На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православное воинство - Публицистика  

Версия для печати

Последний из могикан

Мнение

В ночь на 30 октября 2018 года при выводе авианосца «Адмирал Куз­нецов» из плавучего дока судоремонтного завода в Росляково (г. Мурманск), док ушел под воду. Как это по­влияет на восстановление последнего построенного в Николаеве авианосца «Адмирал Кузнецов»?

Это был самый большой плавучий док в России и один из самых больших плавдоков в мире, который изготовлен в 1970-х годах в Швеции специ­ально для авианосных кораб­лей, строившихся в Николаеве, и был единственным доком на Севере, в котором мог помес­титься «Адмирал Кузнецов». Кроме авианосцев, в доке ре­монтировались и самые боль­шие в мире атомные крейсеры проекта 1144, в том числе и ныне действующий крейсер этой серии «Петр Великий». Док предназначался также для постановки в него гигантских стратегических атомных под­водных лодок и ремонта под­водной части других крупных кораблей Северного флота.

Доковое расписание ПД-50 было насыщенным и напря­женным. Очередность поста­новки кораблей в док выполня­лась по жесткому графику, не предусматривающему свобод­ных дней и «окон». Теперь до­ка нет. Комиссия, работавшая на месте аварии, пришла к вы­воду, что поднять док невоз­можно.

Во время вывода из дока «Адмирала Кузнецова», при исчезновении электричества и последовавшим за этим произ­вольном затоплении отсеков дока, он переломился и зато­нул на глубине 35 метров. На палубу «Адмирала Кузнецова» упал доковый кран, но корабль был подготовлен к всплытию, все забортные отверстия были закрыты и он вышел без про­блем. Военные и судостроите­ли заявили, что авария не по­влияет на окончание ремонта корабля в 2021 году.

Но перед этим авианосец должен пройти докование, для чего нужен док. Его планируют создать на 35-м судоремонт­ном заводе в Мурманске, объе­динив, расширив и удлинив два стоящих там рядом 200­-метровых сухих дока. На всё это потребуются большие средства и время.

Безусловно, сухой док со временем будет построен, так как без него не может обхо­диться Северный флот. Но, принимая во внимание финан­совые реалии, с которыми сталкивается Россия в услови­ях санкций, возникают сомне­ния в окончании модернизации «Кузнецова» в установленные сроки – до конца 2021 года.

После похода «Адмирала Кузнецова» к берегам Сирии в 2016 году и потери в Среди­земном море двух палубных истребителей появились ста­тьи, в которых обоснованно критиковался корабль, а неко­торые даже называли его «худшим из авиа­носцев». Но одно дело говорить о состоянии, в котором оказался ко­рабль после тридцати лет пребывания на флоте. И другое – отзы­ваться отрицательно в целом о проекте и каче­стве постройки.

Давайте разберемся.

Корабль десятилети­ями не проходил необходимого ремонта оборудования и систем. В российской прессе публиковались статьи, в которых писалось, что по его неотапливае­мым и залитым водой помещениям бродят банды «годков», а офи­церы боятся опускаться ниже третьей палубы. Как в таком состоя­нии можно было сохра­нить корабль и обеспе­чить его боеспособ­ность?

Во время испытаний «Адмирала Кузнецова» на Черном море в 1989-1990-х годах авианосец прошел свы­ше 20.000 миль, что, пример­но, равно расстоянию вокруг земного шара по экватору. Бы­ло выполнено около 700 полетов самолетов Су-27К, МиГ-29К, Су-25УТГ и вертолетов. И ни единой аварии. В защиту этого проекта говорят и введённые в строй и оказавшиеся вполне надежными китайские авиа­носцы «Ляонин» (бывший «Ва­ряг») и «Шаньдун», построен­ные по тому же проекту, что и «Адмирал Кузнецов». Первый авианосец «Ляонин» в строю с 2012 года, уже семь лет. Вто­рой – «Шаньдун» находится в море на испытаниях и в бли­жайшее время будет передан ВМС Китая. На основе «Варя­га» китайские конструкторы спроектировали и приступили к строительству своего третьего, более крупного авианосца во­доизмещением около 80 тыс.

