На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православное воинство - Публицистика  

Версия для печати

Преображенский полк. Век XXI

К годовщине возрождения Преображенского полка

Самая глубокая ошибка советского государства заключалась в том,

что оно оторвало общество от своих корней.

Десятки лет люди жили под страхом, боясь рассказать о своих пращурах.

Это страх переходил на молодёжь, что, в итоге,

и привело наш народ к той тяжелейшей ситуации, в которой находится наша Россия.

Д.Д. Зуев (многолетний директор издательства «Просвещение»),

человек, переживший весь ужас положения сына врага народа.

 

Роковая осень 1917 года. Пришедшие к власти большевики издают приказ об отмене погон и упразднении всех офицерских чинов и званий. Как только об этом становится известно в армии, командир Преображенского полка полковник А.П. Кутепов принимает решение о ликвидации полка.

Капитан Преображенского полка В.В. Дейтрих-Белуха-Кохановский так вспоминал об этом событии: «21-го ноября в штабе полка мы прощались со знаменем, которое было под чехлом тайно спорото с древка и увозилось – мы-то знали куда... У окна, барабаня по стеклу пальцами, стоял Кутепов, и слеза за слезой скатывались у него по бороде. Малевский-Малевич и Вансович рыдали на походной койке мужскими, сухими, душу разъедающими слезами. Спрятав голову в руки, сидел молча офицер, назначенный отвозить знамя.»[1].

Этим офицером был мой прадед – Дмитрий Дмитриевич Зуев, полковник лейб-гвардии Преображенского полка, командир 1-го батальона Его Величества, прошедший всю Великую германскую войну с первого до последнего дня.

По возвращении в Петроград полковник Зуев в течение зимы-весны 1918 года занимался демобилизацией полка, после чего 24-го мая того же года полк был окончательно расформирован.

Через два месяца, 17-го июля 1918 года большевиками был расстрелян Августейший командир лейб-гвардии Преображенского полка Император Николай II со своей Семьёй.

Двенадцать лет спустя, в январе 1930 г. при попытке похищения агентами ГПУ в Париже был убит А.П. Кутепов, возглавлявший на тот момент Русский Общевоинский Союз. А ещё через год, 24-го июня 1931 года в Ленинграде за хранение знамени Преображенского полка был расстрелян и Дмитрий Зуев [2].

Так трагически закончилась история первого полка Русской армии, полка, который «...занимал совершенно исключительное положение в течение всего Императорского периода русской истории. Пожалуй, никогда и нигде не было воинской части, игравшей такую роль в истории своей страны, подобной той, которая выпала в истории России Преображенскому полку. Нам кажется, что именно это подразумевал Император Николай I, когда назвал его "Железной стеной Русского Царства"» .

Эти удивительно точные строки о роли первого полка русской армии в истории России мы читаем в уникальной книге «Преображенцы в Великую и Гражданскую войны. 1914-1920 годы», написанной в 1971 году французским генералом и одновременно потомком русских эмигрантов Сергеем Павловичем Андоленко и изданной в 2010 году А.А. Тизенгаузеном, внуком князя М.Д. Шаховского, последнего секретаря Союза Преображенцев в Париже, и русским историком С.Б. Патрикеевым.

Описание боевого пути Преображенцев в Первой мировой и Гражданской войнах предваряется отзывом её читателя – В.В. Путина, на тот момент председателя Правительства России, в котором он отметил: «Этот серьёзный исследовательский труд представляет большую историческую, нравственную ценность и обращает читателей к теме патриотизма и ратной славы России» 4

Спустя два года после издания книги в конце 2012 года в послании Федеральному собранию теперь уже президент России В.В. Путин заявил: «Боевой дух Вооружённых Сил между тем держится на традициях, на живой связи с историей, на примерах мужества и самопожертвования героев. Полагаю, что в российской армии нужно возродить имена наиболее прославленных полков, воинских частей, соединений прошлых эпох, и советской, и более поздних эпох, таких подразделений, как Преображенский, Семёновский полк»5.

А ещё через три месяца, 5-го апреля 2013 года, Владимир Путин подписал указ № 326 «О присвоении 154-му отдельному комендантскому полку почётного наименования», в котором говорится: «В целях возрождения славных воинских исторических традиций, а также учитывая заслуги личного состава полка, постановляю присвоить 154-му отдельному комендантскому полку почётное наименование "Преображенский" и впредь именовать его: 154-й отдельный комендантский Преображенский полк».

Итак, спустя 95 лет знаменитый Преображенский полк, символ и краса русской армии, был восстановлен.

Как всегда бывает в подобных случаях, решение о воссоздании полка вызвало горячие споры о том, насколько это вообще возможно, учитывая изменившиеся исторические реалии, и в чём смысл этого шага.

