На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православное воинство - Библиотека  

Версия для печати

Сим победиши...

Роль армии и церкви в духовном воспитании защитников Отечества

Нынешняя первостепенная роль армии и церкви в духовном воспитании защитников Отечества обусловлена не только объективными закономерностя­ми, но и глубокими историческими традициями.

Лики святых на боевых знаменах русичей начали появляться еще в дале­ком XIII веке. Уже в то время в понима­ние воинами Отечества как естественное наполнение вошли в тесном един­стве Бог и Царь. Причем изначальной целью привития воину веры в Бога бы­ло нравственное очищение, дабы жес­токость, необходимая в бою с врагом, не переходила границ, не превращала в зверя, не калечила душу.

Наша справка.
В 1716 году Петр I утвердил Устав Воинский, в который впервые была включена глава "О священно­служителях". В апреле 1717 года вышло Высочайшее повелевание о введении в российском флоте должностей 39 священников. Принятый в 1720 году Морской Устав с главой "О священнослужителях" окончательно определил правовое положение духовных наставников.

Нововведенными воинскими ар­тикулами военнослужащим предписы­валось "в определенное время, трижды в день, молиться". Выделялось и время для молитв - утром, перед обедом и вечером, по объявлении наряда. Пред­писывалось при каждой полковой церк­ви (а они к концу XVIII - началу XIX ве­ков стали неотъемлемой частью всех крупных воинских подразделений) иметь книги религиозного содержания, образа, крестики.

Большое внимание в уставах бы­ло уделено и тому, как учитывать раз­личия в вероисповеданиях воинов. В частности, о составлении списков на­рядов и работ в статье 556 говорилось: "В дни больших христианских праздни­ков наряды в части должны по возмож­ности возлагаться на воинов нехристи­анских исповеданий.

В воинских документах более позднего издания для воинов-христиан праздничными и выходными конкретно определены 29 дней (не считая воскре­сений, которые у христиан исконно праздничные).

Наша справка.
К 1914 году на каждый воен­ный округ приходилось по одному мулле, ксендзу и раввину. На период войны их количество увеличива­лось в несколько раз путем призы­ва, согласованного с высшими ре­лигиозными органами конфессий.

Неотъемлемым атрибутом дея­тельности военного священства были торжественные богослужения в полко­вых церквах. Было определено, что их необходимо проводить в честь дней рождения царских особ, полковых праздников (день святого покровителя полка), в честь особых военных подви­гов, совершенных офицерами и солда­тами части. А по особо торжественным дням предписывалось проводить цер­ковные парады.

Согласно Уставам 1872 года, церковные парады проводились: в пер­вый день нового года; 6-го января -- в день Богоявления Господня; в дни рож­дения, именин и восшествия на пре­стол коронованных Государя, Госуда­рыни и Наследника; 26-го ноября — в день кавалерийского праздника Свято­го Георгия Победоносца; в дни полко­вых и батальонных праздников.

При церковных парадах был обя­зателен вынос всех полковых знамен и штандартов. Если часть была располо­жена в городе, то парад проводился на главной - Соборной площади. На такие торжества обязательным было пригла­шение солдатских детей и инвалидов части.

Серьезность отношения к рели­гии в армии подчеркивалась и тем, что, согласно наставлениям, в расписания занятий с подразделениями включалось не менее одной религиоз­ной беседы в неделю с обязательным посещением. Для проведения таких бе­сед священники были обязаны лично выезжать даже в отдельно расположен­ные роты.

Но успешная работа невозможна без четкого видения ее целей, работа полкового священника направлялась на "идейно-нравственное воспитание во­еннослужащих, изучение и оператив­ное воздействие на моральное состоя­ние войск, укрепление их благонадеж­ности".

Наша справка.
Специально для военного свя­щенства были учреждены воинские награды -- золотые и серебряные наперсные кресты, два многосте­пенных ордена. Сам за себя гово­рит тот факт, что только за боевые заслуги этими наградами было от­мечено в общей сложности более тысячи священников.

Характерно, что выполнение обя­занностей военными священниками достигалось не только богослужениями и беседами. История содержит массу примеров их личного героизма. Это подвиг иеромонаха с эсминца "Гор­дый", ушедшего вместе с судном под воду, и подвиг отца Сергия, заменив­шего капитана, и множество других. Но наиболее яркий из них, по-моему, под­виг отца Трофима при штурме Суворо­вым крепости Измаил.

Во время обстрела неприятелем был убит командир полка, большинство офицеров получили ранения. Настала критическая минута боя, и тут солдаты увидели на бруствере полкового свя­щенника с золотым крестом в высоко поднятой руке. Он шел во весь рост, не кланяясь неприятельским пулям и сна­рядам. Завороженные солдаты услы­шали призыв отца Трофима: "Умрем за веру свою и землю русскую..." Участь Измаила была решена.

По личному прошению генерал-фельдмаршала Суворова отцу Трофиму были пожалованы наперсный золотой крест с бриллиантами и пожизненная пенсия.