Приведу и другие примеры. Первый тяжелый авианосный крейсер «Киев», построен­ный на Черноморском судост­роительном заводе в Николае­ве, практически ежегодно хо­дил на боевую службу в Сре­диземное море и Северную Ат­лантику, а иногда и по два раза в год – больше, чем американ­ские авианосцы. Известно, что американские авианосцы больше стоят на судоремонт­ных заводах, чем плавают, и развертываются со своими ог­ромными группами сопровож­дения в местах боевой службы примерно один раз в два-три года.

Второй и третий ТАКР – «Минск» и «Новороссийск» – со­здавались для Тихоокеанского флота и после постройки в Ни­колаеве и проведения ходовых и государственных испытаний на Черном море, совершили переход вокруг Африки на Дальний Восток. При этом про­шли около 25.000 морских миль, что составляет 45.000 километров и тоже равно кру­госветному походу.

Четвертый ТАКР «Баку» (пе­реименованный впоследствии в «Адмирал Горшков») после передачи Военно-Морскому Флоту провел в 1988 году 7 ме­сяцев на боевой службе в Сре­диземном море в составе 5-й оперативной эскадры ВМФ и потом совершил переход в Се­вероморск в условиях жесто­чайшего шторма в Северной Атлантике. Я находился на ко­рабле во время этой боевой службы и вел строжайший учет всех неисправностей, чтобы потом учесть это при построй­ке «Адмирала Кузнецова». С момента выхода с Черномор­ского завода и до прихода в Североморск четвёртый авиа­носец прошел 34 тыс. миль или 63 тыс. километров, и при этом не имел, практически, ни одной серьезной поломки. Ска­жите, сколько раз ломался и останавливался бы ваш авто­мобиль, пройдя полтора раза вокруг Земного шара? А ведь корабль с тысячами находя­щихся на нем людей и самым современным вооружением – несравненно более сложное инженерное сооружение, чем серийный автомобиль.

Теперь о дыме из трубы. Главная энергетическая уста­новка на всех наших авианос­цах идентична, а котлы являются сердцем корабля, как атомные ректоры на американ­ских авианосцах. За техникой на корабле нужно следить, так же, как вы следите за своими автомобилями. И не рассказы­вать, что из трубы пошел чер­ный дым, потому что плохой корабль. У нас никогда при ис­пытаниях авианосцев черный дым из трубы не шел, это счи­талось грубейшим нарушени­ем, и корабль снимался воен­предами с испытаний. А дым из трубы «Адмирала Кузнецо­ва» при походе в Средиземное море в 2016 голу шел потому, что была разрегулирована или вообще не работала автомати­ка горения топлива в котлах. Там должно быть точное соотношение поступаю­щего в котел топлива и кислорода. А может, еще залили на ко­рабль некачественное топливо, что бы­вало и раньше. По­всеместная корруп­ция при снабжении горюче-смазочными материалами Воору­женных сил лишь усиливает вероят­ность любых махина­ций с топливом.

У Северного флота всегда были пробле­мы с обслуживанием кораблей из-за отсут­ствия ремонтной ин­фраструктуры еще со времён Советско­го Союза. Отсутствие развитой и обеспе­ченной всем необходимым ремонтной базы – вот вам и ответ на вопрос, поче­му был доведен до та­кого плачевного состояния наш последний авианосец.

«Адмирал Кузнецов» – по­следний из могикан плеяды ве­ликих кораблей, построенных в Николаеве. Понятно, что с точ­ки зрения престижа, Россия должна отремонтировать авиа­носец и вернуть его на службу как можно быстрее. Но с точки зрения полезности корабля для Военно-Морского Флота, «Адмирал Кузнецов» никогда уже не будет играть ту веду­щую роль, которая ему отводи­лась во времена проектирова­ния и строительства на Черно­морском судостроительном за­воде в Николаеве.

Валерий Бабич, судостроитель, автор книг об авианосцах


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"