На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православное воинство - Публицистика  

Версия для печати

«Чума» двух веков

Этносепаратизм как угроза национальной, региональной и глобальной безопасности

Этносепаратизм как угроза национальной, региональной и глобальной безопасности

В современные политические процессы с угрожающей быстротой — всего за каких-то два-три десятилетия — "вписались" такие сравнительно мало распространенные прежде явления, как международный терроризм, прогрессирующий национализм, религиозная нетерпимость, а также все настойчивее заявляющий о себе этнический сепаратизм. Последнее явление по своему деструктивному потенциалу особенно опасно, поскольку предполагает не только установление этнократических режимов правления, провозглашающих и культивирующих этническую исключительность, но также лишение прав и свобод личности, превращение целых народов в народы-изгои и изгнанники. Человечество полагало, что время, когда так называемая «арийская раса» собиралась править миром, давно прошло. Однако этносепаратизм вернулся, причем в не менее уродливых и опасных формах.

Распад целого ряда полиэтнических государств в Азии, Африке и Европе, высокий деструктивный потенциал дезинтеграции народов, долгое время существовавших в рамках единой государственности, дают основания считать, что этнический сепаратизм выходит за рамки проблем не только национальной, но и региональной безопасности, приобретает все более глобальный аспект.

Самая сложная проблема современности

Проблема этнического сепаратизма исключительно сложна, и ее решения невозможно добиться в рамках лишь, какой-либо одной жесткой военно-политической акции, как это имело место в Бурунди, Руанде и Заире. Она носит долговременный характер. По оценкам специалистов, это одна из главных проблем, в разрешение которых мировое сообщество неминуемо будет вовлечено в первые десятилетия XXI века.

Об исключительной сложности и долговременности проблемы этносепаратизма свидетельствует, например, тот факт, что в настоящее время на Земле проживает более 3000 народов-этносов, из которых лишь 300 имеют свои государственные образования и автономии.

Мировое сообщество перепробовало в процессе урегулирования зтносепаратистских кризисов множество мер — от дипломатических до силовых; от односторонней поддержки одной из конфликтующих сторон до интернационализации конфликта, используя при этом международных наблюдателей, а также силы по поддержанию мира ООН. В ряде случаев найдены положительные решения, и ряд конфликтов удалось локализовать. Однако, все более очевидно и другое: мировое сообщество сегодня не имеет действенных инструментов — правовых норм и механизмов их реализации — с помощью которых разрешение этносепаратистских конфликтов стало бы управляемым и сопровождалось системой санкций к нарушителям.

В классическом понимании сепаратизм — это стремление к отделению, обособлению; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования или за предоставление части страны автономии. В отличие от национально-освободительного движения, сепаратизм обычно выражает интересы определенных кругов местной элиты. Вместе с тем, он может выражать и стремление национальных меньшинств к созданию самостоятельных государств или автономных областей.

Современный сепаратизм как политическая программа основывается на ложно трактуемом принципе самоопределения, когда каждая этническая общность должна иметь собственную государственно оформленную территорию. Но такой смысл не заключен ни в правовой теории, ни в национальных законодательствах, ни в международно-правовых документах. Последние трактуют право народов на самоопределение как право территориальных сообществ (а не этнических групп!) формировать систему управления не в ущерб остальному населению. Сепаратизм же в его этническом варианте — это выход из существующей системы или ее разрушение с целью оформления государственности для отдельной этнокультурной общности. Для сепаратистов самоопределение — всегда отторжение от общего государства, политическое и культурное разделение единой страны.

Современный сепаратизм, особенно этнический, сотнями зримых и незримых нитей связан с терроризмом. У них одна "питательная" основа — нестабильность, конфликты. Сепаратистские проявления почти всегда сопровождаются усилением террористической активности наиболее агрессивных сторонников этнонезависимости.

Этнический сепаратизм как правило обостряется в периоды социально-экономической нестабильности, сопровождающиеся социальной дифференциацией граждан, ожесточенной борьбой за власть, растущей преступностью. Его возникновение провоцирует также низкая эффективность работы государственного аппарата и правоохранительных органов, отсутствие надежных механизмов правовой защиты населения. Все это, в конечном счете, ведет к нарастанию попыток разрешения возникающих противоречий и конфликтов силовым путем со стороны оппозиционно настроенных к власти этногрупп (общностей).

