На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православное воинство - Библиотека  

Версия для печати

Деятельность духовенства Соловецкого монастыря

по охране морских рубежей России во второй половине XVI - конце XIX веков.

Монастыри России... Как много связано с ними в жизни русского человека. Ведь все основные события христианина протекали в церкви - там его крестили, затем венчали и, наконец, отпевали.

Сейчас многое делается для того, чтобы возродить лучшие православные традиции и святыни и, прежде всего, это касается восстановления монастырей и церквей. Дело в том, что они являются не просто учреждениями для отправления культовых надобностей верующих, но "духовно-историческими центрами", они составляли как бы камни в основании здания русского государства.

Известно, что в годы своего создания, развития и функционирования русское государство вело многочисленные войны с иноземными захватчиками, отстаивая независимость. Находясь в союзе с государством, с его военными формированиями, церковь делала все, чтобы Родина с честью выходила из вооруженной борьбы. Помимо духовного благословения, как это делал Сергий Радонежский, наставляя Дмитрия Донского на Куликовскую битву, священнослужители конкретными действиями оказывали помощь государству, превращая монастыри в бастионы сопротивления врагу. Так, во время монголо-татарского ига монастыри получали от ханов особые ярлыки, которыми охранялись от всяких притеснений. Под защитой этих ярлыков духовенство собирало под свои знамена рать, помогало готовить ее к будущим боям, развивало земледелие и торговлю, а главное, заряжало народ той духовной энергией, которая не допускала бы окончательного поражения.

Важной составной частью вооруженных сил любого государства является флот. Флот - это не только корабли, это еще и базы, порты, береговые батареи, тыловые и медицинское учреждения. В этой связи надо отметить, что большую роль в деле обороны водных рубежей Отчизны играли приморские монастыри, которые явились как бы прообразом будущих военно-морских баз. В своей статье хотелось рассказать о роли Соловецкого монастыря, как крупнейшего представителя Русской православной церкви на Севере по охране водных границ Беломорья.

Необходимо определиться с понятием монастырь. Сейчас в обиходе употребляются слова - монастырь, церковь и храм. Одинаковые ли это понятия или разные? Обратимся к энциклопедическому словарю "Христианство":

  • Храм -- специальное здание для отправления публичного и частного (требы) богослужения.
  • Церковь -- в просторечии название христианского культового здания, имеющего алтарь и помещение для богослужения.

  • Монастырь:

  • Форма организации общины монахов, живущих по определенному уставу и соблюдающих религиозные обеты.

  • Комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных и других построек, огражденный, как правило, стеной.

В определении монастыря нас больше интересует вторая его часть. Анализируя все три понятия, становится ясно, что такие, как церковь и храм, являются почти одинаковыми, но понятие монастырь намного больше по объему и включает в себя первых два, так как помимо помещений для отправки богослужений он вмещает еще и целый ряд других сооружений.

Историки-исследователи отмечают, что первые монастыри возникли после введения христианства на Руси в 988 г. князем Владимиром. В это время стали появляться отшельники, которые, отказываясь от мирских благ, ставили своей целью спасение души На какое-то время изможденный голодом и холодом отшельник становится образом истинного христианина Понятно, что у них появляются подражатели из числа обычных людей, которые селились поблизости жилищ отшельников. Так стали возникать уединенные заселения - монастыри. Обитатели их, монахи, считались как бы братьями и подчинялись старейшему, игумену, чтили его как отца.

Предание гласит, что первый наш митрополит Михаил основал на одной из гор киевских первый монастырь и церковь во имя архистратига Михаила, неподалеку от того места, где прежде стоял Перун.

В первые годы существования монастыри представляли собой земледельческие поселки, хотя и не похожие на обычные крестьянские хозяйства. Монахи расчищали лес, заводили пашню, разводили огороды и сенокосы. Возле созданных монастырей образовывались села, деревни В ряде известных случаев около них строились и города Так, около Гледского монастыря возник город Устюг, около Калязинского -- г. Кашин и др. монастыри играли большую роль в жизни Древнерусского государства. Так, в голодные и суровые годы они кормили сотни голодающих, в годы войны часто в монастырях создавались больницы, гостиницы и богадельни, также монастыри были центрами просветительской и миссионерской деятельности, монастырь же оставался местом убежища и приюта на случай старости и инвалидности.

