На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православное воинство - Публицистика  

Версия для печати

Донское казачество, Донбасс:

триумфы и трагедии в срезе исторических процессов

Доклад на XVII-х Всероссийских Иринарховских Чтениях «Современное понимание патриотизма и предательства в событиях 100-летней давности».

 

* * *

Основные мысли о судьбах Донбасса, Слобожанщины и Донского края в этой статье были изложены мною ещё в 2005 году, когда прозвенел первый звоночек зарождающейся гражданской бойни в Донбассе в результате так называемой «оранжевой революции». Уже тогда прослеживались тенденции глобального раскола Украины направленного на ослабление России в неуклонном, извечном желании Запада уничтожить великого восточного соседа. Так было во все времена: начиная с крестоносцев, великой смуты, нашествия шведов и французов, двух мировых войн в XX веке. Всё течет, всё меняется, но не уходит патологическое желание раскроить Русский мир, частью которого является и Украина, о чем забыли наши братья, из их сознания враги всего русского нагло выбивают это понятие. И это настоящая трагедия!

 

* * *

С незапамятных времен между Волгой, Доном и Днепром жили люди. Эта территория всегда была связующим звеном, своеобразным торговым перекрестком и сценой ожесточенных битв между Западом и Востоком. Здесь сталкивались различные племена, которые приходили со всех сторон света. Донецкие степи вынесли «на своих плечах» великое переселение народов. Ковыльные просторы знавали топот огромных орд гуннов и готов, скрип кибиток скифов и сарматов. Много тайн и свидетельств хранит донская земля. Но пустить корни, освоить Дикое поле суждено было только сильному и свободному народу, освоение этих земель происходило в трагическом противостоянии различных народов и культур.

Начиная с Х века, Северное Приазовье и Донские степи становятся зоной влияния Киевской Руси, здесь происходят постоянные стычки с различными кочевыми племенами. В периоды затишья донской край становился благодатным торговым центром, пересечением торговых путей, идущих во все концы света.

Влияние восточных славян на кочевые, более отсталые народы, было огромным и это влияние ещё больше усилилось с принятием христианства. Некоторые племена кочевников начинают вести оседлый образ жизни, они, как правило, селятся на границах русской земли, занимаются земледелием, становятся подданными древнерусских князей. В свою очередь, русское население интенсивно проникает в степи, где создает свои поселения.

Хотелось бы более подробно остановиться на направлениях движения восточнославянских племен, начиная с самых ранних источников, которые дошли до нас. Основываясь на фундаментальном историческом труде великого русского историка Сергея Михайловича Соловьева, давайте проследим движение славянских племен. Вот что пишет С. М. Соловьев:

«Славянское племя не помнит о своем приходе из Азии, о вожде, который вывел его оттуда, но оно сохранило предание о своем первоначальном пребывании на берегах Дуная, о движении оттуда на север и потом о вторичном движении на север и восток вследствие натиска какого-то сильного врага. Это предание заключает в себе факт, не подлежащий никакому сомнению: древнее пребывание славян в придунайских странах оставило ясные следы. Сильных врагов у славян на Дунае было много: с запада – кельты, с севера – германцы, с юга – римляне, с востока – бесчисленные азиатские орды; только на северо-восток открыт был свободный путь, только на северо-востоке славянское племя могло найти себе убежище, где, хотя не без сильных препятствий, успело основать государство и укрепить его в уединении, вдалеке от сильных натисков и влияния Запада, до тех пор пока оно, собравши силы, могло уже без опаски за свою независимость выступить на поприще и обнаружить со своей стороны влияние и на восток, и на запад».

Мы видим, что движение восточных славян на северо-восток было исторически предрешенным в результате натиска врагов. В эти века формировался характер славянских народов. Они не были кочевниками, только под угрозой самого своего существования им приходилось уходить с насиженных мест, осваивая дремучие просторы русской равнины. Закаляясь, обретая уверенность в своих силах, восточные славяне выстояли, а в  результате этого огромного напряжения сил, мудрости и воли была создана Киевская Русь.

 

* * *

Вся наша земля, земля Донбасса, земля наших предков пропитана кровью и потом многих и многих поколений. И как бы не хотелось врагам нашим, живущим по соседству, либо где-то далеко за океаном, оторвать нас от своей земли, перевернуть наше сознание, запугать или подкупить, разрезать по живому, как это произошло в 1991 году, ничего у них не выйдет. Ибо внутренняя, генетическая связь наших народов, которая уходит в глубь тысячелетней Руси, настолько сильна, что разорвать ее невозможно. Она живет в душах миллионов, усиливается и возрастает в своей мощи в дни испытаний. Эту загадку русской, славянской души не разгадать никому.

Это дает надежду и уверенность, что и в этой глобальной битве, которая продолжалась практически весь кровавый двадцатый век будет наша победа. Эта битва корнями своими уходит в глубь веков, она продолжается, но уже другими методами, и теперь в двадцать первом веке, я верю, мы в итоге одержим победу, потому что с нами Бог и помыслы наши чисты.

