «Володимир» пребывает еще в самой начальной стадии постройки, т.е. в него необходимо еще вложить, как минимум, 400-420 миллионов долларов. Но ведь И.А. Воронченко требует всего каких-то 50 миллионов?

Абсолютно понятно, что за эти деньги «Володимир» никогда не построить, хоть каждую неделю организовывай массовые патриотические субботники. Тогда для чего просить эти 50 миллионов, которые все равно ничего не решат и так же бесследно уйдут в морской песок, как и все предыдущие вливания?

Думается, что причин жалобного крика И.А. Воронченко сразу несколько. Во-первых, командующий ВМСУ прекрасно понимает, что 400 миллионов долларов ему никто никогда не даст. Поэтому И.а. Воронченко пытается хотя бы оживить ситуацию вокруг несчастного корвета, создать видимость строительства, подкинуть деньжат судостроителям и успокоить общественность.

Если бы 50 вожделенных миллионов удалось все же заполучить, можно было во всеуслышание объявить, что строительство «Володимира» продолжается, хотя сроки постройки, по объективным причинам, снова сдвинулись вправо, на три-пять лет. После этого шумиха вокруг корвета на несколько лет бы стихла.

Года через три-четыре, когда о «Володимире» снова вспомнили, этот финт можно было бы попытаться проделать еще раз. Ну, а дальше уже, как сложится…

Понять И.А. Воронченко можно, т.к. ситуация у командующего ВМСУ в данном случае просто безвыходная. Но и в Киеве, так же, прекрасно понимают, что за 50 миллионов они корвет никогда не построят. Если же они удовлетворят просьбу И. Воронченко и дадут ему 50 вожделенных миллионов, то все эти деньги просто исчезнут «в никуда». Именно поэтому Киев и не хочет расставаться с миллионами «зеленых».

Получается заколдованный круг – 400 миллионов не дают, т.к. таких денег у Украины нет, а 50 миллионов (хотя они есть) не дают, потому, что это бесполезно и проблемы не решит.

Политолог В. Киреев в 2018 году в эфире радио Sputnik прокомментировал ситуацию следующим образом: «Этот случай – пример критической утраты Украиной способности выполнять взятые на себя обязательства. Это еще один аспект, демонстрирующий разрушение государственности на Украине, помимо утраты способности управлять своей экономикой, своими предприятиями, контролировать безопасность на своей территории, иметь эксклюзивное право на формирование юридических и общественных норм. При этом на публичном уровне никто об этом говорить не хочет, потому что, он будет подвергнут критике. Но от этого факт не перестает быть фактом – никакой крупный проект на современной Украине не может быть реализован. Публичная политика расходится с реальными действиями. На публичном уровне происходит формирование образа чуть ли не великой державы, значимого субъекта международной политики, улучшающего жизнь населения на своей территории. А в реальности ничего этого нет. Украина – пример галопирующего разрушения и государственности, и норм ответственности, в том числе, в публичной политике».

Впрочем, есть и еще один нюанс. В июле 2018 года, «Smart Maritime Group» сделало сенсационное заявление, что в связи с банкротством Черноморского судостроительного завода, корпус строящегося корвета «Владимир Великий» будет продан. Неразрешенная ситуация с арестами привела к дальнейшему удорожанию проекта корвета. С момента начала строительства его стоимость превысила прогнозный показатель на 1,4 миллиарда гривен. Поэтому вероятность реализации государственной программы устремиться к нулю, т.к. аресты не позволили выделить из состава общества новое ПАО «Судостроительная компания «Корвет», недостроенный корпус «Владимира Великого» был включен в ликвидационную массу для дальнейшей реализации.

При этом цифра в 1,4 миллиарда гривен весьма любопытна, учитывая сегодняшний курс гривны к доллару, как 27 к 1, это – 51,8 миллиона долларов, Но это, как раз именно та цифра, о которой истерично кричал И.А. Воронченко! Таким образом, вице адмирал, клянча данную сумму денег, вовсе не просит о продолжении строительства корвета. Он стремится хотя бы рассчитаться с накопившимися долгами и не более того! Подтверждением тому, что все обстоит именно так, служить молчание вице-адмирала на заявление «Smart Maritime Group» о решенной продаже двух корпусных секций корвета на металлолом.

Вот такое оно, сегодняшнее украинское военное судостроение, вот такая она, сегодняшняя государственная украинская логика.