Наша справка.
Для руководства органами во­енного священства, которые к началу XVIII века были оформлены в отдельное ведомство, в 1730 году утверждены должности Обер-свя-щенника Главного штаба и Обер-священника Главного гвардейского корпуса. А к 1800 году введена должность Полевого обер-священни-ка, которая позже стала именовать­ся должностью Протопресвитера Военного и Морского духовенства. Было установлено, что на высший пост ведомства лицо избирается Святейшим Синодом по просьбе ко­мандующего Петербургским воен­ным округом и ходатайству военно­го министра, лишь после чего ут­верждается царем.

Первым Оберсвященником был избран, а затем назначен Протоирей Павел Озерецковский. Последним эту должность исполнял Григорий Ивано­вич Шавельский, вынужденный после лишения в 1918 году церкви юридичес­ких прав эмигрировать в Болгарию (став там Магистром богословия).

Какой же стала структура органов по вертикали?

К середине XIX века для них вво­дится своеобразная "табель о рангах". Во главе - Протопресвитер Военного и Морского духовенства, в духовном ми­ре приравненный к архиепископу, в во­енном - к генерал-лейтенанту. Далее следовали (назначавшиеся на время войны) главные священники фронтов и армий, приравненные в воинском зва­нии соответственно к полковнику и подполковнику. На "ступеньку ниже" стояли дивизионные (бригадные) и гар­низонные благочинные, сан которых соответствовал воинскому званию под­полковник. В обязанности благочинных входило посещение подведомственных церквей, отслеживание качества пре­подавания Закона Божьего, рассмотре­ние жалоб на полковых священников. Последние являлись самым основным и потому наиболее многочисленным отрядом, включавшим, кстати, госпи­тальных и тюремных священников. Должности этих лиц приравнивались к капитанским. И, наконец, самую ниж­нюю ступень занимал штатный или не­штатный (в зависимости от количества пасомых) дьякон. Его должность со­гласно штатам - поручик.

Этим же документом было опре­делено, что по отношению к священни­кам армии существовала особая фор­ма воинского обращения -- "Ваше бла­гословение..."

>Здесь же уместно упомянуть и о системе подчиненности внутри самой структуры. Протопресвитер указания по делам церковного управления по­лучал только от Синода. По делам же военного ведомства - от военного ми­нистра. Но, как ни странно, двойное подчинение шло лишь на пользу, так как и контроль за исполнением был со­ответственно двойным.

К "табели" прилагался перечень качеств, которыми обязан обладать во­енный пастырь: "Готов со всеми поде­литься полнотой своей веры, знаниями, духовной опытностью, и с тем вместе скромный, благоразумно уступчивый и бескорыстный, безо всякого проявле­ния погони за наживой и вполне до­вольный своим скромным материаль­ным положением".

Наша справка.
Денежное содержание воен­ных священников в различные годы от 700 до 2200 рублей в год, а за­висимости от должностной степени и размеров части. Сумма эта при­менительно к ценам начала века была немалой и военных пастырей можно было отнести к обеспеченно­му слою населения.

Первым из периодов активизации боевой деятельности военного духо­венства стала русско-японская война. В это время военное священство по­лучало серьезный опыт работы в экс­тремальной обстановке. Почин был дан Петербургским Митрополитом Антони­ем, обратившимся к Царю в день начала войны: "Располагай нами и иму­ществом нашим. Нужно будет - церкви и монастыри вынесут драгоценные ук­рашения, святынь своих на алтарь Отечества". И действительно делали все возможное, с честью выполняя свой долг.

Наша справка.
Приказ по войскам Квантунского укрепленного района от 20 ноября 1904 года за N 873 гласил: "Священники 5-го Восточно-Сибир­ского полка В. Слюнин, 27-го Вос­точно-Сибирского полка А. Мшанецкий, эскадренного броненосца "Победа" иеромонах Никодим и крейсера 1-го ранга "Боян" А. Куньев 18 и 19 сентября, во время боя на Высокой и Плоской, служили на редутах и в окопах молебны, об­ходили войска, кропили их святой водой и давали прикладываться ко кресту. Своим появлением они ут­роили дух гарнизона. Генерал-лей­тенант Стессель".

Известен также факт, когда три священника добровольно отправились вместе с пленными в стан врага, "чтоб слово Божье не покидало христолюби­вых воинов даже в плену".

Но апогея работа военного духо­венства достигла в годы первой миро­вой войны. "Высокая эффективность была достигнута благодаря гибкости, простоте и доходчивости форм. Это применение походных и плавучих церк­вей, налаживание связи с семьями вои­нов и работа санитарами на передовой и много, многое другое. Наиболее красноречива оценка, данная работе пастырей в армии Великим Князем Ни­колаем Николаевичем: "Нам нужно в ноги поклониться военному духовенст­ву за поддержку, какую оно оказывает нам в тяжелую годину войны..."

Дмитрий Пятков


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"