На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православное воинство - Публицистика  

Версия для печати

Храм-памятник Александра Невского в Бакаджике

Как часто посещают этот монастырь русские?

В один из июльских дней мы решили посетить мужской монастырь и храм-памятник «Александр Невский», расположенный на горе Бакаджик, близ села Чарган, в 10 км от г. Ямбол в Болгарии. Узкая дорога простиралась по живописной горной местности и вот он, монастырь. К нам на встречу вышел иеромонах, который любезно пригласил на монастырское подворье. Открытые врата храма, справа – мраморная табличка с надписью на болгарском языке, что это первый храм-памятник воздвигнут во славу русско-болгарского воинства в 1879 году по заповеди генерала Скобелева в память о героях 30-пехотной дивизии, России и Болгарии, которые отдали свою жизнь за свободу страны. Входим в храм. Перед нашим взором открывается иконостас, выдержанный в геометрическом стиле и созданный русскими монахами. «Хоругви и иконы были привезены из Киевско-Печерской лавры», – сообщил иеромонах и продолжил свой рассказ об истории создания храма.

В 1879 году генерал-лейтенант Михаил Скобелев-младший предложил жителям Ямбола построить храм в память о русских войнах. Место строительства было выбрано не случайно. М. Скобелев предложил построить храм на месте сгоревшего старого византийского монастыря Святого Спаса на северной стороне возвышенности Бакаджик.

Строительство началось в 1879 г. силами 30-й пехотной дивизии. Пожертвования на строительство храма поступали из России и Болгарии. Крупную сумму пожертвовали мать генерала Скобелева Ольга Николаевна и её сестра княгиня Белосельская.

Генерал М. Скобелев при выводе русских войск из Болгарии подарил храму Евангелие и выгравированный крест. Храм достраивали ямбольцы при финансовой поддержке русских и болгар. 
В 1884 году в присутствии русского посла в Восточной Румелии – Сорокина и многих гостей храм был открыт. Церковь имеет длину 16,70 м., в ширину 5,20. Настоятелем храма стал бывший полковник иеромонах Парфений (Павлов). Сохранен и заветный именной список 462 русских и 449 болгар-ополченцев из части „белого генерала”, погибших на поле Освободительной войны.

Во время социализма на Бакаджике проведены значительные благоустройства. В 1973 году район около храма объявили парком болгарско-советской дружбы и объектом массового туризма.
Приложившись к святым иконам и поставив свечи, мы отправились в пещеру к святому источнику. По дороге наш провожатый поведал историю его явления.

Случилось это так. Один из монахов серьезно заболел. Но однажды во сне ему явилась Пресвятая Богородица, указав на место нахождения родника, при этом она поведала, что если гора будет вскрыта, и он искупается в освобожденном источнике, то выздоровеет. Вскоре он был найден, и монах исцелился.
Испив холодной водицы и поблагодарив Господа за милости, мы задали иеромонаху вопрос: «Как часто посещают этот монастырь русские?» В ответ мы услышали скорбное: «Их нет!»

 

***

Историческая справка

После окончания русско-турецкой войны 1877—1878 годов, приведшей к освобождению части Болгарии от многовекового турецкого ига, русская армия ещё два года оставалась в стране. В начале 1879 года генерал-лейтенант Михаил Скобелев обсуждал с жителями Ямбола идею построить храм в память о русских воинах. Решено было, что она будет воздвигнута, на северной стороне возвышенности Бакаджик. Было выбрано то место, где во время Апрельского восстания 1876 года располагался старый византийский монастырь Святого Спаса. Рассказывают, что генерал Скобелев лично избрал Бакаджик в качестве места будущего храма.