Как говорил Вольфрам Вейднер «Националисты не могут быть довольны до тех пор, пока не найдут кого-нибудь, кто их обидит».

Какова "питательная среда" конфликтов? События последнего времени свидетельствуют, что наиболее радикальные настроения на этнической и религиозной почве возникают среди молодежи, часто лишенной устоявшихся мировоззренческих ориентиров. Мощная питательная среда этносепаратизма — разжигание зарубежными экстремистскими структурами конфликтов в горячих точках планеты (ваххабизм и т.п.). Анализ войн и конфликтов в Азии и Африке в конце XX века позволяет выделить причины этнического сепаратизма. Главная среди них — взаимные территориальные притязания этносов, которые обусловлены:

  • историческим прошлым этносов, наличием исторических, культовых и других памятников одного этноса на определенных территориях другого этноса (культовых ценностей народности тутси на территориях, занятых хутси в Руанде);
  • нечеткостью или отсутствием демаркации существующих границ проведением новой демаркации между этносами (яркий пример тому — проблема Северной и Южной Кореи);
  • возвращением на историческую родину ранее депортированного этноса (репатриация казахов из Монголии, Ирана, Афганистана, стран СНГ);
  • произвольным изменением границ (проблема границы в отношениях между Западной Сахарой и Марокко);
  • насильственным включением территории этноса в соседнее государство (например, попытка присоединения Кувейта к Ираку);
  • расчленением этноса между разными государствами (Тайваньская проблема).

У этнического экстремизма могут быть и политические причины:

  • борьба за власть между различными этническими группами на местном, региональном и государственном уровнях;
  • борьба этноса за свой политический статус в рамках единого государства;
  • борьба за полную государственную (политическую) независимость.

В числе экономических причин — хозяйственная отсталость многонациональных государственных образований и, соответственно, низкий уровень жизни национальных (религиозных) меньшинств по сравнению с коренными нациям и народностями.

Неравномерное размещение населения в различных регионах мира и многонациональных государствах также может быть причиной этносепаратизма. Сравнительно высокий прирост народонаселения определенных этнических групп, скученность, недостаток жизненного пространства - все это также приводит к конфликтам на этнической почве.

Наиболее болезненны и эмоционально насыщены сепаратистские выступления, возникающие в результате ущемления ценностей этноса. Нередки противоречия, связанные с различиями в языке, традициях, обычаях, религии и других особенностях этносов. Причины бытового характера обусловлены социально-психологическими факторами, общей подсознательной неприязнью к представителям определенного этноса. В ходе длительного противоборства у конфликтующих этносов такая неприязнь по отношению друг к другу приобретает массовый долговременный характер.

Исторические причины связаны с прошлыми обидами, которые хранятся в памяти этноса на подсознательном уровне. Сами по себе они не являются непосредственными причинами конфликта. Но, если противостояние назревает или уже происходит, то прошлые обиды "извлекаются" из памяти и становятся дополнительными факторами в развитии конфликта.

"Африканская" специфика

Анализ опыта этнических конфликтов на Африканском континенте позволил выделить несколько их основных особенностей:

Первая. Среди экономических, социально-политических, этнических и иных противоречий и причин, приводящих к возникновению конфликтов, доминирующее значение играют интересы высокоразвитых государств, порой не участвующих непосредственно в военных действиях. Интересы и противоборство высокоразвитых стран способствуют эскалации войн, а помощь этих государств одной из противостоящих сторон или участие в конфликтах влияют на их ход и исход.

Вторая особенность заключается в том, что в них, как правило, ясно видна сторона, первая перешедшая к вооруженному разрешению противоречий. Внутреннее осознание народом, вооруженными силами необходимости и справедливости войны позволяло, подчас в безнадежной ситуации, переломить ход боевых действий и одержать победу против более сильного противника.

Третья особенность состоит в том, что в ходе вооруженных конфликтов население стало особенно чувствительным к людским потерям. Из-за применения новых видов оружия потери стали не только большими в количественном отношении, но и принимают обвальный характер, то есть возрастают резкими скачками. По сравнению с войнами середины XX века, возросло количество ранений, а также потерь среди мирного населения.

Военные потери могут привести большую часть народа в оппозицию к властным структурам (Франция в алжирской войне, война в Афганистане). Причем, негативную реакцию часто вызывают не столько масштабы потерь, сколько их соответствие или несоответствие целям конфликта.

