На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православное воинство - Публицистика  

Версия для печати

Стержень нашего будущего

Победу своим подвижническим трудом обеспечил советский учитель, воспринявший как наследство великую школу просвещения Российской империи

Мы как – то привыкли,  рассуждая о проблемах обороны и безопасности, на первый план выдвигаем технику, вооружение, оборонную промышленность, выучку личного состава армии и флота, а так же моральный дух, героизм солдат и офицеров. И забываем, что за всем этим стоит незаметный, но кропотливый труд и повседневный подвиг учителя. Вспоминаю служебный эпизод конца 1999 года. США, тусовка с американцами по проблемам безопасности, я давлю на недавно ушедшего в отставку министра обороны Штатов доктора У. Перри. Мол, странные вы, американцы, помогли нам разрушить великую державу, помогаете России разоружаться, а сами наращиваете военные расходы, двигаете НАТО к нашим границам, уничтожаете наших союзников, да и вообще готовитесь к войне с нами. Где же ваш рационализм, зачем вы тратите столь огромные деньги на войну, неужели вы не понимаете, что мы вам уже не соперник?   Д-р Перри ответил вопросом на вопрос. Я всю научную жизнь занимаюсь историей Советской России, но у меня есть черные дыры в вашей истории. Директор Института США и Канады РАН Сергей Рогов из нашей делегации тут же подхватил: «Билл, мы с Ивашовым тебе любую дыру заткнем». Не заткнули. Вот что сказал Перри: «В 1921 году у вас закончилась гражданская война, ваша страна в руинах, она мертва. К тому же вы уничтожили интеллект нации. Такая страна развиваться не может. На восстановление интеллекта требуется не менее 15 – 20 лет. Но ровно через 20 лет весь мир молился на вас, потому что только вы могли остановить гитлеровскую машину. За эти годы у вас были созданы великие наука, культура, конструкторская школа, мощная промышленность, моторизованная обученная армия, обладающая высоким моральным духом. Такого рывка не совершала ни одна страна в мире. Это моя «черная дыра» советской истории». Сходу мы ответить не смогли, что-то мямлили, но и сами не знали    ответа. Не говорить же, что это свершилось благодаря коммунистической партии или господу Богу. Но эта мысль не покидала меня годами: я искал ответ и, думаю, нашел – Победу своим подвижническим трудом обеспечил  советский учитель, воспринявший как наследство великую школу просвещения Российской империи. Ленинская фраза на 111 съезде комсомола «учиться, учиться и еще раз учиться» действительно стала стратегической программной установкой новой России. И страна училась мощно и динамично. Учились все, начиная со Сталина. Он учился не только русскому языку, но и геополитике, военной стратегии, анализу мировых политических процессов. Он же осознал, что навязанный стране большевиками – космополитами переход на латинский алфавит в системе обучения губителен для страны и приказал повсеместно вернуть в школу кириллицу. И советские учителя просто ликовали по этому поводу.

Буквально пару дней назад я в очередной раз вернулся из Саровского ядерного центра. И еще раз задумался о ядерном подвиге советского народа. В силу высокой секретности наш народ мало знает о нем, и поэтому складывается мнение, что атомная бомба создавалась келейно маленькой группой талантливых ученых. Это не так. Атомный проект создавали миллионы людей самых разных профессий, и это были специалисты выше мирового уровня. Над атомной бомбой работали лучшие умы Германии, Англии, да и всей Европы. Не получилось. Затем англичане передали проект американцам, включились сами в него, подключили других европейских физиков. То есть, проект обрел международный западный характер.  СССР, разоренный войной, понесший огромные людские, интеллектуальные в том числе, потери, принял навязанный Западом вызов, и чтобы выжить, открыл новый фронт войны – ядерный. Повторюсь: вместо того, чтобы бросить все силы на ликвидацию последствий войны и развитие, мы вынуждены были в 1945 г. миллионы лучших умов, интеллект нации бросить на создание и массовое производство атомных боеприпасов. Но и другие сферы также развивались. Значит, такой интеллект  был настолько мощным и разнообразным, что его хватило не только на ядерный фронт. Два коротких замечания: специалисты, работавшие над Манхэтэнским (атомным) проектом   считали, что СССР создаст атомную бомбу не ранее 1956 г. Испытана она же была в августе 1949 г. Второе: почти параллельно шли работы и над ракетно – космическим проектом. В феврале 1955 г. в казахстанских пустынных степях появилась группа ученых, выбиравших территорию для будущего космодрома. В октябре 1957 г. СССР запустил первый искусственный спутник Земли. В апреле 2014 г. я еще раз побывал на Байконуре и не просто любовался мощью и красотой космической инфраструктуры, но и осмысливал этот подвиг, сравнивая его с нынешней российской реальностью. С сегодняшних позиций это не поддается осмыслению. Кстати, иностранцы, летающие с Байконура, смеются, когда им говорят, что за два с небольшим года был создан космический комплекс. Добавлю, и в атомном, и в космическом проектах, были созданы тысячи новых технологий – в физике ядра, ракетостроении, приборостроении, металлургии, электронике и пр. пр. И везде и во всем проявлялись самые разносторонние знания. А их нес учитель, и только он.