К сожалению, за давностью времён уже некому высказать мнение по этим вопросам от имени самого Преображенского полка. Нам остаётся только попытаться восстановить видение Преображенцев того, как мог и должен был бы существовать полк. Попробуем проследить логику действий офицерского корпуса полка в переломный для истории России 1917-й год.

Из протоколов допросов Д.Д. Зуева в ОГПУ в 1931 г.: «По мысли, сформулированной Кутеповым ещё на фронте, примерно, в конце октября – начале ноября, Преображенский полк может существовать только при монархии. Никакой преемственности для полка вне монархии не должно быть. Отсюда знамя полка, как предмет, юридически определяющий сущность и существование полка, должно быть скрыто. Этим самым, с одной стороны, пресекалась возможность преемственности полка в новых военных, немонархических формированиях и, с другой стороны, в случае реставрации монархии полк мог быть восстановлен».

Казалось бы, все акценты расставлены предельно чётко – без монархии Преображенскому полку не быть. Однако в действительности всё происходило по-другому.

Сам факт падения Самодержавия и приход к власти Временного правительства в марте 1917 года не приводит к расформированию полка. Напротив, в мае того же года собранный для обсуждения этого вопроса офицерский Суд Чести постановляет: «Царя нет, осталась Россия, война продолжается. Преображенцы не вправе уйти в сторону. Остаёмся на своих местах до конца, а там, что Бог даст!» [7]

Более того, Преображенский полк воссоздаётся в 1918 году в рамках Белого движения, боровшегося «против большевиков», «за единую и неделимую», «за Учредительное собрание», но не за восстановление Самодержавия.

Наконец, и после революции Преображенцы продолжают занимать позицию, выработанную на Суде Чести в мае 1917 года: согласно статье 22 устава Союза Преображенцев (полкового объединения заграницей) «члены Союза свободно могут участвовать в организациях, имеющих целью восстановление в России Законной Монархии, а также в тех политических организациях, кои, не предрешая в настоящее время формы правления освобождённой России, ставят своей первейшей задачей свержение коммунистической власти и уничтожение Союза Социалистических Республик».

Таким образом, анализ последнего периода истории лейб-гвардии Преображенского полка позволяет сделать вывод, что на первом месте в шкале мировоззренческих ценностей Преображенцев было всё-таки не Самодержавие как таковое, но Россия.

Поэтому, рассуждая о восстановлении полка в современной России, представляется, что с точки зрения Преображенцев данный вопрос должен решаться именно с позиции интересов России. Преображенский полк может и должен быть восстановлен, если это послужит укреплению нашей страны.

Сегодня Россия входит в новую эпоху. И решение о восстановлении Преображенского полка имеет столь же важное значение сегодня, как и решение Суда Чести офицеров-Преображенцев в далёком мае 1917 года. Как будто не было 95 лет, так актуально их по– военному сжатое описание ситуации: «Царя нет, осталась Россия, война продолжается».

Остались в прошлом 90-е годы ХХ века, ознаменовавшиеся хаосом распада Советской империи, исчезновения государственности – новейшая Смута. Пролетели «нулевые» годы XXI века, когда удалось предотвратить катастрофу ещё более страшную, чем развал СССР – уничтожение уже самой России.

Позади и 2012-й год, ставший, хочется верить, переломным в современной истории страны, когда Россия в титаническом внутреннем противостоянии проявила волю и стремление возродиться, не уступила ни своей власти (вспомним попытки устроить в Москве очередную «цветную революцию»), ни своей веры (вспомним антицерковную кампанию).

2014-й год за свои недолгие сто дней уже успел стать историческим: выдающаяся Олимпиада в Сочи, борьба с Западом на Украине и, наконец, историческое воссоединение России с Крымом. Совершенно очевидно, что это не «случайные» победы, но результат колоссального труда всей страны, отражение той мощи, которую набрала Россия в последние годы.

И несмотря на историческое значение уже достигнутого, России предстоит ещё огромный путь прежде, чем можно будет с уверенностью сказать, что Русская цивилизация преодолела последствия катастрофы, произошедшей в прошлом веке, что Русский мир смог занять подобающее ему место в изменившихся исторических реалиях.

Задачи схожих масштабов стояли перед Россией и триста лет назад – в ту самую Петровскую эпоху, когда был создан Преображенский полк. Но есть и существенное отличие: сегодня у нас есть уроки прошлого, у нас перед глазами – результаты государственного творчества Петра.

И в новом строительстве Россия должна постараться избежать тех главнейших ошибок, которые были совершены в прошлом: это, во-первых, отказ от Православия, а, во-вторых, отказ от традиций.

Характерно, что отказ от традиций – это единственная «традиция» всех революционеров на Руси, как самодержавных (Пётр), так и либеральных и коммунистических (Временное правительство, большевики, демократы 90-х).

Как писал великий русский философ К.Н. Леонтьев: «Нельзя строить политические здания ни на текучей воде вещественных интересов, ни на зыбком песке каких-нибудь чувствительных и глупых либеральностей... Эти здания держатся прочно лишь на отвлечённых принципах верований и вековых преданий»8.

