На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православное воинство - Библиотека  

Версия для печати

Подвиги моряков балтийцев в Великой Отечественной войне

Очерк

Краснознаменный Балтийский флот (командующий вице-адмирал В. Ф. Трибуц, член Военного совета дивизионный комиссар Н.К. Смирнов, начальник штаба контр-адмирал Ю.А. Пантелеев) по своей численности уступал объединенным военно-морским си­лам противника на Балтийском море. В его корабельный состав входили 2 линкора, 2 легких крейсера, 2 лидера, 19 эскадренных миноносцев, 66 подводных лодок, 48 торпедных катеров, канонер­ская лодка, 7 сторожевых кораблей, 6 минных заградителей, 33 тральщика[1]. Война застала флот в начальной стадии развер­тывания сил в базах в Прибалтике, освоения новых районов плавания и кораблей, поступавших от промышленности. Он испыты­вал недостаток в тральщиках, торпедных катерах, охотниках за подводными лодками, мелкосидящих транспортных средствах.

С началом военных действий главной задачей Балтийского флота являлось содействие войскам Северо-Западного и Северного фронтов на приморских направлениях. На первом этапе она решалась главным образом самостоятельными действиями сил флота (минно-заградительные действия, борьба на коммуникациях, действия против военно-морских сил противника). Затем основным видом боевой деятельности стали совместные действия сил флота с сухопутными войсками (артиллерийская и авиационная поддержка войск, их перевозка), оборона военно-морских баз и островов, высадка морских десантов.

В первые часы войны в боевые действия активно включи­лась Либавская военно-морская база, которой командовал капитан 1 ранга М.С. Клевенский. Натолкнувшись на упорное сопротивление защитников Либавы, противник начал обходить город с востока и подвергать его авиационным ударам. Бал­тийцы сражались мужественно и самоотверженно. Именно во время боев за Либаву гитлеровцы, встретив упорное сопротивление и понеся ощутимые потери, окрестили советских моряков «чер­ной смертью». Продвижение немецко-фашистских войск здесь было приоста­новлено. Оборона Либавы имела большое значение в срыве «молние­носного» продвижения противника к Ленинграду.

Используя превосходство в силах, особенно в авиации, немецко-фашистские войска к исходу 7 августа прорвались к побе­режью Финского залива восточнее Таллина. Оборону Таллина наряду с армейскими частями осуществляли моряки ко­раблей, береговая артиллерия и морская авиация. Всего в боевых порядках на сухопутном фронте обороны города насчитывалось свыше 16 тысяч балтийцев.Морской пехотинец, бывший торпедный электрик лидера «Минск» краснофлотец Евгений Никонов в жестоком бою был тяжело ра­нен и в таком состоянии попал в руки врага.Стремясь выведать у краснофлотца сведения о советских войсках, оборонявших Тал­лин, гитлеровцы жестоко избивали его, наносили ему штыковые и ножевые раны, выкололи глаза, но он молчал. Тогда фашист­ские изверги привязали балтийца к дереву и разожгли под ним костер. Комсомолец Евгений Никонов принял мученическую смерть, но не выдал военной тайны. Когда враг был выбит с зани­маемых им позиций, моряки-балтийцыи с воинскими почестями похоронили героя.

Стойко, непрерывно нанося контрудары, морские и сухопутные части сдерживали натиск вражеских войск. Большие потери причиняла гитлеровцам артиллерия крейсера «Киров», лидера «Ленинград», эскадренных миноносцев и канонерских лодок. Под давлением численно превосходивших немецко-фашистских войск защитникам Таллина пришлось отходить. Когда все возможности удержания города были исчерпаны, был от­дал приказ об эвакуации Таллина и переходе кораблей в Крон­штадт для усиления обороны Ленинграда.

Условия перехода флота были невероятно тяжелыми. Боль­шому числу кораблей и транспортов предстояло пройти 220 миль по фарватеру, простреливаемому противником, как с южного, так и с северного берега Финского залива. На прибрежных аэродро­мах была сосредоточена вражеская бомбардировочная авиация. Лучшие летчики гитлеровской морской авиации, участники «битвы за Атлантику», привлекались для нанесения ударов по кораб­лям Краснознаменного Балтийского флота. Истреби­тельная авиация, потеряв свои аэродромы в Эстонии, не могла из-за ограниченного радиуса действия прикрыть корабли на наибо­лее опасном участке Таллин, остров Гогланд. Положение усугублялось еще и тем, что флот не имел доста­точного количества тральщиков. Поэтому он не смог организо­вать эффективную борьбу с минными постановками противника, а перед выходом кораблей из главной базы — провести тщатель­ную минную разведку и контрольное траление по маршруту пере­хода.