Так что, говоря о том, что сейчас Украина в судостроение достигла «точки невозврата», Воронченко откровенно кривит душой. Настоящую «точку невозврата» Украина прошли в 2013-2014 годах на Майдане. Всем сегодня давно уже понятно, что Украина – классическое государство-банкрот, у которого ни реального военного судостроения, ни реальных ВМС. Ну, а скандал со строительством корвета просто наиболее яркое подтверждение этому

5 июня 2018 года вице-адмирал И.А. Воронченко вынужден был еще раз признать перед СМИ, что «если деньги не будут найдены, военному судостроению страны грозит «точка не возврата».

Из сообщений украинской прессы: «Происходит что-то странное. Вопрос о финансировании находится в компетенции Минфина. В январе казалось, что все решено. Но сейчас возникает такое ощущение, что кто-то наверху внезапно решил спустить строительство корвета на тормозах. Почему? Сейчас пытаемся выяснить». (https://www.obozrevatel.com/crime/vladimira-ne-budet.htm).

Самое смешное, что отказавшись от постройки своего корвета, Украина попала на серьезные деньги. Ведь, как мы говорили выше, в постройке «Володимира» участвовали и зарубежные поставщики, с которыми уже были заключены контракты. Часть штрафом Украина по искам союзников уже выплатила. Теперь же предстоит выплачивать по новым.

Из заявления хозяина ЧСЗ концерна «Смарт Мэритайм Груп»: «Прекращение финансирования повлекло срыв графика работ и невозможность получения от поставщиков – это всемирно известные компании – законтрактованные изделия для насыщения судна. Завод, не сумев оплатить в полном объеме проавансированную продукцию иностранных поставщиков, понес убытки в размере около 100 млн гривен в виде штрафных санкций за нарушение сроков расчетов по валютным операциям. Тем временем дальнейшее простаивание госпрограммы приводит к финансовым потерям украинского бюджета. В частности, есть угроза потери 74 млн грн авансов по договорам с иностранными компаниями – поставщиками оборудования и вооружения для кораблей. Неразрешенная ситуация с арестами ведет к дальнейшему удорожанию проекта. С момента начала строительства его стоимость превысила прогнозный показатель уже на 1,4 млрд гривен» (https://www.obozrevatel.com/crime/vladimira-ne-budet.htm).

Финальная точка в многострадальной истории с «Володимиром Великим» была поставлена 3 июля 2018 года. В тот поистине исторический день хозяйственный суд Николаевской области признал Черноморский судостроительный завод банкротом. А поскольку, так и не снятые с предприятия аресты не позволили появиться последней спасительной соломинки – ПАО «Судостроительная компания «Корвет», две ржавые недостроенные секции «Володимира Великого» включили в ликвидационную массу для дальнейшей реализации… уже в виде металлолома.

«Мы продолжаем вести системный диалог с Министерством обороны, как заказчиком, относительно дальнейшей судьбы проекта», – уныло сообщили СМИ в компании «Смарт-Холдинг», куда входит обанкротившийся ЧСЗ. Диалог можно вести до бесконечности, как системный, так и бессистемный. Но денег все равно никто уже не даст. Как говориться, финита ля комедия! Нет повести печальнее на свете, чем повесть об украинском корвете…

 

***

 

Правда И.А. Воронченко, по привычке, еще оббивает пороги редакций и радиостанций, но уже иностранных, так на украинских он со своим корветом уже всем надоел. Не так давно в интервью «Радио Свобода» вице-адмирал, в очередной раз, плакался, что из-за недостатка финансирования строительство «Володимира» затянулось на долгие годы: «Украинский корвет стоит примерно 250 миллионов долларов. 680 миллионов гривен на него уже потрачено, в частности, проплачена часть денег за артиллерийское вооружение, средства противовоздушной обороны, дизель-генераторы и тому подобное, к тому же практически готов корпус. Поэтому, считаю, надо достроить корвет, несмотря ни на что. Мы должны это сделать, чтобы потомки не указывали на нас пальцами так, как мы указываем на некоторых военачальников, которые «попилили» в Севастополе три украинских фрегата… Лично я хочу без стыда смотреть в глаза курсантам, которые мечтают служить на современных украинских кораблях. Корвет – это, прежде всего, вопрос престижа страны, которая во время войны спустила на воду корабль. А еще, по моему мнению, только с корветом мы сможем отвоевать Крым». Продолжая логическую цепь украинского вице-адмирала, надо понимать, что без «Володимира» он никогда отвоевать Крым не сможет. Так что, видимо, не судьба!

Ну, а подельник Вронченко, заместитель министра по т.н. вопросам временно оккупированных территорий Г.Б. Тука в эфире телеканала ZIK сообщил, что Украина может противопоставить российскому флоту вместо «Володимира» только «дулю». Что и говорить, признание исчерпывающее!