Но в Российской империи и в СССР обучение и воспитание являлись единым процессом. В воспитательном процессе Российской империи большую роль играла церковь. Но в советское время она была отделена не только от государства, но и от системы воспитания, эту функцию наряду с семьей взяла школа.  Значит, и в формировании морально – нравственного облика защитника Отечества, наряду с родителями, пионерскими и комсомольскими организациями,  значительный, я бы сказал, решающий  вклад внесла школа. Да, и пионерские, комсомольские организации формировались в школах и работали под руководством школьного учителя. При этом не будем отрицать роль коммунистической партии и идеологии в целом, ибо как писал К.Н. Леонтьев, «важен не народ, а великая идея, которая владеет народом». Действительно, великая идея построить общество социальной справедливости в планетарном масштабе, овладела массами, превратив население в народ устремленный в великое будущее. 

В мае отмечаем 70 – летие Великой Победы. Как бы нам поднять на победный пьедестал и народного учителя. В некоторых республиках Центральной Азии и Кавказа установлены памятники русскому учителю. Не знаю, есть ли памятники учителю в Российской Федерации. Но есть замечательные фильмы о педагогическом подвиге («Большая перемена» например), написаны замечательные книги («Педагогическая поэма»), песни, вальсы, ставились спектакли. Но это в советском прошлом. Может проявим инициативу ставить в городах и, особенно, в сохранившихся деревнях, памятники учителю.  Мне представляется, что сегодня нужно поднимать роль учителя в иерархии профессий на самую высокую вершину, ибо без знаний мы не вылезем из системного кризиса, не обеспечим безопасность и сохранение России. С таким уровнем знаний, какое мы наблюдаем в российском правительстве, невозможно «вытянуть» даже район, а страну тем более. Наблюдали мы  и военные реформы г-на Сердюкова, приведшие к ликвидации вооруженных сил как системной военной организации. Нечто подобное, та же «сердюковщина» наблюдается сегодня и в системе российского образования, точнее, в системе «обезьяничания» перед Западом и полного игнорирования великого отечественного опыта.      Касаясь воспитания, вижу здесь не меньше проблем и масштабных задач, чем в области знаний. Значительная часть молодых людей переведена в иной, совсем не российский вариант измерения жизненного смысла, целеполагания. Если мы в дни нашей молодости жили мечтами о подвиге, космосе, высокой науке, творчестве, то сегодня эти смыслы переведены в материально – финансовое измерение. А это уже не Россия, не русский характер. Поэтому педагогическому сообществу, возможно игнорируя некоторые указания минобрнауки (например, «угадайку»), предстоит менять мировоззрение наших школьников и студентов. А это далеко не простой вопрос и под силу ли он нам, педагогам, с нынешним уровнем знаний и мастерства. Видимо следует поразмыслить и об обмене педагогическим опытом, обобщении преподавательского мастерства.

И последнее.  Для того, чтобы исправить положение с образованием в нашей стране, нужно понять, кого, какого человека мы должны «лепить» в семье, школе, ВУЗе. В нещадно ругаемом СССР такой образ, архетип советского человека, был сформирован, закреплен в комсомольском уставе, уставе КПСС, моральном кодексе строителя коммунизма. И он почти не расходился с образом воцерковленного человека. Сегодня и в школе, и во всей системе образования мы, педагоги, лепим непонятно кого, в лучшем случае, под себя. Многим из нас памятна фраза министра образования и науки Фурсенко, о том, что для России нужно готовить конкурентоспособного потребителя. Безусловно, это бред, однако он работает. Ведь среди педагогического сообщества единого мировоззрения не сформировано. Я профессорствую в МГИМО и в МГЛУ, но и среди своих коллег мы ведем жаркие мировоззренческие дискуссии, являем порой непримиримые позиции по облику России, ее роли и месте в мировом сообществе государств и цивилизаций, о национальной идее нашего Отечества.  Мы сегодня формируем из ученика и студента не яркую творческую личность, не патриота Отечества с оборонным сознанием, а некий  денационализированный рыхлый образ, и дай Бог, молодежь сама дойдет до понимания истинного смысла и цели жизни. Иначе и нас ждет украинский сценарий. Володя Шуваев писал:

Отцы нас и деды просили,

В Берлине добив воронье,

Чтоб мы сохранили Россию

И светлую веру в нее.

Учитель – профессия трудная, подвижническая, а сельский учитель, еще и героико-аскетическая.   Но это стержень нашего будущего, без которого Россия как на ветру будет гнуться и качаться в разные стороны. Завершаю еще одной фразой К.Н. Леонтьева: «Твердите истину ежедневно, ибо другие твердят ежедневно ложь».

 

* Выступление на Международной  научно-практической конференция «Образование ХХI век»: «Учитель – как фактор национальной безопасности», которая состоялась 18-19 февраля 2015 года  на базе Воронежского государственного педагогического Университета.)  

Леонид Ивашов, профессор МГИМО


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"