К утру 28 августа боевые корабли и транспорты под огнем ар­тиллерии и минометов врага вышли на внешний рейд. Сначала они держались в кильватерном строю за тральщиками, по непрерыв­ные налеты вражеской авиации и наступившая темнота нару­шили строй. Между тем ночью им пришлось форсировать плотное минное заграждение. Корабли не успевали расстреливать мины, подсекаемые параванами и тралами. Лишь один из эсминцев в те­чение часа обнаружил 12 плавающих мин, а крейсер «Киров» в течение получаса - 5 мин. Корабли и транспорты, не успевавшие отвернуть от внезапно появлявшихся на их пути мин,подрывались. С рассветом противник ввел в действие береговую артиллерию и торпедные катера, базировавшиеся в финских шхерах.

И все же, несмотря на настойчивые усилия, противник не смог уничтожить боевое ядро Краснознаменного Балтийского флота. Отразив все вражеские атаки, 112 кораблей и 21 транспорт­ное и вспомогательное судно прибыли в Кронштадт Гитлеров­цам удалось потопить свыше десяти боевых кораблей и значи­тельную часть транспортного флота. При этом погибло большое количество ценных грузов.

Балтийцы в Таллинском переходе, явившемся одним из наи­более драматических и вместе с тем героических эпизодов Вели­кой Отечественной войны, проявили большое мужество и самоот­верженность, сохранив основные силы флота, которые затем при­няли активное участие в обороне Ленинграда. На кораблях было эвакуировано более 18 тысяч защитников главной базы флота.

С оставлением Таллина северное и южное побережье Фин­ского залива на всем его протяжении оказалось в руках гитле­ровцев. В глубоком тылу противника остались военно-морская база Ханко и острова Моонзундского архипелага. Их защитники стойко удерживали этот передовой оборонительный рубеж. В то время как войска фашистской Германии уже вышли на ближние подступы к Ленинграду, ее флот еще находился в сотнях миль к западу от приморского фланга своей армии.

Захвату Моонзундских островов враг придавал особое значение. Это отсюда, с аэродромов острова Эзель, бомбардировщики 1-го минно-торпедного авиаполка ВВС КБФ под командованием пол­ковника Е.Н. Преображенского и авиации дальнего действия с 7 августа по 4 сентября нанесли девять групповых уда­ров по Берлину. За умелые и самоотвер­женные действия в этих налетах летчики полковник Е.Н. Преоб­раженский, капитаны В.А. Гречишников, А.Я. Ефремов, М.Н. Плоткин и штурман капитан П. И. Хохлов были удостоены звания Героя Советского Союза.Удары нашей авиации по Берлину имели исключительно важ­ное военно-политическое значение.

Сосредоточив большое количество артиллерии на побережье, гитлеровцы па рассвете 8 сентября начали форсировать на кате­рах и шлюпках узкий пролив, отделяющий остров Вормси от ма­терика. Им удалось захватить плацдарм на острове. Трое суток шли здесь ожесточенные бои. Понеся большие потери, остатки советского гарнизона отошли на Даго. Тяжелые бои шли на острове Эзель.

Более десяти суток длились боина перешейке полуострова Сырве. Большой урон врагу наносила располагавшаяся на южной оконечности полуострова 315-я батарея, которой командо­вал капитан А.М. Стебель. Балтийцы неоднократно переходили в контратаки. Овладев Эзелем, немецко-фашистское командование начало подготовку к высадке на Даго. Борьба за этот остров была осо­бенно ожесточенной. Оборона Даго длилась с 12 по 22 октября. Все эти дни неболь­шой гарнизон острова успешно отражал яростные атаки гитлеров­цев. В неравной борьбе многие балтийцы погибли.