Строительство было начато весной 1879 года силами 30-й пехотной дивизии. Средства на строительство поступали от пожертвований из России и Болгарии. В числе жертвователей были мать генерала Скобелева — Ольга Николаевна Полтавцева-Скобелева и его сестра — княгиня Белосельская. Местное население, довольно бедное, помогало в основном свои трудом. В праздник Вознесения Господня люди привозили, кто что мог взять — шерсть, пшеницу, коноп, шкуры и разыгрывали товар на аукционе, а средства от их продажи жертвовали на строительство.

12 мая того же года протоиерей Алексий Кузнецов, благочинный 30-й пехотной дивизии, вместе с её командиром генералом Шнитниковым заложил у села Чарган, в 13 верстах от города Ямболь, каменную церковь во имя святого благоверного великого князя Александра Невского в память о спасении Императора Александра II при покушении на него Д. В. Каракозова 2 апреля того же года. На закладке присутствовало и болгарское духовенство, но не сослужило из-за греко-болгарской схизмы.

Церковь во имя святого Александра Невского была задумана и построена с размерами 16,70 м в длину и 5,20 м в ширину. В ней, по старому обычаю, было сделано и женское отделение, как делали во время турецкого ига.

После вывода российских частей, генерал Скобелев-младший подарил строящемуся храму евангелие и выгравированный крест, а строительство было завершено из ямбольцами при финансовой помощи болгар и русских. Иконостас был создан русскими моназами, а хоругви и иконы перенесены из Киево-Печерской лавры.

При церкви-памятнике на 200 человек без колокольни был открыт мужской монастырь во имя Святого Спаса, который числился в составе Херсонской епархии, но, как и прочие зарубежные приходы, управлялся Санкт-Петербургским митрополитом. Настоятелем монастыря стал бывший полковник иеромонах Парфений (Павлов).

Монастырь владел полями, скотом и пасекой и большим виноградником. На территории стояли два двухэтажных дома для братии и хозяйственные постройки.

Неподалеку от монастыря, на горе Бакаджик, стояла деревянная Вознесенская часовня, очень почитаемая окрестными жителями. На Вознесение к ней стекались тысячи паломников, благодаря пожертвованиям которых монастырь и мог существовать.

В 1900 году после смерти иеромонаха Парфения (Павлова) настоятелем был назначен иеромонах Ювеналий (Загорулько).

В 1902 году на русские деньги, вместо деревянного, было выстроено каменное здание часовни, освящённое 30 августа того же года митрополитом Сливенским Гервасием (Георгиевым). Одновременно в монастыре возведена каменная гостиница.

После вступления Болгарии в октябре 1915 году в Первую мировую войну на стороне Германии и Австро-Венгрии монастырь становится жертвой русофоба Васила Радославова, который назвал его «гнездом русского шпионажа». Иеромонах Ювеналий, очень уважаемый местным населением, был интернирован в городе Котел, где в 1916 году скончался. Основное имущество монастыря оказалось опечатано, а управлять обителью назначили болгарского иеромонаха Кассиана.

В 1919 году в монастырь вернулся псаломщик Ювеналия, который взялся вести хозяйство, пришедшее в упадок, так как болгары конфисковали часть угодий и претендовали на доходы от часовни.

В монастыре какое-то время, начиная с 1921 года, в монастыре жил митрополит Херсонский и Одесский Платон (Рождественский), который вскоре был назначен управляющим Северо-Американской и Алеутской епархией. В обители нашли приют также некоторые монахи разоренного Григорие-Бизюковского монастыря в его епархии. В Ямболе обосновалось военное училище Войска Донского и появились два русских воинских кладбища, на одном из которых в 1921 был воздвигнут памятник погребённым-эмигрантам, которым была передана Александро-Невская церковь.

В начале 1930-х годы в обители Святого Спаса имелось два храма и 12 насельников. Настоятелем был архимандрит Сергий (Соболев).

В 1934 году обитель переходит в юрисдикцию Болгарской православной церкви.

В 1938 году по просьбе архиепископа Серафима (Соболева) Священный Синод Болгарской православной церкви оказал материальную помощь русскому монастырю Святого Спаса.

Ольга Борисова


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"