Более полувека имя: Игорь Пчелко на титуле книг (первой страницы с названием) или подпись его под журнальными рисунками сопровождали сотни иллюстрированных изданий. И в нашей книге о трудном детстве поколения, рожденного в тридцатых годах, оно тоже участвует, хотя Игоря нет с нами уже много лет.
Когда-то созданные к военным повестям рисунки очень точно сопроводили рассказы детей-очевидцев не фронтовых событий, а жизни всего народа военного времени. Рисунки дополнили — усилили впечатление. Да, было холодно, голодно, страшно, бывало на волосок от неимоверных испытаний! А на созданном художником полотне? Отец, поднявшийся навстречу вражескому танку, брат хладнокровно идущий на таран вражеского самолета, дед, не отступивший ни на шаг, потому что должен! Изгнать! Врага уничтожить!..
Не стилистикой, а глубинным состоянием, рисунки, по своей силе, мощи созвучны музыке 7-й симфонии — Ленинградской — Дмитрия Шостаковича. Лаконичной, выразительной, пронзительной.
Игорь Пчелко в своем творчестве был Мастер. Я написала «был». Правильнее сказать — есть. Его рисунки, сотворенные им когда-то! Они здесь: время, отстоящее на более чем семь десятилетий, гремело, взрывалось, накатывалось ужасом, болью, бомбежками на всех нас, пронизанных войной. И на Игоря тоже.
Вот на фотографии славный мальчуган в белом костюмчике. Учился ежедневно! Мужеству, стойкости. И главному правилу — не отступать от намеченного ни на шаг.
Ему исполнилось 10 лет 11 декабря 1941 года. Войну он узнал также, как мы все пяти — девяти — двенадцатилетние... В полной мере прочувствовал, запомнил хаос, злобность нашествия врага, перевернувшие в одночасье мирное трудовое, уверенное течение жизни. Воспринимал мужество своих защитников — воинов Красной армии, сплоченно вставших защищать Родину, свой народ.
С тех давних сороковых он берег впечатления и помнил своих танкистов, моряков, летчиков, пехотинцев, артиллеристов. Видел их стойкими, открытыми, красивыми, несгибаемыми, отважными.
Игорь Пчелко постоянно возвращался к теме войны. Черпал понимание того времени, событий из глубины своей памяти.
Мы все давние выпускники МПИ — уже, увы! — малочисленные, приложили максимальный труд подвижников Печати,— чем и занимались немалые десятилетия жизни, чтобы книга, читателем которой Вы стали, получилась настоящей книгой. То есть с душой и любовью. Также с душой и любовью создавал свои рисунки Игорь Пчелко. Он сам и его жизнь были такими, как его рисунки.
Что было в основе созидания такой жизни: дружная московская коренная семья, нормальная общеобразовательная школа — учили азам науки середины XX века: математике и химии, физике, биологии, истории, родному языку, немецкому, английскому и особенно высокой литературе: русской и зарубежной классике. И самому важному — не только пониманию и осмыслению окружающего мира, но и, в первую очередь, умению думать. Обобщать, отделять зерно от плевел.
Третьей составляющей была школа отца Ивана Григорьевича, специалиста редкой профессии: аэрофизика-метео- ролога, исследователя причин и следствий обледенения самолетов. Школа отца научила Игоря основам мужественности, преодолению трудностей, несгибаемой воле.
Иван Григорьевич хорошо рисовал и приобщил сына к искусству в широком масштабе: театру, музыкальной школе, рисованию. В 1943 году — подчеркнем — в сложнейший год Великой Отечественной войны Игорь поступил в Московскую среднюю художественную школу, в класс превосходного художника, педагога Николая Сергеевича Андрияки. Учитель был добр, строг, но справедлив: старательных поощрял еще большей молчаливой добротой, а увальням и нерадивым говаривал с удивительной Андрияковской интонацией, как бы пренебрежительной, если видел, что вместо твердого прекрасного карандашного штриха «создатель» разводит сено-солому и вообще не стремится завершить рисунок: «До морковкиного заговенья, что ли?» Подразумевалось: «Хорош гусь! Ты не мужик, что ли, не способен собой управлять, не можешь вовремя поставить точку?»
Школа научила учиться и думать. Отец — мужеству и настоящему мужскому образу — всегда расправленные плечи, всегда прямой взгляд и осанка. Музыкальная школа — душевной гармонии. Андрияка — рисовать. Страна! — Всегда побеждать.
