На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православное воинство - Публицистика  

Версия для печати

О благородстве, чести и отваге

Выступление на пленуме Союза писателей России

Вспомнился небольшой, но необычайно важный штрих нашей истории. Когда Наполеон ждал ключи от Москвы на Поклонной горе, а ему все не несли и не несли их, Боанопарте пренебрежительно обернулся к своим генералам: «Похоже, эти русские не умеют сдаваться».

Зато на Бородинском поле я однажды отметил: редуты и батареи героев 1812 года находятся в тех же местах, что и дзоты 5 армии, защищавшей Москву в 1941-ом. Значит, враг всегда наступает на нас по одним и тем же направлениям! Он стремится взять одни и те же высоты.

И здесь я, к сожалению, в какой-то части не согласен с самим Баонопарте – а ведь мы, к сожалению, умеем сдаваться. Военные высоты по генетическому коду памяти русичей, потомков Пересвета еще держим, а вот высоты нравственные…

Не говорю за все писательское сообщество, больнее всего наблюдать это на самом, казалось бы, надежном и проверенном фланге – там, где работает литература о войне.

Недавно удалось заехать в Тихонову пустынь под Калугой. Стоявшая рядом с источником матушка вдруг спросила:

- Вы из города? Тогда прежде чем пить родниковую воду, надо промыть глаза и уши. Потому что вы в городе очень много чего плохого видели и слышали.

Да, на войнах мы, ее участники, тоже видим очень много плохого. Но при этом в Афганистане были повторены практически все подвиги Великой Отечественной войны. Чечня дала нам Женю Родионова – и одно это уже дает целой стране, всему русскому народу право гордо держать голову. А словно под нашу ситуацию говорил старец Паисий с Афона: «Если в цветущий сад залетает пчела, она видит только цветы и пьет в этом саду нектар. Если залетает навозная муха, то видит только дерьмо и копается в навозе. При этом ей кажется, что весь сад – сплошное дерьмо».

На литературном поле о войне за последние годы вдруг отчетливо проявилась тенденция, когда даже пчелы стали превращаться сначала в трутней, а потом и в навозных мух. А самые рьяные – в бойцов 25 часа, литературных мародеров, которые орудуют на полях сражений после героев. И потому мы все чаще и чаще встречаем в современных произведениях о войне столь омерзительных солдат и офицеров - в их пренебрежении к чужим жизням, в пошлости по отношении к женщинам, погрязших в беспробудном пьянстве, хамстве, идиотизме, - что можно даже понять и чеченцев, взявших в руки оружие:

против ТАКИХ вояк восстанет любое сердце.

ТАКИХ вояк надо уничтожать как шелудивых псов.

Данная мода пошла, мне кажется, от Светланы Алексиевич, собравшей сначала книгу «У войны не женское лицо», - которая уже была на грани очернения и подтасовок. А потом все стало на свои закономерные места, когда пошли ее «Цинковые мальчики», книга о Чернобыле. Вот там уже на первый план и стала вытаскиваться грязь, сплетни, домыслы. А ее все награждали и награждали премиями. Ровно тогда усилилась и мода для авторов УГАДЫВАТЬ желание тех, кто дал заказ на книгу.

Главный аргумент и якобы очистка совести для таких писателей был и остается один – зато это правда, я такое видел или слышал.

Только вот еще Гете утверждал: если художник рисует точную копию своего мопса, то это будет просто еще один мопс, никакого отношения к искусству не имеющий. А давайте посмотрим, сколько у нас подобных мопсов на книжных полках!!!

Согласен с Ильей Плехановым, выступившем на сайте «Российского писателя»: во многом виноваты наши издательства, требующие от начинающих авторов крови, крови и еще раз крови. А начинающим авторам, не имеющим внутреннего стержня, пока еще не поддержанных мудростью более опытных коллег по литературному процессу, это лестно: как же, их печатают, печатают и печатают.