Моряки Балтийского флота, защищавшие вместе с частями Красной Армии Моонзундский архипелаг, более четырех меся­цев оттягивали на себя значительные силы противника и нане­сли ему существенный урон. В боях за архипелаг он потерял бо­лее 26 тысяч человек.

Северный фланг обороны Финского залива обеспечивалавоенно-морская база Ханко. Хаиковцы, руководимые генерал-лейтенантом С.И. Кабановым, сковали большое количество войск и флота Финляндии, снижая тем самым активность ее армии, на северных подступах к Ленинграду.Законом жизни для защитников Ханко были героизм и пре­зрение к смерти. Генерал С.И. Кабанов в своих воспоми­наниях особо отмечает доблесть таких ханковцев, как заместитель начальника артиллерии майор С.С. Кобец, начальник штаба базы капитан 1 ранга П.Г. Максимов, командир канонерской лодки «Лайне» старший лейтенант Н.Г. Антипин, десантник мичман И.П. Щербановский, командир береговой батареи капитан JI.М. Тудер, командир железнодорожной батареи капитан М.Е. Шпилев, красноармеец М.А. Дудин.

После эвакуации Таллина условия обороны Ханко крайне ус­ложнились. Крохотный клочок земли, находившийся на терри­тории враждебной страны, оказался в глубоком тылу противника, отрезанным от советских войск и баз снабжения. Обстановка диктовала необходимость сосредоточения всех сил для защиты Ленинграда. К тому же оборона базы в ус­ловиях ледостава в Финском заливе значительно усложнилась. Поэтому Ставка Верховного Главнокомандования приняла реше­ние эвакуировать гарнизон Ханко.Эвакуация осуществлялась с 26 октября по 2 декабря под ру­ководством командующего эскадрой вице-адмирала В.П. Дрозда. Она проходила в исключительно сложных условиях. В Кронштадт и Ле­нинград было доставлено около 23 тысяч защитников Ханко и Ос­муссара, более 1700 тонн продовольствия, тысяча тонн боеприпасов.Успеху эвакуации военно-морской базы Ханко в значительноймере способствовала скрытность ее проведения.

Боевые действия Краснознаменного Балтийского флота на даль­них подступах к Ленинграду, проходившие в тесном взаимо­действии с войсками Красной Армии, сыграли немалую роль в срыве немецко-фашистского плана «молниеносной» войны. Упор­ной обороной главной базы флота - Таллина, островов Моонзундского архипелага и военно-морской базы Ханко балтийцы сковали до 100 тысяч солдат и офицеров противника и нанесли ему огром­ные потери.

До августа 1941 года на морских коммуни­кациях противника действовали 34 балтийские подводные лодки, совершившие 43 боевых похода.10 августа Щ-307 (командир капитан-лейтенант Н.И. Петров) в поединке уничтожила немецкую лодку U-144.

Активные действия флот вел в этот период и на морских со­общениях противника пролегавших вдоль западного, южного и восточного побережья моря. По этим коммуникациям доставля­лись в Финляндию грузы для немецко-фашистских войск, а в Гер­манию - стратегическое сырье для ее военной промышленности. Особое их значение заключалось в том, что по ним осуществлялось снабжение гитлеровских армий, наступавших на ленинградском стратегическом направлении.

 

***

До 1944 года силы флота базировались в Ленинградской и Кронштадтской военно-морских базах, где вошли в единую систему обороны Ленинграда.

В апреле 1942 года был сорван замысел противника уничтожить в ходе операции «Айсштосс» ударами авиации корабли Балтийского флота, стоявшие на скованной льдом Неве. В битве за Ленинград корабли и береговая артиллерия Балтийского флота выполняли задачи по контрбатарейной борьбе с артиллерией противника и по усилению ПВО Ленинграда. Входившая в состав флота Ладожская военная флотилия обеспечивала транспортные перевозки для блокированного с суши Ленинграда по Ладожскому озеру.

По официальным данным подводные лодки Балтийского флота в 1942 году потопили торпедами 34 транспортных судна и один корабль. Десять транспортов общим водоизмещением и корабль стали жертвами мин, три суднапротивника были потоплены артиллерией.

В январе 1943 года Балтийский флот содействовал войскам Ленинградского и Волховского фронтов в прорыве сухопутной блокады Ленинграда. С 1943 года на морских коммуникациях противника активно действовала только авиация флота, так как после постановки немцами эшелонированных минных заграждений и противолодочных сетей операции с участием подлодок практически прекратились.