Надо признать, что во всей нескончаемой «Санта Барбаре» с украинским «Владимиром» имелась и объективная составляющая. Дело в том, что, вне зависимости от личных предпочтений президента, министра обороны Украины и командующего ВМСУ, все они, всегда находились, находятся и будут находиться в плену не только политических, но и реальных военно-экономических обстоятельств. Суровая же реальность такова, что на Украине нет лишних денег. Ну немає грошей і все, хоч гопак стрибай!

Ну, а мог бы корвет «Володимир», если бы мечты Киева осуществились, и его гипотетически все же достроили, стать фактором сдерживания России? Однозначно нет! Российский Черноморский флот имеет подавляющее, как количественное, так и качественное превосходство над украинским. Это подавляющее превосходство осталось бы и в случае достройки многострадального корвета. Скажем честно, что и России, и республикам Донбасса, выгодно, чтобы Киев и дальше тратил деньги на подобные «Володимиру», никому ненужные «долгострои», а авиация и сухопутные войска оставались недофинансированными. Так что пусть и дальше делают вид, что строят и воруют!

Не секрет, что свой военный бюджет Украина в последние годы надувает из последних сил так, что аж щеки лопаются но, несмотря на это, надуть «пузырь» получается не очень.

При этом, вполне логично, приоритет перевооружения и повышения боеготовности отдается, прежде всего, сухопутных сил. Логика в данном случае понятна – идут боевые действия на Донбассе и, во избежание будущих Илловайсков и Дыбальцевых, первым делом необходимо укреплять потрепанные танковые и мотострелковые бригады.

Следующими на очереди, по приоритету и нужности, для сегодняшней Украины стоят ВВС. Но расценки на новые самолеты и вертолеты в мире таковы, что сегодняшнему бюджету Украины они просто не под силу. Кроме этого, согласно формуле соотношения – «затраты – отдача», для Украины именно ВВС – это провальный вариант вкладывания денег. Украина до сих пор не в состоянии восполнить потери своей авиации в 2014-2015 годов на Донбассе. И это, притом, что никаких реальных успехов у украинских ВВС там никогда не было. С отсутствием реальных ВВС Украина похоже уже смирилась.

Сегодняшнего их финансирования едва хватает на то, чтобы хоть кое-как латать старую технику, закупать топливо и устраивать пиар-акции, с пролетами самолетов над пляжами.

Что касается ВМСУ, то по формуле «затраты – польза», они находятся на последнем месте. В сегодняшних украинских реалиях никакой реальной пользы от ВМСУ нет, и не будет даже в долгосрочной перспективе. Ибо это самый дорогой в строительстве и затратный в поддержании род войск.

Совершенно логично, что в обстановке постоянно усугубляющегося финансового дефицита, первыми под «секвестр» попадали и попадают именно те статьи военного бюджета, которые не имеют прямого отношения к ведению боевых действий в Донбассе. Так как корабли ВМСУ не участвуют в боевых действиях, значит, на них будут и минимальные затраты — не построили какой-то корабль, да и бог с ним!

Разумеется, президент, и министр обороны Украины периодически выступают с ритуальными речами, подбадривая общественность и своих несчастных моряков, что надо «ще трохи» потерпеть и все наладится, а там впереди за горизонтом «ридну неньку» ждет великое военно-морское счастье. А что прикажите президенту и министру еще делать? Верят ли они сами в то, что говорят? Если не полные идиоты и представляют себе состояние экономики собственного государства, то однозначно не верят.

Другой вопрос, верят ли их рассказам слушатели. Кто-то, наверное, еще верит, точнее, хочет верить. Другие, поумнее, давно все поняли и новых сказок не воспринимают.

Сегодня, уже не только экспертам, но и простым, хоть немного думающим обывателям совершенно ясно, что у ВМСУ не будет никакого будущего, причем не только славного, но и бесславного. Его просто не будет… Такова объективна реальность, изменить которую не в силах ни новые сверхгениальные президенты, ни новые сверхталантливые министры обороны.

Что же касается «Володимира Великого», то этому мертворожденному пасынку украинского оборонпрома уже никогда не качаться в волнах Южного Буга.

Вообще-то это было всем понятно с первого дня его закладки, т.к. никто строить всерьез его и не собирался. «Володимир Великий» являлся просто рекламным ходом (кстати, для своего времени, весьма неплохим). Имитация строительства помогла на несколько лет успокоить общественность и вселить некую уверенность в наивные головы украинских военморов. Но, как каждая реклама, реклама с «Володимиром» себя тоже изжила. Что же осталось в итоге – а ничего – просто пшик!