После художественной школы Игорь выбрал профессию полиграфиста. Поступил на заочное отделение МПИ — надо было научиться высшему знанию книгосозидания. В те годы все образование — и среднее и высшее — было бесплатным и это отсеивало случайных в профессии. Игорь Пчелко с первых шагов стал в книжном деле своим. И часто с благодарностью вспоминал педагогов, укрепивших знание и любовь к книге: Александра Ивановича Усачева, известного гравера, Бориса Дмитриевича Ильинского, ведущего курс издательского дела, то есть превращения рукописи в книгу. Этим прекрасным делом Игорь занимался всю жизнь до последней минуты, исповедуя законы художественного образования — фундаментальной школы графики, осмысленного рисования, живого, завершенного и нескончаемого.
Он учился в техникуме и институте с демобилизованными после окончания Великой Отечественной войны, вчерашними солдатами, лейтенантами, капитанами, вернувшимися к мирной московской жизни, завоевав Победу. От тесного общения с прошедшими тяжелые испытания старшими и сам серьезно взрослел.
С первого институтского курса, с 1952 года, иллюстрирует книги в крупнейших московских издательствах: «Молодая гвардия», «Советская Россия», «Советский писатель», «Просвещение», «Воениздат». Представьте широту тематики. Серьезность литературы: «Князь Серебряный» А. Толстого, «Чапаев» Д. Фурманова, «Муму» И. Тургенева, «Петр I» А. Толстого, «Поединок» А. Куприна... Много рисовал в популярных журналах: «Огонек», «Советский воин», что позволило ему в 1962 году вступить в Союз журналистов: в 1950-1980 годы — мощное объединение тех, кто создавал журналы, газеты — многотысячную периодическую печать страны.
По командировкам Союза журналистов, выполняя задания газеты «Правда», журнала «Огонек», Игорь объехал весь Союз, побывал в Прибалтике, Азербайджане, Дагестане, Киргизии, Сибири, на заводах Магнитогорска и Челябинска, военных частях, у пограничников. И всегда с блокнотом и карандашом.
Начиная с 1962 года, участвовал в наших — с моим мужем Геннадием Федоровым — труднейших объемных изданиях «Правды».
В 60-70-е — как художественный редактор, главный художник занимался оформлением тогда полноформатного, почти стостраничного цветного и очень популярного журнала «Пионер». Мне доставляло истинное удовольствие дождаться свободного Пчелко, чтобы получить отличные рисунки на радость читателем. Зачем я упоминаю серьезные тома «Правды» и детский журнал? Игорю Пчелко в изобразительном творчестве было доступно все.
***
Его страстное желание создавать не оставляло времени на участие в широких выставках художников. Бывали показы в Доме Журналистов на Суворовском бульваре. Но широкого звучания эти показы — слишком свежих рисунков, только что привезенных из поездок, не получали. Серьезный показ таких рисунков требовал бы осмысления, тщательной работы. И... Времени, которое надо было отбирать у новой книги! Весы раздумья склонялись, конечно, к рисункам.
Да, Игорь Пчелко был увенчан премией Союза журналистов СССР. Ему было присвоено звание Заслуженного работника культуры РСФСР. Но, зная хорошо столичный мир художников, особенно иллюстраторов, наиболее ярко раскрывавшийся на московских Всесоюзных выставках, могу сказать — игнорирование Игорем этих показов «сообщество» не одобряло. Итог этих рассуждений прост. Предполагаю — тратил бы он на общение больше времени — стал бы академиком. Я смею так говорить, потому что вижу, куда движется или не движется компьютерное рисование. Нет. Ползание...
Ребята, молодые иллюстраторы! С таким великим наследием Русской школы рисунка, с нормальным 2-3-5-часовым тренажером ежедневно... С Третьяковской галереей, с музеем на Волхонке. С книгами великих: Леонардо, Микеланджело, Репина, Серова, сделайте XXI век Ренессансом Российской графики. Просто, походя не станет, но должен, обязан стать!
Прошедшей осенью в Музее книги МГУП, в чудесном его выставочном зале, на вернисаже выпускника МГУП академика Владимира Мочалова — виртуозного острого графика — сатирика, прозвучали его слова, обращенные к пришедшим на открытие выставки, студентам: «Чтобы рисовать прекрасно, следует ежедневно рисовать много. Себя не жалея. И ставя задачи для себя максимально, может быть, невыполнимые. Но тогда и результат окажется максимальным». Его усердию, точному глазу, уверенной руке можно позавидовать, а надо бы следовать. Он владеет генеральным орудием графики: штрихом — линией. Тем, что является основой графики, так же как им (штрихом) владел Игорь Пчелко.
