На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православное воинство - Публицистика  

Версия для печати

Бронзовые башмаки

Семь спасенных столиц

Зимний дождь  занавешивал дунайские дали и размывал готические контуры величественного Парламента. Под ним на мощеной набережной мокла длинная цепочка обуви, которой уже никакой ливень не страшен.  Бронзовые башмаки, туфельки и даже детские ботиночки вместили свечи, скромные цветки и напоминали о жертвах 1945 года, которых унесли 70 лет назад ледяные воды Дуная.

 

К марту 1944 года почти все из 800 тысяч венгерских евреев были еще живы и не депортированы.  Даже  несмотря на антисемитские законы, жили в относительном благополучии. Но в марте 1944 года, когда уже подступали советские войска, Венгрию оккупировали немецкие войска, сюда нагрянул палач Адольф Эйхман, и депортация в Освенцим пошла с невероятной скоростью – меньше чем за два месяца были вывезены 437 тысяч человек из провинции, но 270–280 тысяч будапештских евреев еще надеялись на лучший исход, поскольку правитель Хорти попытался остановить дальнейшую депортацию. В октябре 1944 года долго уповавший на англичан и прозревший Хорти решил объявить о перемирии с СССР, но тут же был свергнут, а к власти пришла откровенно фашистская и антисемитская партия «Скрещенные стрелы» во главе с Ференцем Салаши.

Гетто было организовано для многих десятков тысяч человек и просуществовало 50 дней до освобождения Пешта советскими войсками 18 января 1945 года. Более 10 тысяч человек было убито за это время прямо в гетто, около синагоги. Но одним из излюбленных салашистами мест убийства стал пештский берег Дуная, где жертв заставляли разуваться и расстреливали так, что тела падали в воду и уносились стремниной. Порой палачи даже пули экономили и, связав жертвы по трое, подстреливали или закалывали  лишь одну. Три тысячи человек погибли здесь в такие же зимние промозглые дни...

В 2005 году туфли моды 1944–1945 годов были отлиты из металла и превращены в скорбный мемориал. Ну а детские ботиночки капризам моды почти неподвластны. Всего насчитывается сегодня 53 стоптанные пары. Автором самого простого и пронзительного памятника выступил скульптор Дюла Пауэр, а помогал ему в образном решении кинорежиссер Джан Тогай.

 

***

Долгой и кровопролитной была операция наших войск по освобождению Будапешта. Началась она 29 октября 1944 года, а завершилась утром 13 февраля 1945-го, когда над Крепостной горой и над Будайской резиденцией королей воспарило красное знамя. Этот победный аккорд грянул после того, как соединения и части Будапештской группы войск штурмом овладели цитаделью на горе, с ее кручами, бастионами и подземными лабиринтами, и пресекли возможность противнику вырваться из котла окружения. Немецкими войсками, насчитывавшими в общей сложности 188 тысяч человек, командовал обергруппенфюрер СС Карл Пфеффер-Вильденбрух, не принимавший никаких ультиматумов. Командующий обороной вместе со штабом был взят в плен.

За 108 суток непрерывных боев войска 2-го и 3-го Украинских фронтов разгромили 56 дивизий и бригад врага, заплатив за победу 80 тысячами убитых (почти столько же пало в битве за Берлин!), а раненых было в три раза больше. А ведь это была предпоследняя ставка Гитлера. Падение венгерской столицы – важнейшего узла сопротивления на пути к Вене и так называемой «Альпийской крепости», за горной грядой которой надеялись отсидеться гитлеровцы, – явилось прелюдией к взятию Берлина.

Операция по освобождению Будапешта была не только самой длительной, но особенно трагичной еще и потому, что в нем оставался почти миллион  жителей. Когда началась осада города, его население оказалось бескомпромиссно разделенным: по сути, даже среди единокровных обитателей вспыхнула гражданская война среди войны, хотя, понятно, тогда никаких опросов не проводилось, а журналисты оставили мало свидетельств. 

 «На правах историка, свидетеля и участника тех незабываемых месяцев, – пишет Дэвид Лукач, – я попытаюсь нарисовать примерное соотношение различных групп разобщенного измученного населения. По моим оценкам, на момент осады примерно до 15 процентов нееврейского населения Будапешта желали продолжения войны на стороне Германии. К этим людям относились и фанатики из организации «Скрещенные стрелы»,  и многие другие представители мужской и женской части населения (не обязательно члены этого движения), – все те, кто был убежден, что перспектива прихода в города Красной армии была наихудшим вариантом, и поэтому предпочел сопротивляться такому развитию событий. Еще 15 процентов населения имели прямо противоположные убеждения: союз Венгрии с гитлеровским рейхом означал для страны политическую и моральную катастрофу, и с этим необходимо было тем или иным способом бороться. Движение «Скрещенные стрелы» и его ставленники в правительстве являлись преступниками. И поэтому чем скорее русские оккупируют Будапешт, тем будет лучше. (Среди этого меньшинства коммунисты и симпатизирующие им составляли очень незначительное количество.) Наконец, оставшиеся примерно 70 процентов населения (еще раз прошу считать все эти цифры очень условными) были полностью заняты собственными проблемами».