 

* * *

В войне 2014-16 годов на Донбассе донские казаки, воины оказались в центре противостояния с украинскими карателями и сыграли не малую роль в отражении атак националистов, Донбасс стал новым ратным полем в борьбе за русский мир.

Мы нередко слышим из уст украинских, так называемых «освободителей» от российской агрессии, такое выражение «цэ наша земля». Смешно! Но они в это верят!

История донского казачества неразрывно связана с тысячелетней историей русской земли, хотя и принято официально относить образование Всевеликого Войска Донского к временам правления Ивана Грозного, именно Иван Грозный пожаловал казакам грамоту на вечное владение Доном со всеми его притоками.

В 1552 году зафиксирован первый военный поход донских казаков на Волгу к стенам Казани под началом атамана Сусара Федорова. Спустя 4 года донские казаки Ляпуна Филимонова совместно с московскими ратями принимают участие в ликвидации Астраханского ханства.

Именно с 16 века начинается интенсивное расширение казачьего влияния на окраинах Руси – это связано, прежде всего, с упадком и полным крахом татарских государств на юге и востоке, создаются условия для казацкой экспансии. К примеру, в 1557 году атаман Андрей Шадра с несколькими сотнями донцов уходит на Терек, где они положили начало Терскому казачеству.

В дальнейшем казачество распространяется на Урал и в Сибирь, это, прежде всего, связано с именем Ермака Тимофеевича.

Но кто такие казаки? Об этом не утихают споры историков, исследователей казачества, писателей.

 

* * *

Если говорить о предыстории возникновения казачества на Дону, по одной из версий, история донского казачества возводится к христианскому населению Хазарского каганата (ясы и касоги, которые за своё кавказское происхождение получили название черкасов). В домонгольский период они также именовались бродниками, казаков как отдельного войска или субэтноса тогда ещё не существовало.

Вторая версия, исходит из идеи совершенного обезлюдивания Донской земли в эпоху татаро-монгольского нашествия (то есть полного исчезновения домонгольского христианского населения Дона) и заселения её русскими беглецами с «чистого листа». Основной поток первоначального русского населения (беглых крестьян) направлялся из Рязанского княжества.

Никаких украинцев в этом крае на Дону, Диком поле, не было и в помине, да и самого понятия «украинец» в то время просто не существовало.

 

* * *

Следующее, о чем мне хотелось бы сказать, что территория Всевеликого Войска Донского частью которого являются земли Донбасса граничат с благодатном краем, который называется Слобожанщина. Слободская Украина (окраина Руси) (Слобожанщина) включает территорию Харьковской,  части Донецкой, Луганской и Сумской областей выходя за пределы границ современной Украины в сторону Белгорода и Воронежа.

Слобожанская Украина-Окраина, Слобожанщина и, в конце концов, слобода… Что это такое? Давайте посмотрим, во-первых, что означает само слово слобода. Обратимся к нашему великому земляку Казаку Луганскому Владимиру Ивановичу Далю, вот как  трактует он это слово: «Слобода – славянское слово свобода; слободный, слободить, то есть свободный, свободить. Отсюда слобода – село, поселение свободных людей. Слободской народ – свободный народ».

Как видим, выстраивая обратную цепочку в этих понятиях, Слобожанщина – это обширная территория, заселенная слободскими, свободными людьми. Слобожанский край, окраина, краина – край земли Русской.

Здесь прослеживается своеобразный исторический и геополитический казус, нельзя обмануть искусственными политическими инсинуациями генетическую природу нашего края, земли нашей. Мы были и остаемся слобожанами, свободными людьми и в помыслах, и делах. И в какую сторону бы не повернулось то или иное государственное образование, мы все равно останемся Слобожанщиной, свободным краем, вольными донскими казаками.

Еще до открытия Григорием Капустиным в районе Лисичьей балки угля, в наших краях селились вольные люди, а затем и беглый крепостной народ. Кстати, в наши края бежал угнетенный люд как с севера, так с запада и востока. Здесь прекрасно уживались рядом и донские, и запорожские вольные казаки. Если проследить топонимику нашего края, мы найдем множество примеров, сходных топонимов, но об этом необходимо говорить отдельно и основательно.

Приведу только один пример. Возьмем город Ровеньки нынешней Луганской Народной Республики. Это не что иное, как Ровенецкая слобода. Мы знаем, что Ровеньки есть и в Белгородской области России. Если сопоставить названия ряда сел и поселков обеих ровенецких районов, то мы без особого труда найдем много общего. Это свидетельствует о том, что разрасталась Слобожанщина с севера от центральных областей России на юг, в степи, вплоть до побережья Азовского моря. И это не случайно, в XVI - XVII веках шло интенсивное заселение территории юга Российского государства. Слобожанщина становилась форпостом Руси, перед неослабевающей угрозой татар и турок. И так сталось, что и в двадцать первом веке наш край стал форпостом Руси в борьбе с глобальным западным, либеральным мракобесием.

Наш край неразрывно связан с Россией, мы и есть Новая Русь, мы и есть русские.