Но надо еще отметить, что, приобретя государственное значение, монастыри служили делу военной защиты Руси от врагов. Обладая людскими, материальными, духовными ресурсами, помноженными на хорошо поставленные управленческое и организационное начала, они становились как бы "волноломами" на пути движения вражеских полчищ. Так, история свидетельствует о том, как в начале XVII столетия защитники Кирилло-Белозерского монастыря, что под Вологдой, более шести лет выдерживали осаду польско-литовских интервентов.

Большую роль играли монастыри в охране и обороне морских рубежей Руси, выполняя роль граничных военно-морских крепостей. Ярким представителем подобной крепости на русском Севере был Соловецкий монастырь, созданный святыми Зосимой и Савватием, свыше двух столетий с XVI века по 60-е годы XVIII века являвшимися почти самостоятельным государством внутри большой русской державы. На Каспии проявлял активность в этом плане Астраханский монастырь, однако история почти не сохранила сведений о военной деятельности. В своей работе хотелось бы поподробнее остановиться на деятельности Соловецкого монастыря в качестве пограничной крепости.

Какие направления деятельности монастыря в этой связи можно отметить?

Организационно-управленческое

В первые годы своего создания монастырь основные усилия сосредоточивал на солеварении, которое было широко распространено на русском Севере с XVII века. Однако вскоре, находясь вблизи от шведско-датской границы, Соловецкой обители пришлось неоднократно подвергаться агрессии против Руси. Являясь, по существу, политическим центром Поморья и возглавив вооруженную борьбу против иноземцев, хозяева Соловков стали подумывать о создании собственного войска. Но своих сил тут явно не хватало и поэтому настоятель монастыря Варлаам поспешил донести просьбу царю Ивану IV о помощи. Царь, оценив стратегическое положение монастыря, прислал воеводу Михаила Озерова, а с ним четырех пушкарей, десять стрельцов и огнестрельное оружие...

Так стало создаваться стрелецкое войско Соловков. Вооруженные стрельцы содержались на "отчете монастыря" и поступали под начальство игумена. Кроме сухопутного войска было принято решение иметь свою монастырскую флотилию для ведения боевых действий на площадях, недалеко удаленных от берега. Так, согласно реестру солдат рядовых и даточных на монастырских суднах, было 2 солдата и 3 даточных, на втором судне 1 солдат и 4 даточных, на третьем судне 7 солдат и четвертое судно предназначалось для выхода в море самого настоятеля монастыря.

Среди войска Соловков поддерживались железная дисциплина и послушание, каждый знал свое место в бою. Непосредственно, при ведении боевых действий, стрельцами руководил воевода, а в остальном начальником был игумен, который решал вопросы стратегического, материального обеспечения, строительства учреждений, обучения и воспитания воинов.

Надо отметить, что монастырские власти, словно зная азы военного искусства, умело маневрировали численностью и дислокацией своего войска в зависимости от времени года и обстановки. В теплые дни, когда вероятность нападения была велика, основные силы занимали заранее намеченные позиции вблизи монастыря, в непогоду же выставлялись только дозорные, остальное войско находилось внутри монастырских стен.

Материально-техническое

Отчетливо понимая, что без снабжения войска всем необходимым нельзя успешно противостоять врагам, монастырские власти делали все, чтобы стрельцы были хорошо вооружены, накормлены, обуты и одеты.

Ранее отмечалось, что когда царь Иван IV прислал воеводу Михаила Озерова, вместе с ним еще прибыло 4 пушкаря, 4 пищали, а к ним 400 ядер, да "зелья" 115 пудов. Вскоре на вооружении монастырского войска оказалась собственная артиллерия, которая легко обстреливала неприятеля. Защитники Соловецкой обители были вооружены ружьями, которые содержались и чинились монастырскими ружейниками-умельцами. При монастыре была своя кузня, где трудилось до полутора десятков оружейников-кузнецов и молотняков.