Вам это соотношение ничего не объясняет, соотечественники? Да, были и у нас предатели, полицаи, сломленные морально и разуверившиеся люди, но даже на оккупированных территориях соотношение было совершенно другим, сколько бы ни трясли  либеральные критиканы миллионами сдавшихся в плен и пошедших в услужение врагу. Будь по-ихнему, как бы тогда мы  выдюжили, дошли до Будапешта и Берлина?

Венгерский автор Унгвари свидетельствует: «В разгар боев наступающим советским войскам был дан приказ: беречь город и не применять тяжелой артиллерии!»  Вы чувствуете контраст, который в годы повальной антисоветчины выжигали из памяти молодых поколений? Вожделенные США нещадно бомбили Будапешт, есть на выезде в сторону Вены даже подозрительно большое кладбище погибших американских летчиков. Потом сами немцы бомбили уже полыхающий город, уничтожая не столько советских солдат, сколько мирных жителей.

 А что же наши соколы? Несколько лет назад ушел из жизни на 88-м году легендарный летчик, дважды Герой Советского Союза Виталий Попков – прототип главного героя кинофильма Леонида Быкова «В бой идут одни старики». Он был почетным гражданином Москвы, Киева и… Будапешта. Не за разрушение же города, а за то, что охранял столицу от страшных фашистских налетов в небесах над Дунаем. И ведь ему  было доподлинно известно то, что надо сегодня напоминать беспечным туристам, да и молодым венграм: во Второй мировой войне Венгрия принимала активное участие на стороне фашистского блока, ее войска вторглись на территорию СССР аж до Воронежа, из венгров были сформированы три дивизии СС, которые зверствовали порой хуже немецких.

Вот что вспоминает старожилка Будапешта, где упорно меняются все символические названия: «К переименованию площади Москвы народ относится так же, как к переименованию места, которое раньше по старинке называлось Астипенко, – говорит она. – Это был герой Великой Отечественной, кажется, капитан Илья Остапенко, который, когда был штурм Будапешта, шел на переговоры с немцами, а те его убили, хотя парламентарий нес белый флаг. Так вот на выезде из Будапешта в сторону Вены ему стоял памятник. И все венгры знали это место как Астипенко – фамилию Остапенко не получалось правильно произнести. И до сих пор так говорят: «Встречаемся на выезде, у Астипенко». Хотя памятника уже давно там никакого нет, и молодежи вообще непонятно, почему это место так называется…

В результате тяжелых боев, которые продолжались несколько месяцев, город был почти полностью разрушен, а две трети исторических зданий превратились в руины. Для того чтобы восстановить прежний облик города, понадобилось целых 30 лет и много усилий не только Венгрии, но и СССР, конечно. Были взорваны все 7 мостов через Дунай, в том числе элегантный Маргит, построенный специалистами мастерской Эйфеля. В панике  его взорвали днем при неостановленном движении так быстро, что погибли  десятки немецких саперов. Ну а венгров-то вообще никто не считал. Лучшие из них – настоящие патриоты к  этому времени поняли, что Будапешт и Венгрию от полного разрушения может спасти только Красная армия. 

 

***

 

Рассуждая о ходе Будапештской операции, нельзя не вспомнить о зарождении боевого содружества наших народов. Уж это теперь совсем немодная тема, а ведь даже Хорти понял, что зря он метался между американцами и британцами – надо было последовать за румынским  королем Михаем. Но и без правителя в конце декабря 1944-го созданное в освобожденном Дебрецене Временное национальное правительство Венгрии объявило войну фашистской Германии. Еще раньше был принят Меморандум венгерского народного фронта, который гласил, что венгерская армия прекращает военные действия против вооруженных сил союзных держав и разоружает все немецкие части, находящиеся на территории Венгрии, и объявляет войну Германии.

Об этом вспоминают теперь немногие… Писатель Андраш Шимонфи приводит в повести слова отца: «Помни, сынок, что в газетах и учебниках истории много лжи. Нет никаких теорий короля Иштвана! Есть конгломерат выдумок и «идей», которые пришлось сфабриковать для того, чтобы хоть в какой-то мере объяснить неблагоприятный для нас ход исторического процесса и оправдать наши территориальные притязания на весь район Карпат. Земли, которые посылал нам Господь, неизменно оказывались слишком велики для того, чтобы мы могли их удержать только своими силами. Для этого и потребовалось обоснование – «идеология» святого короля Иштвана… Я примкнул к движению Сопротивления, как только такая возможность мне представилась. Мы ставили перед собой следующую цель: акциями саботажа наносить немцам урон, а в решающий момент с помощью солдат и офицеров, примкнувших к нашему движению, сдать без кровопролития Будапешт частям Красной армии, тем самым спасти город от разрушения и голода, спасти мосты между Будой и Пештом, подготовленные к взрыву, спасти банки и музеи от разграбления гитлеровцами…»  Мосты спасти не удалось, а вот евреев в гетто – точно! 