Четвертая особенность заключается в том, что в отличие от крупномасштабных войн, в которые втягивается много стран, этнические конфликты, как правило, двусторонние. Тем не менее, привлечение на свою сторону союзников — одна из основных особенностей этнических конфликтов. Даже моральная поддержка других стран, тем более международного сообщества, придает сил сепаратистам. При этом, последние часто переходят от открытого вооруженного столкновения к терроризму, полагая, что и в этом случае мировое общественное мнение будет на их стороне.

Вся надежда — на ООН?

Глобальный характер этносепаратизма, представляющего угрозу не только отдельным странам, народам, регионам, но и всему миру, предполагает активное участие ООН в решении этой проблемы. Ныне ООН — единственный институт, способный реализовать миротворческий потенциал военно-силовых методов урегулирования этносепаратистских конфликтов.

Как известно, Устав ООН запрещает не только войны, но и угрозу применения силы для разрешения международных споров. При этом Устав четко ограничивает объект международной ответственности, которую может возложить на себя ООН. Только в случае угрозы международному миру в результате событий внутри того или иного государства ООН правомочна осуществлять принудительные меры. Соответствующее положение Устава ООН (гл. 7 ст. 2) подкреплено Декларацией о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета. Любое несанкционированное использование военной силы для разрешения кризисов подрывает основы международной стабильности и безопасности.

В принципе ООН выработан достаточно эффективный механизм урегулирования этнических конфликтов. Только за последнее десятилетие принят ряд международных актов, имеющих непосредственное отношение к проблеме "гашения" этносепаратистских "пожаров".

Особого внимания в этом плане заслуживает Концепция ООН, известная под названием «Программа мира», в которой устанавливаются жесткие ограничения суверенизации на почве этносепаратизма. Ценность установок этой концепции заключается в том, что она допускает решение этносепаратистских конфликтов только на договорной основе.

Таким образом, ООН выработан достаточно действенный механизм нейтрализации и ликвидации этносенпаратизма. В рамках Программы мира выработан также целый комплекс мер и средств, представляющих собой своеобразную инструментальную базу так называемой превентивной дипломатии — наиболее эффективного и действенного механизма урегулирования кризисных ситуаций. Такие меры ООН, как учреждение поста Верховного комиссара по национальным меньшинствам, долгосрочная работа миссий ООН в наиболее конфликтогенных регионах, направление наблюдателей ООН в районы, где ущемляются права национальных меньшинств и т.д. сыграли позитивную роль в процессе урегулирования межэтнического противостояния. В настоящее время ООН проводит 16 миротворческих операций с целью разрешения конфликтных ситуаций как между соседними государствами, так и внутри одной страны.

Конечно, существует немало недостатков и просчетов в планировании и осуществлении миротворческих операций ООН. Ряд таких операций длится на протяжении десятилетий, что способствует не разрешению конфликта, а еще большей консервации проблемы. Нелегко бывает в короткие сроки сформировать дееспособный контингент международных миротворческих сил. Несовершенна система финансового и материального обеспечения деятельности ООН по нейтрализации и ликвидации этносепаратизма. Недостаточно внимания уделяется вопросам превентивной дипломатии и превентивному развертыванию войск в зонах потенциальных этноконфликтов и т.д.

Тем не менее, это отнюдь не принижает роль ООН в урегулировании таких конфликтов. По мнению России, целесообразно общими усилиями повышать эффективность миротворческой деятельности ООН, а не отстранять ее от разрешения этноконфликтов, как предлагают некоторые политики.

Позиция России

Российская Федерация активно выступает за разработку такой модели обеспечения международной безопасности, которая исключала бы доминирование каких-либо отдельных стран и военно-политических группировок в решении подобных проблем. Свидетельство тому — инициатива Российской Федерации, предложившей подготовить к саммиту «восьмерки» 2000 года концепцию международных отношений после завершения «холодной войны» — «концепцию мира в XXI веке», а также другие предложения, сформулированные первым президентом РФ Борисом Ельциным на заседании глав государств и правительств «группы восьми» 20 июня 1999 года.

Россия исходит из того, что центральную роль в урегулировании этноконфликтов должны иметь собственные эффективные механизмы адекватного реагирования на угрозы стабильности и безопасности в мире. Российский подход к безопасности в Азиатском и Африканском регионах отличается от выдвигаемой США и некоторыми поддерживающими их странами модели, которая базируется на доминировании в ней исключительно проамериканских военно-политических структур. Мы же предлагаем странам этих двух континентов теснее объединиться и организовать борьбу с проявлениями этносепаратизма в основном собственными силами, но, естественно, на основе общепризнанных принципов международного права.