И это, к сожалению, не безобидные шутки. В 90-х довелось мне несколько месяцев работать в газете «Чечня свободная» - мы шли за наступающими войсками, писали об освобожденных районах. Когда прилетали телевизионщики из Москвы, я звал их: ребята, открыли новую школу, пустили нитку газопровода, восстановили ЛЭП – поедем снимать.

Ответ был один – Москва требует войну.

Дотребовались. И практически сами привели ее к себе домой. На Каширку, в Норд-Ост.

Сейчас, к сожалению, происходит еще более страшное. Мы подобными героями своих книг оправдываем террористов и то, что нас убивают. Потому что подонки, - мы с вами, - изображаемые в военной литературе, достойны только уничтожения! И это не только пьяницы – здесь слава Венечке и Ерофееву, не вылезающему из зарубежных книжных ярмарок и представляющему нынешнюю литературу России! Здесь же и нескончаемые Слепые, Бешеные, ворошиловские стрелки вкупе с 9 ротой Бондарчука, - что-то орущие, куда-то бегущие, походя всех насилующие и убивающие.

Трудно представить, что так о наших солдатах писали бы Твардовский, Симонов, Ошанин, Фатьянов…

  Из литературы о войне уходит трагедия. Уходят гордость за солдата, за его подвиги, за страну. Уходит душа войны – душа солдата. Не потому ли у нас так и не появился герой, равноценный Теркину? А вот Чонкин – пожалуйста. Либералы же своими премиями и хвалебными рецензиями о военной литературе вбивают авторам в мозги: если в книге мерзость – то это пусть и горькая, но правда. Если благородство – то совковая пропаганда. Правда о войне из объема превращается в плоский подгоревший блин.

Считаем в Союзе писателей, что назрела настоятельная необходимость собрать авторов, пишущих о войне. И вести семинар даже не о литературном мастерстве, хотя и это важно и необходимо, а в первую очередь - о достоинстве писателя, о его ответственности за произнесенное и написанное слово.

Когда я затронул эту тему в Центре реабилитации инвалидов Афганистана и Чечни «Русь», где до сих пор бьются за жизнь, борются с увечьями и болезнями те, кто не сдался, кто без ног плавает в бассейнах, без рук рисует картины, там сказали: а привезите этих авторов к нам. Мы покажем, кого они предают в своих книгах. Пусть посмотрят в глаза слепым, пожмут протезы вместо рук…

Жестко? А до каких пор литература об Иудах будет почитаться более, чем о Христе?

А авторов можно еще свозить к истоку Москва-реки – постоять, подумать, как чисты истоки и загрязнены устья. Есть возможность встретиться с представителями Национального антитеррористического комитета – послушать точные цифры и реальные факты…

И Союз писателей в данном случае выступает не только как гарант бережного отношения к слову, сюжету, поднятой теме, но и позволяет начинающим авторам сверить часы, обозначить верстовые столбы, чтобы те могли не заблудиться среди подачек и не потратить свой талант на разрушение самосознания. И это ли не одно из предназначений Союза? Думаю, с учетом заинтересованности главных разработчиков военных литературных сайтов АртОфВар Максима Мошкова, Анатолия Воронина, и Окопка - Глеба Боброва, мы сможем поднять к осени данный проект.

И последнее. В 2002 году на Кавказе произошло сильнейшее наводнение. Более тридцати рек вышли из своих берегов. Но что удивительно: как сказали старожилы, все до одной реки нашли свои старые русла. Оказалось, реки помнят свои берега! И едва они почувствовали прилив силы, тут же вернулись к своим истокам.

Уверен, войдем и мы в военной теме в берега нравственности, духовности, благородства, чести и отваги. И на берегах будут у нас не Чонкины, не цинковые мальчики и не Саньки, а те, кто даже и в сегодняшние продажные дни скрепляет границы нашего Отечества. Причем своей кровью.

И пусть новые Наполеоны ждут ключи от наших городов, недоумевая, почему русские не умеют благородно сдаваться…

25 мая 2011 г .

Николай Иванов


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"