***
Познакомились мы с Игорем 20 декабря 1956 года. Этот день был необыкновенный. Мой, тогда еще будущий супруг Геннадий Федоров, пригласил отпраздновать вручение дипломов МПИ ему и его институтскому другу Игорю Пчелко: синих импозантных книжечек. Такой диплом мне вручили этим летом, и я уже полгода была единственным редактором отдела оформления замечательного, фундаментального, толстого — почти двухсотстраничного, весьма заметного, истинно столичного и со сверхинтеллектуальной редакцией журнала «Театр».
Вероятно, основное торжество, бурное и многочисленное, уже произошло. А в тот декабрьский вечерок состоялась эдакая высокосветская встреча в «Метрополе».
От Геннадия я слышала о Пчелко. Он становился известным. Я, как любой прыткий новичок, хотела что-то добавить в оформление «своего» журнала, в частности, шмуцтитулы к пьесам. Хорошие рисовальщики были необходимы.
Каким был Игорь Пчелко в двадцать пять лет? Обворожительный красавец, с отменными манерами, добронастроенный, легкий, хороший рассказчик. Мечта любой девчоночки.
С Геннадием мы друг друга уже нашли. И с Игорем с того вечера подружились, как оказалось, навсегда... Мы пробыли в центре круглого приятного зала допоздна. Все оказалось в меру и прекрасно, даже пылающее пламенем финальное суфле-сюрприз, при подаче которого для большего эффекта,— тушили в зале свет... «Метрополь» в те годы не был каким-то ВИП — сверх всего — и не для всех. Для всех! Кто умел себя вести в нормальном обществе, в истинно первоклассном ресторане.
Должна сказать, МПИ, современный преемник которого Университет Печати, в те годы был одним из привлекательных высших образований для творческих ребят. Фундаментальное образование и возможность быть на виду в многоликой печати Москвы и всей страны.
Мои свеже-дипломники были внимательны, респектабельны, интересны в беседе, джентльмены высшего ранга по всем статьям...
Через некое время мы с Геннадием уже «строили» свой дом в старо-новом районе Щукино. И даже под натиском дочки завели фокстерьера Чуба. Периодически встречались с Игорем в том же Домжуре, поскольку тоже были приняты. Или в многочисленных совместных проектах в «Правде», «Советской России», Фонде им. И.Д. Сытина и вообще в Москве. Последний штрих личности Игоря — он оказался хорошим отцом дочке и сыну, но все творческое начало в нем кипело лавой притихшего вулкана. Самое поразительное было наблюдать, как он преображался при виде «не занятого» рояля. В секунду забывал все, подходил — где бы то ни был к роялю, раскручивал банкетку или придвигал стул, открывал крышку с клавиатуры и начиналась Музыка...
Предполагаю, мое сравнение его военных рисунков с симфонией Шостаковича было не случайным. Гармония, проверенная стройностью нот — звучание линий...
Однажды Геннадий вернулся домой раньше обычного — я в тот день занималась «Пионером» дома — готовила его «в печать». Процесс весьма важный. Могла сидеть над его восемьюдесятью страницами всю ночь. Редакция «Пионера» располагалась на 2-м этаже когда-то великолепного журнального Правдинского здания у Савеловского вокзала. С левой стороны у моего стола было окно во всю ширь кабинета. И я невольно иногда посматривала туда, в ширь неба, дорог, представляла полтора миллиона читателей, которые каждое начало месяца ждут.
Когда? Когда? Когда? Придет номер любимого «Пионера». Да, все отдашь, не пожалеешь...
А кто приехал с Генулей? Игорь. Приехал посоветоваться насчет «Князя Серебряного». Посидели — поспорили. Поужинали. Посмеялись. Тут-то и появился Чуб.
— О,— сказал Игорь — вырос. Я его видел совсем щенком.— И потрепал за бороду. А Чубу только этого и надо было — он тут же полез целоваться, лаять — мол, играй.
Я знала, что Игорь к домашней живности относится прохладно и постаралась Чуба отправить, строго попросив принести мячик. Игорь, недоверчиво наблюдавший наш как бы диалог, заметил, усмехнувшись:
— Ты хочешь сказать, что он понимает слово мячик?