Уроки уходящего века

Обобщая результаты анализа причин зтносепаратизма и роли международного сообщества в урегулировании этноконфликтов, в заключение мы хотели бы отметить следующее.

Первое. Важнейшим итогом завершающегося века должно стать создание международного порядка, который обладал бы необходимым политическим, экономическим и финансовым инструментарием для предотвращения и быстрого урегулирования проявлений этносепаратизма и зтноконфликтов.

Второе. Исторический опыт национально-освободительных движений Азии и Африки и тенденций этносов, лишенных собственной государственности, свидетельствует, что ставка только лишь на военную сипу в решении возникающих проблем контрпродуктивна. Более того, она способна ввергнуть страны в еще больший кризис. Тем более, что и сама военная сила имеет достаточно ограниченный ресурс и не всегда гарантирует безопасность не только тем, кого она защищает, но и самим инициаторам насилия. Разумеется, речь не идет о случаях, когда военное вмешательство — это единственно возможный способ предотвратить нарушения прав и свобод личности — тогда само по себе бездействие было бы пагубнее вмешательства.

Третье. Военная сила в вопросах межэтнических кризисов, никоим образом не должна использоваться для достижения политических или экономических интересов определенных наднациональных структур, какими бы гуманными целями они не мотивировались. В свое время американский президент Ф. Рузвельт по данному поводу сказал, что "ни одно из прав и свобод личности ничего не стоит, если при этом нарушается право личности на жизнь». Очевидно, в этом заключается глубинный смысл систем безопасности, в том числе коллективных, будь то на региональном или глобальном уровне.

Человечество на собственном опыте убедилось в приоритете политических методов урегулирования конфликтов над военными... Война, выражаясь словами Ришелье, — это «последний довод королей», и вследствие этого может начинаться только тогда, когда все иные средства урегулирования этноконфликта исчерпаны и безрезультатны.

Четвертое. Богатая событиями история XX века учит нас и тому, что преодолеть этносепаратизм с помощью только лишь методов запретительного порядка не представляется возможным: они решают проблему лишь частично, загоняют ее вглубь. Добиться, чтобы огонь этноконфликта не тлел в течение многих лет или даже десятилетий, подобно лесному пожару, ушедшему в торфяную толщу болот, нелегко: здесь необходимо проявить терпение, взвешенный и всесторонний подход. Целесообразно шире опираться на поддержку международного сообщества, которое отрицает агрессивный национализм и этносепаратизм, особенно вооруженный, как средство для достижения политических целей.

Пятое. Борьба с проявлениями зтносепаратизма должна быть провозглашена ООН одной из приоритетных задач своей деятельности.

Традиционный вопрос: что делать?

Среди основных направлений усилий, которые необходимо предпринять для предотвращения этноконфпиктов, можно выделить:

  • активизацию и углубление глобального и, особенно, регионального сотрудничества, объединение усилий государств а борьбе с этносепаратизмом;
  • создание международной и национальной правовой базы как эффективного средства нейтрализации этого явления;
  • определение и признание четких критериев — когда целесообразно применять силу для ликвидации этноконфликтов, опираясь при этом на международное право;
  • формирование региональных антитеррористических центров и привлечение вооруженных сил и других войск органов для борьбы с этносепара-тизмом и экстремизмом;
  • оздоровление социально-экономической обстановки в странах и регионах, являющихся основными источниками этноконфликтов;
  • моделирование различных сценариев возникновения и развития этноконфликтов, своевременное принятие оперативных мер по их нейтрализации на глобальном и региональном уровнях.

Только при этих условиях может быть обеспечена целостность и суверенитет государств, соблюдение их национальных интересов в XXI веке, который, судя по всему, отнюдь не обещает стать «эрой милосердия». Этносепаратизм, — эта тяжелая болезнь человечества, зародившаяся в минувшем столетии и явно готовящаяся перейти в столетие будущее, которую без преувеличения можно назвать "чумой двух веков", крайне трудноизлечима. Но не покончив с ней, не найдя эффективных "лекарств" и "прививок", многие страны рискуют вообще исчезнуть с лица планеты, как это, собственно, сулит любая эпидемия «чумы».

Ю. Морозов, В. Лутовинов


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"