 

* * *

Наш край удивителен и своеобразен, особенно Донбасс. В Донбассе живут сильные и мужественные люди. И, наверное, неслучайно в нашем краю самой природой определены залежи огромных запасов каменного угля, который после открытия Григорием Капустиным в 1721 году Донецкого бассейна стал притягивать к себе переселенцев с разных земель Российского государства, чаще всего, конечно же, насильственным методом. Но после того, как разработка полезных ископаемых в Донбассе приобрела промышленный характер, для обеспечения рудников и заводов рабочим людом в донецкие земли направлялись и сами двигались крестьяне из центральных областей России.

Донбасс кормил и давал приют всем, кто хотел и мог работать, а работать в шахте или у мартена было дано не каждому, так как это адский, каторжный труд. Но уголь и металл всегда были и будут необходимы государству, это основа безопасности страны.

Все повторилось, как и в прошлые века. Донецкая земля соединяла различные народы, выковывая, кристаллизуя донбасский характер, гордый и свободолюбивый. Вот как сказал о людях живущих в нашем краю, донбасский поэт Павел Беспощадный:  «Донбасс никто не ставил на колени, и никому поставить не дано!..»

Вспомним героев шахтерских дивизий, которые сражались с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. У фашистов был приказ: шахтеров в плен не брать. Шахтеров немцы называли «черной смертью», шахтерские дивизии наводили ужас на врага, вот он донбасский характер!

Золотой век Донбасса и угольной промышленности в целом был в 60-70-е годы прошлого века, но нашим врагам бельмом в глазу маячат сильные славянские государства. Они готовы идти на любые жертвы, чтобы ослабить нас, обескровить, опустошить духовно и в итоге уничтожить.

Теперь можно с уверенностью сказать о девяностых годах прошлого века, после развала Советского Союза, что вся политика правящей элиты девяностых была разрушительным бедствием для Украины и России, предательством для всего постсоветского пространства, а для Донбасса вдвойне! Сколько изломанных судеб, сколько страданий принесла эта политика простым труженикам! Преступная правящая элита, поставив карту на Запад, на Международный валютный фонд, разворовывали то, что создавалось поколениями, мы получили умирающие шахтерские города и поселки, затопленные шахты, разрушенные заводы, обнищание и уничтожение населения, и всё это на руку нашим врагам! И вот теперь война!

Война на Донбассе, а по сути своей война на исконных русских землях Всевеликого Войска Донского, связана с государственным переворотом, который организовали кураторы из Америки и Европы вскормившие украинский фашистский национализм, разорвали территорию, разделили на части Украину собранную советской властью из осколков рухнувших империй в двадцатом веке. Эти события всколыхнули практически весь мир. Всем очевидно, что грамотно продуманная, четко спланированная глобальная акция направляется и финансируется нашими врагами, врагами всей русской цивилизации.

Враг сидит за океаном, а щупальца его в виде всевозможных, так называемых, доморощенных либералов, демократов, националистов и откровенных фашистов впиваются в тело народное, им не нужна сильная и свободная Украина, и в конечном итоге им не нужна могучая мировая держава Россия. Это продолжение долговременной американской политики мирового господства, это продолжение событий 1991 года, которые привели к развалу Советского Союза.

Нужно отчетливо понимать, что нашим врагам не нужна украинская дешевая рабочая сила, им не нужны новые рынки сбыта своей промышленной продукции, им не нужны наши сырьевые ресурсы; нашим врагам нужна Украина как стратегический плацдарм для развала и уничтожения Великой России, а все выше перечисленное у них будет, если падет последний оплот на пути мировой глобализации, если Россия останется один на один с Западом.

Да, последние события на Украине всколыхнули общество, по сути, большая часть народа была обманута и зомбирована наглым вмешательством и давлением Запада. В майданный путч были вложены миллионы, миллиарды долларов, захвачены и подкуплены средства массовой информации, брошены все силы, на развязывание войны.

* * *

И теперь мы подошли к главному вопросу, – в какую сторону должен быть направлен вектор тяготения Донбасса, Слобожанщины, Юго-востока Украины, Новороссии в целом?  Составляющими этого вопроса являются две основные связующие жизнедеятельности  народов, которые  проживают на этой территории, – это языковая и религиозная проблемы, это экономический и хозяйственный аспекты. Ответ на этот вопрос очевиден и однозначен: всеми историческими, культурными и хозяйственными корнями и самой верой православной наш край связан с Россией. Мы едины! Стоит ли развивать эту мысль, пожалуй, нет. Ибо тот, кто не хочет слышать, и не услышит. Но всё же я верю, что с Божьей помощью скоро настанет время когда уйдет в небытие эта смута, которая продолжается вот уже столетье и Великая Россия займет в этом мире своё предначертанное Божьим проведением достойное место. С нами Бог и в этом сила!

 

БИБЛИОГРАФИЯ

1. П. П. Ефименко. Первобытное общество.

2. Материалы и исследования по археологии СССР

3. Очерки древней истории России.

4. С. М. Соловьев. Русь изначальная.

5. В. И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.

Владимир Казмин, председатель Луганской писательской организации им. В. И. Даля


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"