— Конечно.— И тут у меня возникла неожиданная цель. В плане редакции возникла повесть, одно из «действующих лиц» которой — пес. Я еще ее не читала... А вдруг это фокс? Мечта!.. Уговорить Игоря сделать рисунки. И вот она — натура. Чуб очень живой, добродушный. Они друг друга поймут. И я тут же представила радость читателей...
Минуты миновали, прискакал Чубастый. С мячиком.
— Ну,— сказал Игорь, — просто он другой вещицы не нашел. Вот и все.
— Ах, Чубаша,— продолжала я свою линию,— я тебя просила принести братца, а ты принес мячик.— И бросила ему мячик, который он с недоумением унес с собой.
Игорь, что называется, всплеснул руками:
— Ты, Сайка, хочешь меня убедить, что ваш пес гениальный, все понимает и считает до тысячи?
— Нет,— вздохнула я,— он очень хороший, как и все фоксы. Вернее, как все собаки. Нам он доставляет радость и что- то еще, чему определения сейчас не найду.
Вернулся Чуб, вильнул хвостом-обрубком и, улыбаясь чернющими, хитрющими, ужасно мужскими глазами, лайкнул:
— Вот вам братец,— и положил к ногам гостя резиновую игрушку-собачку — играть буду с ним. А ты, за то, что меня гоняла, принеси кусочек лимона. Хочу.
Что делать — это было справедливо. А лимоны он обожал, у Чуба были свои причуды, которым мы потакали, потому что очень его любили...
Игорь в игру не вступил и совершенно обескураженный отправился с Геннадием, тот перед тем, как ставить машину в гараж, должен был подбросить его к метро...
Генуля вернулся и весело рассказывал, как недоверчиво удивлялся Игорь Чубовыми выкрутасами...
Я рассказала эту очень длинную историю, потому что через много лет она имела неожиданное продолжение...
А в «Пионере» все-таки появился свой фокстерьер, но не в повести. В «Академии Домашних Волшебников», которую ежемесячно я вела там почти семь лет параллельно со своими главными обязанностями. А рисовала волшебная Татьяна Ларинова. Для Игоря ежемесячное отключение от его великих книг было неразумно.
***
Прошло немало лет. Мы пережили Афган, перестройку и, не к ночи будь помянуты, вступили в 90-е. Все, ну просто, все, болели — мы сами, родные, друзья. Игорь заболел сразу и жестоко, да так, что вообще не выходил из дома. За ним ухаживали дочь Алла и сестра Наташа. Большое внимание и время ему уделял друг-художник Сергей Куприянов. Отрадой для него было рисование. За десять лет он создал для издательства «Терра», вернее для ее еще более крутого, помпезно-высокомерного книжного клуба «Monplaisir» одиннадцать книг — 324 иллюстрации!
От визитов к нему он категорически отказался. Не хотел видеть в глазах друзей сочувствие? И жалости? Может быть, просто жалел нас, зная, что наши мамы — в возрасте — сильно болеют, живут от нас далеко. А заботимся мы. Да и мы ощутили грубые удары 90-х: Геннадий то и дело попадал в госпиталь. Геннадий очень часто ему звонил. Всячески уговаривал разрешить чем-то помочь. Идти наперекор? Было невозможно. Но, конечно, творческую поддержку Игорь принимал охотно, и часовые разговоры по телефону его поддерживали значительно. К тому времени Геннадий стал одним из высоких спецов в книжном деле. Тем более, всю жизнь у них была настоящая дружба, и я в отсутствие Геннадия вступала в беседы.
Но время ковыляло вперед... Наступил отчаянный XXI век. Революционный интернетный переворот расколошматил мир: платформы тверди, на которых зиждились континенты, дали небывалый крен. На сушу катили не маленькие — средние — большие волны, а одни девятые валы. Уходили навечно... Родные, друзья. Вокруг возникала пустыня. Переворачивало вверх тормашками ставшую другой, родную Москву...
Ушел, сильно болея, Геннадий... И я встала на первый пост общения с Игорем. Он так и не позволил себя навещать, но я взяла себе за правило — на любой его звонок оставлять свои заботы. Стараясь помочь в его книжном деле.
Когда он занимался «Тремя мушкетерами», ему не давалась Миледи. Компьютерами ни он, ни я не пользовались. По его рассказам я просто по почте посылала фотографии-отпечатки из разнообразной прессы с «блондинками» вредной внешности...