Понимая то, что необходимо иметь продовольственные запасы, один из настоятелей монастыря говорил: "В нем должно быть непременно в запасе хлебных припасов годов на десять, а, по крайней мере, на пять". Помимо хлеба создавались припасы из рыбы, соли, муки и других продуктов, выменянных в результате торговли.

Мудрая политика настоятелей Соловков по созданию запасов, налаживанию материально-технического снабжения привела к тому, что монастырь мог выдержать довольно-таки длительные осады.

Инженерно-строительное

Учитывая постоянную угрозу северным границам, на государственном уровне было принято решение - заменить деревянную стену на каменную вокруг Соловецкого монастыря. Строилась она на монастырские деньги умельцами монастыря по всем правилам фортификационного искусства. В 1562 -1563 гг. за счет своего бюджета монастырь воздвиг деревянный острог в поморском селе Суме и обнес его земляным валом. Строил его игумен с крестьянами. Впоследствии укрепленный острог стал форпостом Соловков и не раз сдерживал неприятеля, служив убежищем для поморских жителей.

Военно-дипломатическое

Уже отмечалось, как успешно вели монастырские власти переговоры с царем Иваном IV по поводу важности укрепления Соловецкого монастыря. Духовенство хорошо осознавало то, что монастырь, по существу, является единственным оплотом Российского государства на Севере и может служить делу его вооруженной защиты. Победой монастырской дипломатии может явиться решение царя о государственной поддержке Соловков.

В период Смутного времени к настоятелям Соловецкого монастыря неоднократно посылались гонцы с требованиями признать законную власть Лжедмитриев, на что монастырские власти отвечали отказом. Это была смелая патриотическая позиция, которая не могла не вызвать уважения у русских людей.

Подводя итог деятельности духовенства Соловков по охране водных границ России, хотелось бы привести два примера, свидетельствующих о высоком героизме защитников.

Первая "знатная победа" была одержана в декабре 1580 года, когда воевода Киприян Оничков с малой дружиной стрельцов, пушкарей, охочих казаков выдержал осаду трехтысячного отряда "свейских людей", продолжавшуюся трое суток. На приступе враг был отбит, деморализован и прогнан с острога, а во время вылазки -- окончательно разгромлен.

Второй эпизод относится к временам Крымской войны. Это событие у многих ассоциируется с героической обороной Севастополя, однако, мало кто знает, что союзные военно-морские силы, сосредоточив основные усилия в Крыму, планировали свои действия и на других театрах военных действий. Так 6-7 июля 1854 года была совершена очередная диверсия англичан - обстрел Соловецкого монастыря.

6 июля два неприятельских фрегата, имея на борту более 100 орудий, предприняли попытку обстрелять ядрами монастырь. Однако монастырская артиллерия под командованием архимандрита Александра и начальника инвалидной команды прапорщика Никоновича, заняв удобную позицию, открыла ответный огонь, да такой меткий, что причинила повреждение одному судну. На другой день англичане прислали парламентеров с требованиями о том, чтобы монастырь, принявший на себя характер военной крепости, безусловно сдался. По прочтению данной депеши был немедленно составлен ответ за подписью "Соловецкий монастырь", в котором неприятелю был дан категорический отказ. Канонада началась в 8 утра и продолжалась до 5 часов вечера. Несмотря на то, что англичане били орудиями крупного калибра, в монастыре не оказалось ни одного убитого, ни одного раненого и повреждения оказались самыми незначительными. Воистину Бог оберегал защитников крепости.

На третий день англичане прекратили обстрел, боясь оказаться без боеприпасов в Белом море вдали от своих баз, и предпочли уйти. Двухсуточная канонада славы британским морякам не принесла, монастырь не сдался. В память об этом событии из неприятельских ядер была сложена пирамида, которая сохранялась многие годы.

Таким образом, на примере Соловецкого монастыря мы видим, что приморские монастыри Русской Православной церкви, становясь военно-морскими крепостями, играли большую роль в охране водных рубежей, в охране Российского государства. По мнению автора священнослужители данных монастырей явились прообразом института флотских священников, который учредил Петр I. Создавая регулярный российский флот, великий самодержец для освящения своего великого зачинания побывал в Соловках, и кто знает, может именно там берет свое духовное начало флот России.

А.Кузнецов


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"