Осознание этой мудрости приходится на «нулевые» годы XXI века. Именно тогда в России стали происходить события, которые поначалу воспринимались как некое чудачество власть имущих, как попытка поиска мировоззренческой базы, как «слияние государства и церкви».

Российская власть, на словах открещиваясь от идеологии, на деле повела общество в определённом направлении. По сути, это была вполне сопоставимая с Петровскими преобразованиями революция «сверху». На фоне той ситуации, которая была в России после 90-х годов, вдруг снова зазвучала идея о России не как о пространстве с населением, но как о духовной сущности. Всё чаще стали говорить о Русском мире, о самобытной русской цивилизации. Цивилизация же – это не только совокупность материальных и духовных достижений, но и исторический процесс, т.е. движение во времени, «пространство во времени», временная ткань.

В этой связи нельзя не отметить, насколько глубоко продумано стремление наших врагов исковеркать, извратить, переписать нашу историю таким образом, чтобы, ознакомившись с ней, человек инстинктивно отшатнулся в сторону, как отворачиваются от гадкого и мерзкого. Переписать так, чтобы даже холод глобальной мертвецкой казался теплом по сравнению с той ложью, которую пытаются выдать за историю России...

Ответом на крах, на пораженчество, на глобально навязываемую идеологию распада и атомизации личности стала программа по «привитию» народу исторической памяти, реализовать которую можно только одним путём: через вовлечение всё большего числа людей в историческое пространство России.

Тихо, подспудно уже более десяти лет российская власть восстанавливает разорванные лихолетьем традиции. Вспомним: вернулся великий русский философ Ильин, сначала духовно через свои сочинения, потом был возвращён его прах. Рядом с ним упокоились Шмелёв, лидеры Белого движения Деникин и Каппель. Восстановлены кладбища заграницей: Галлиполи, Сен-Женевьев-дю-Буа. Идут переговоры о восстановлении русских кладбищ в Белграде, Афинах.

Восстановлены Императорское Православное Палестинское общество, Российское историческое общество, Российское военно-историческое общество.

Государственные «Российские железные дороги» уже много лет привозят в Россию Благодатный огонь из Иерусалима.

России возвращены Сергиево подворье в Иерусалиме, Николаевский собор в Ницце. Привезены колокола Даниловского монастыря из Гарварда. Местные власти способствуют возрождению и строительству церквей и монастырей по всей России. Было восстановлено празднование изгнания поляков из Москвы (одновременно – празднование иконы Казанской Божией Матери).

Наконец, эпохальное событие – воссоединение Русской православной церкви в 2007 году, которое не состоялось бы, если бы не личное участие в этом российского президента.

Навсегда в памяти русского народа останется ноябрь 2011 года, когда в Россию был принесён Пояс Пресвятой Богородицы. Первым на российской земле его встречал глава государства. Это как будто возвращает нас в древнейшие времена, когда цари выезжали встречать святыни, прибывавшие в пределы их государств.

Таких событий, крупных и малых, за последние годы произошло много. Их не рекламируют, не создают вокруг них шумиху. Просто они происходят и потихоньку меняют страну, общество, власть.

И вот теперь восстановлен Преображенский полк.

Взятый отдельно этот шаг может производить впечатление попытки создать некий лубок – «потешный полк ряженых». Но если встроить его в систему описанных выше мер, становится понятно, что речь идёт о глубоко продуманной программе действий, имеющей задачей восстановление временного пространства Русской цивилизации, разорванной как трагическими событиями ХХ-го века, так и разрушительными идеями, словно смерчи, прошедшими над нашей страной. Смысл и цель этой программы – восстановление традиций, т.е. «мест памяти», своего рода «скреп», связующих разорванное время, что ведёт к возрождению духовной связи человека с Отечеством.

02.04.2014 г.

Хлестов О.Н.

1 В. В. Дейтрих-Белуха-Кохановский «Преображенского полка последний командир» (по книге «Генерал Кутепов»), стр. 258-259.

2 Приговор о расстреле был подписан 31-го мая 1931 года, когда среднему сыну Д.Д. Зуева, тоже Дмитрию, исполнилось пять лет. Это его слова вынесены в эпиграф к настоящей статье. 25 июля 2013 года он скончался в возрасте 87 лет.

3 «Преображенцы в Великую и Гражданскую войны...», стр. 28.

4 «Преображенцы в Великую и Гражданскую войны. », стр. 8.

http://www.kremlin.ru/news/17118/print

6 Протоколы допросов Д.Д. Зуева (из архива Д.Д. Зуева и О.Н. Хлестова).

7 «Преображенцы в Великую и Гражданскую войны.», стр. 280-281.

8 К. Н. Леонтьев. «Храм и церковь», т. 7(1) ПСС, стр. 519.

Олег Хлестов


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"