Конечно, не одна я была в «помощницах». Друзья еще оставались...
О движениях его книг он рассказывал всегда подробно. С «Тремя мушкетерами», печалясь, наконец расстался. Рассказывал, что работал с удовольствием. Теперь занимался Стивенсоном, а дальше предстоит Жюль Верн. Литература превосходная!
При такой работоспособности у него никогда не было персональных творческих выставок. Так произошло, что отложив все свои творческие заботы, я с марта 2002 года включилась в создание двух книг-воспоминаний выпускников МПИ — «Мы из МПИ» по 500 страниц каждая. Процесс был долгим. За это время я подружилась с новым МГУПом, преемником МПИ, Музеем книги Университета, с истинным знатоком музейного дела, отчаянно энергичной его директором Светланой Владимировной Морозовой, фондами Музея, его стенами, выставочным залом, о котором в наши 50-е и не мечтали. И музея такого, я думаю, нет нигде.
Когда вышли «Три мушкетера», я решила и сумела договориться с Музеем книги Университета о выставке иллюстраций к одной этой книге. Рассказывать всю историю невозможно. Получится детективная повесть.
Разложила я листы с завершенными иллюстрациями, подаренными издательством «Терра» музею, в конференц-зале. Что-то не так смотрится? Звоню Игорю и осторожно подбираюсь с вопросом: «Не остались ли у творца черновики, эскизы, зарисовки?» Я помню этот день весны 2009 года! А Игорь небрежно отвечает: «Да, ну, я попросил выбросить ворох. Такая макулатура!» Я похолодела от ужаса. Если есть драгоценности в папках у художника — это эскизы! И это — макулатура? Да, еще такого созидателя-мастера, как Игорь! Выяснила, что очередной пакет с «макулатурой» приготовлен...
Разными, сравнимыми с гонкой по МКАД на скорости 200 км, способами я получила заветный пакет. Все рассмотрела, успокоилась, денька два подумала и соединила готовые, уже напечатанные в книге, но лаконичные по цвету, с набросками — прекрасными, чудесными карандашными рисунками...
Выставка получилась что надо! И гости со всей Москвы. И цветы. И слова. И книга отзывов. И студенты.
Сосед Игоря, Марат Закаев, художник из издательства «Дрофа» вернисаж снял на смартфон, отвез и представил Игорю. Творец был рад неимоверно, а мы все — рады, что доставили ему прекрасные переживания...
***
Продолжение истории с Чубом оказалось неожиданным. Конечно, за Игорем ухаживала дочь Алла, сестра Наташа, кто-то из родных и «допущенных». Но одиночество, к которому он не привык, было тяжким. В разговорах с Геннадием он вспоминал с тихой грустью нашего любимца фокса. Вероятно, и дома была эта дежурная тема...
Кончилось тем, что рядом с ним оказались два дорогих существа, никогда его не покидавших: Дана и Филя. И еще кот Чиграш. Говорят, кошки и собаки не уживаются в одном доме. Еще как, в полном согласии. Если в доме все относятся друг к другу с добром. Их появление не только наполнило равновесием последние годы Игоря, но смею предположить, продлило. Рассказы по телефону: какие умные, хорошие, прекрасные собаки; какой мудрый кот — любит сидеть на раковине в ванной и следить за каплями воды... Игорь, удивляясь:
— Ты представляешь! Он думает...— говорил Игорь с восхищением...
***
Когда он занимался «Островом Сокровищ», то рассказывал поэтапно, что делал: просто читал, просто собирал материалы, думал, еще читал, искал карандашом — карандашом! облики героев, проявлял образы... и так далее. Разговоры с ним о ходе создания цикла рисунков к Стивенсону помогли мне в последней встрече читателей с художником Игорем Пчелко.
После выставки в Музее МГУП «Трех мушкетеров», мне показалось необходимым раскинуть выставку его рисунков в более полном составе. Мы это сделали с художницей Лилией Ионовой, буквально выплакавшей разрешение приезжать к нему домой на консультации.
Рассказ о выставке в зале «На Ружейном 4», имевшем отношение к Союзу библиотек имени Аркадия Гайдара, ведомым Татьяной Валерьевной Рудишиной, тоже может превратиться в повесть с детективными вариациями.