Вот, в принципе, и вся леденящая душу история так и не родившегося флагмана украинских военно-морских сил.

 

***

 

Рассказав о трагикомической истории мертворожденного «Володимира Великого» скажем несколько слов о судьбе его тезки российского «Князя Владимира» – российского атомного ракетного подводного крейсера стратегического назначения, относящегосяся к 4-му поколению атомоходов.

Разумеется, РПКСН и корвет – это понятия совершенно несопоставимые, приблизительно, как лев и кролик. Российский «Князь Владимир» имеет водоизмещение в 24.000 тонн (что в 10 раз больше, чем его украинский тезка-бедолага). «Князь Владимир» имеет самый современный ядерный реактор и водометный движитель. При этом экипаж «Князя Владимира» насчитывает всего 107 человек, что вполне сопоставимо с экипажем его «почившего в бозе» украинского коллеги. Атомный ракетный крейсер развивает надводную скорость 15 узлов и подводную до 30 узлов. Что касается автономности «Князя». То она неограниченная. Главным оружием атомного подводного крейсера являются 16 сверхдальних баллистических ракет Р-30 (SS-NX-30) «Булава», каждая из которых оснащена шестью разделяющимися головными блоками индивидуального наведения мощностью по 150 килотонн каждая. Таким образом, одним полным залпом «Борей-А» может испепелить до сотни целей – городов, ракетных шахт, пунктов управления, мест базирования войск и промышленных объектов. Кроме этого «Князь Владимир» вооружен торпедами, торпедо-ракетами и крылатыми ракетами. Заметим, что «Князь Владимир» весьма малошумный корабль, что было достигнуто размещением гребных винтов в кольцевых насадках и использованием водометных движительных установок. Кроме того, на «Князе» использованы звукопоглощающие покрытия нового типа, а также другие новые технические решения. Корпус «Князя» выполнен из маломагнитной стали и обеспечивают глубину погружения до 480 метров. В целом, главные достоинства «Князя Владимира» – это малозаметность, высокая скорость и способность эффективно уходить от любого преследования, ну, и, разумеется, апокалипсическая мощь его оружия.

Российский «Князь Владимир» является четвертым кораблем проекта 955 «Борей» и первым, построенный по модернизированному проекту 955А (09552) «Борей-А». От первых трех кораблей серии, «Князь Владимир» отличается проведенной на нем модернизацией по следующим направлениям: шумность, маневрирование, удержание на глубине, управление оружием.

В течение 2009 года на строящем его заводе «Севмаш» был подготовлен производственный задел корабля (секции прочного корпуса), а в декабре того же года начались подготовительные работы. Официальная церемония закладки «Князя Владимира» состоялась 30 июля 2012 года. На церемонии присутствовал президент Российской Федерации В.В. Путин.

17 февраля 2014 года пресс-служба «Севмаша» сообщила, что основной корпус корабля сформирован, успешно пройдены гидравлические испытания корпуса, показавшие прочность конструкции. На корабле идет монтаж оборудования, который планируется завершить до конца лета 2015 года, после чего начнутся электромонтажные работы.

17 ноября 2017 года «Князь Владимир» был выведен из эллинга для спуска на воду. Экипаж атомного ракетного подводного крейсера стратегического назначения был сформирован на Северном флоте и подготовлен в Учебном центре ВМФ.

В 2018-2019 годах корабль успешно прошел заводские и государственные испытания и вошел в боевой состав Северного флота. Все четко, ясно и своевременно, так, как и должно быть при постройке стратегически важного корабля в государстве, где руководство не на словах, а на деле, занимается укреплением обороноспособности.

Следует отметить, что кроме, только что вошедшего в боевой строй «Князя Владимира», на стапелях «Севмаша» планово достраивается еще четыре атомных подводных крейсера: «Князь Олег», «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» и «Князь Пожарский». На воду их планируется спустить до 2022 года. И есть все основания полагать, что все именно так и будет.

А техническая мысль российских корабелов не стоит на месте. Уже известно, что дальнейшим развитием проекта 955 станут атомные подводные стратегические крейсера «Борей-Б», а вслед за ними российский ОПК займется строительством атомных подводных крейсеров пятого поколения.

Честно говоря, сравнивать технологии, темпы и объемы российского кораблестроения с украинским даже неприлично. Если одни уже давно перешагнули в XXI-й век, то другие все еще копошатся в XIX-м.

Владимир Шигин, капитан 1 ранга


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"