Уже 18 января 1945 года, ведя уличные бои,  советские войска освободили около 70 тысяч евреев из центрального будапештского гетто, где насильно держали людей в ожидании не транспорта в концлагерь Освенцим, а казни на месте. Гетто, обнесенное колючей проволокой и охраняемое полицейскими собаками, находилось в районе синагоги почти в центре Будапешта. Теперь здесь мемориальный сквер. Я помню, как венгерские евреи и представители правительств Венгрии и России отметили 60-летие освобождения советскими войсками будапештского гетто.

Церемония прошла в крупнейшей в Восточной Европе синагоге на улице Дохань. Под золотыми куполами, покрытыми дождливо-снежными облаками, собрались старые и молодые евреи, чтобы помолиться за тех, для кого советские солдаты прорвались слишком поздно… Но уже в 2011 году выступивший на церемонии главный раввин столицы Израиля И. Меир Лау говорил не о советских солдатах-освободителях, а призывал воздать дань уважения тем представителям церкви, иностранным дипломатам, особо выделив в этой связи заслуги Р. Валленберга и О. Шиндлера. Из последнего после фильма Спилберга «Список Шиндлера» сделали чуть ли не святого, а ведь  существует мнение, что Оскар Шиндлер спасал евреев ради денег. По этой причине в 2001 году по решению Совета Пардубицкого края Шиндлер был исключен из списка выдающихся деятелей Моравии. Этой теме посвящена целая книга «Правда об Оскаре Шиндлере» чешского автора Йитки Грунтовой. 

Наши войска, форсировав Дунай, все ближе и ближе подходили в Пеште к району гетто. Вывезти их в лагерь смерти эсэсовцы уже не могли, и они решаются на страшную акцию… Но будапештские коммунисты-подпольщики немедленно сообщили об этом командирам наступающих советских частей. И тут же у самой линии боев загремели наши репродукторы: советские офицеры почти без интервалов и с разных пунктов предупредили эсэсовцев и венгерских фашистов из салашистских «Скрещенных стрел», что за уничтожение беззащитного мирного населения последует самое беспощадное возмездие. Пленных отпускали – донести то же послание. Только это и остановило гитлеровцев. Об этом напомнил в своей недавней речи на поминальном митинге посол РФ в Венгрии Владимир Сергеев: «Имеются документальные свидетельства того, что непосредственно перед приходом Советской армии нацистские каратели планировали подрывом уничтожить гетто и его узников. Их уничтожение предотвратили солдаты 151-й Жмеринской дивизии Третьего Украинского фронта, сломившие сопротивление охраны и вошедшие в гетто». Так что и будапештское гетто, по логике польского министра Схотыны, освобождали украинцы. Но с поляком не согласен бывший узник Тибор Хофманн: «Еврейское население Будапешта с вечной благодарностью вспоминает солдат Советской армии, потому что 18 января 1945 года они помогли избавиться от смерти униженным и оскорбленным людям, живущим за стенами гетто. Советские воины не дали выполнить планы и намерения фашистов. Многие солдаты-герои заплатили жизнью за то, чтобы побороть это зло. Мы помним и их сегодня. Благодарим их за жизнь!» – воскликнул он. «Мы помним, как были уничтожены святилища, и мы помним тех, кто появился в воротах гетто в форме Красной армии и вернул нам жизнь. Сегодня мы вспоминаем именно тот момент, когда рухнул забор, и в холод января просочилось лето», – продолжил на возрожденной церемонии главный раввин синагоги Роберт Фрёлих. Справедливость восторжествовала!  А затем на центральное возвышение у синагоги под аплодисменты собравшихся, среди которых были один из лидеров либеральной оппозиции, бывший премьер-министр Феликс Дюрчань, послы США, Великобритании, Франции и другие дипломаты, пригласили специально приехавших из России двух участников освобождения будапештского гетто – Льва Кацевича и Юрия Эльтекова. Кульминацией церемонии, при которой многие присутствующие не смогли сдержать слез, стал момент, когда глубокие старики – ветераны-освободители – обнялись с выжившими узниками гетто.

На торжества в Будапешт приехали Иосиф Кобзон и Ансамбль имени Александрова.  Перед ковчегом с Торой Иосиф Давыдович сказал: «Я хочу спеть песню, которая, к сожалению, родилась здесь, в Будапештском гетто». И зазвучала пронзительная мелодия песни-молитвы «Эли, эли» («Господи, Господи»). Не обошлась программа и без «Подмосковных вечеров», в последнем куплете этой песни Кобзон пропел: «Не забудем мы эти зимние будапештские вечера», и публика взорвалась аплодисментами. Трудно поверить, но грозные события минувшего года встряхнули многих людей в разных странах, вернули им совестливость и память, высветили истинных предателей и героев в пережитом. Так что отсвет  Красного Знамени Победы вспыхнул над Европой и Будапештом, чтобы разорвать туманную морось над Дунаем и  высветить стоптанные детские ботиночки на парапете набережной. 

Александр Бобров


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"