Но прежде еще два слова — простых: однажды Игорь позвонил в ту минуту, когда я уезжала на Ваганьковское, уже договорившись со спутниками. Я сказала Игорьку, куда я направляюсь, а вернувшись, непременно позвоню. Он понял, попросил передать Геннадию сердечный посыл. По возвращении мы долго разговаривали, он заканчивал «Казаков». То, что его беспокоило, — мы развязали узелок неясности. В предыдущую ночь ему было плоховато, и я старалась, без копания, успокоить его. Он вдруг замолчал, и как бы с другой интонацией спросил, вспомнила ли я его у Гены и какие цветы отвезла? Я не забыла...
А цветы я всегда привожу, настоящие мужские — гвоздики красные и белые, просто оставляю у темно-красного камня с его именем.
Игорь помолчал и заметил: «Красиво. Красное и белое...»
Выставку мы готовили к его 78-летию. И я рассчитывала внимательно ее сохранить, чтобы повторить через два года. Игорь ушел от нас. Тяжело. 20 сентября. На отпевание я пришла с гвоздиками, красными и белыми...
Выставку «В Ружейном 4» мы открыли уже в память большого высокоталантливого мастера Игоря Ивановича Пчелко.
Будет правильно закончить рассказ повторением страницы, сопровождавшей вторую и пока последнюю персональную выставку. Мы назвали ее: «Игорь Пчелко — иллюстрации, портреты, пейзажи».
«Выставка замечательна тем, что все экспонаты выполнены в классическом жанре изобразительного искусства — графике.
Художник создает удивительный по выразительности мир, навеянный писателями ушедших эпох: Львом Николаевичем Толстым и Алексеем Николаевичем Толстым, Александром Дюма, Жюлем Верном и Робертом Льюисом Стивенсоном, Даниэлем Дефо, и почти нашими современниками: Леонидом Пантелеевым, Сергеем Алексеевым за стеклом музейных стеллажей. Стивенсон «Остров сокровищ». Бродяги, прожженные всеми ветрами океана. Каковы лица... одежда... движение... Борьба только до победы.
Чтобы открыть в рисунках мир Стивенсона, художнику потребовалось не раз и не два внимательно, с карандашом и блокнотом, прочитать текст, делая пометки в блокноте, выделить наиболее выразительные события. Пересмотреть немало справочников, старинных гравюр, музейных изданий, скрупулезно выпестовать точнейшие предварительные зарисовки архитектуры и кораблей, башмаков и блуз, шляп, оружия, предметов корабельного быта. А затем, приучив свою руку к легкому, виртуозному воплощению изученного, войти в мир драматических событий и выбрать наиболее контрастное. А затем создать композицию-макет последовательности иллюстраций. И только тогда, пропитавшись солью океана, крепким запахом ядреного табака, приступить к созданию иллюстраций.
Мы попытались воспроизвести процесс создания рисунков к одной книге, проиллюстрированной мастером. А сколько их было?
На выставке всего лишь три портрета. Но каковы персоналии? В последнее десятилетие Пчелко придавал большое значение портрету, особенно к широко иллюстрированной книге.
Лев Николаевич Толстой времени написания остро-напряженных «Казаков». Молодой, с горячим непримиримым взглядом. С усмешкой мудреца.
Александр Дюма, иронично взирающий на проделки своих «ребятишек». Мы серьезно работали с экспозицией и вокруг знаменитого острова романиста были его «Мушкетеры». Ничто земное и ему было не чуждо: откуда бы ему знать тогда?
Жюль Верн. Мы очень точно его расположили слева от входа по диагонали. Как бы рядом вертикаль морского-океанского пейзажа. Но входящий в зал видел сначала силу, а затем Создателя великого романа — путешествия, провидца земных и океанских тайн. Пейзажи, не считая обозначенного к Жюлю Верну, всего четыре; вроде простых подмосковно-средне-российских. Но таких прекрасных, лаконично цветных и таких невозможно родных — что и есть Россия...
Художник Игорь Пчелко был очень трудолюбив, увлечен книгой, дисциплинирован, ответственен и высокоталантлив.
Не просматривайте выставку бегло. Остановитесь около каждой книги и постарайтесь войти в мир, созданный двумя творцами — писателем и художником. Подходите ближе и смакуйте каждую деталь, линию, каждый оттенок благородной цветовой гаммы художника. Он так ценил приглушенные тона!
Мы уверены — Вы войдете в зал одним человеком, обремененным сиюминутными заботами. А выйдете?!»
Октябрь 2014
* Очерк из книги «Детство отменяется: воспоминания». - М.: МГУП имени Ивана Федорова, 2015.
Саида Сахарова
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"