Активные действия советских подводных лодок на Балтике в 1942 году заставили противника принять меры к недопущению прорыва подводных лодок Балтийского флота на коммуникации подвоза стратегических материалов и сырья. Для этого было решено закрыть выход из Финского залива сетевыми заграждениями. В 1943 году немецкими и финскими кораблями были выставлены несколько систем эшелонированных по глубине минно-сетевых заграждений, средств обнаружения, а также более13 000 антенных, донных и якорных магнитных мини минных защитников,поставленных ярусами по всей глубине.Подводные лодки Балтийского Флота оказались заперты в Финском заливе. При попытке прорыва минных заграждений погибли подлодки Щ-302, Щ-304, Щ-320, Щ-408, Щ-406, С-9 и С-12. Поэтому за весь 1943 год подводные лодки Балтийского флота провели всего две торпедных атаки.

 

***

В январе 1944 года силы Балтийского флота приняли участие в операции по разгрому противника под Ленинградом. В сентябре 1944 года, с выходом из войны Финляндии оперативно-стратегическая обстановка для Балтийского флота значительно улучшилась.Начались работы по уничтожению противолодочных сетей и разминированию минных заграждений силами четырёх бригад траления Балтийского флота. Это позволило советским подлодкам осенью 1944 года вновь начать операции на Балтике.Одним из условий соглашения о перемирии, выдвинутого советской стороной Финляндии, была передача СССР в аренду полуострова Порккала-Удд.

В 1944 году Балтийский флот, оказывая помощь наступающим частям советской армии на приморском фланге, перешел к наступательным операциям. Боевой счет балтийских подводников в 1944 году открыли Щ-407 (командир капитан-лейтенант П.И. Бочаров) и Щ-310 (коман­дир капитан 3 ранга С.Н. Богорад). 6 октября первая из них се­вернее Мемеля потопила крупный немецкий транспорт «Нептун», а вторая на подходах к Виндаве уничтожила судно "Нордштерн". 9 октября Щ-310в районе маяка Ужава отправила на дно немецкий транспорт «Донневийк» и буксирный пароход. 14 октября в том же районе она уничтожила транспортное судно «Карл Цейс». Только за один боевой поход капитан 3 ранга С.Н. Бо­горад одержал четыре победы. Щ-307 (командир капитан-лейтенант) М.С. Калинин отправила на дно три транспорта и танкер.Щ-318 (командир капитан 3 ранга Л.А. Лошкарев) потопила танкер «Танн». Щ-309 (командир капитан 3 ранга П.П. Ветчинкин) уничтожила крупный транспорт «Норденхам».

Советские подводные лодки практически контролировали всю среднюю и южную части Балтийского моря. В районе маяка Стило С-4 (командир капитан 3 ранга А.А. Клюшкин), потопила три судна, в том числе два танкера. 4 декабря нового успеха добился капитан-лейтенант П.И. Бочаров. На этот раз Щ-407 уничтожила крупный транспорт «Зеебург». К боевому счету подводной лодки Д-2 (ко­мандир капитан 2 ранга Р.В. Линденберг) прибавился транспорт «Нина».

Высокой эффективностью отличались действия подводных минных заградителей JI-З, "Лембит" и Л-21. В общей слож­ности ими было поставлено 77 мин. На минных банках, поставлен­ных в южной части Балтийского моря гвардейской «Л-3» под командованием капитана 3 ранга В.К. Коновалова, подорвались и пошли ко дну транспорт, миноносец и сто­рожевой корабль. Торпедами гвардейцы уничтожили еще два транспорта. Минные постановки и торпедные подводной лодки «Лембит» (командир капитан 3 ранга А.М. Матиясевич) явились причиной гибели шести судов противника. На минах, поставленных Л-21 (командир ка­питан 3 ранга С.С. Могилевский), гитлеровцы потеряли еще два крупных транс­порта.

По официальным советским данным, в 1944 году подводные лодки Балтийского флота потопили 35 транспортных судов общим водоизмещением, 2 боевых корабля и вспомогательное судно, а в 1945 году балтийские подводники уничтожили еще 24 транспорта и 10 кораблей противника, при этом сами не понесли потерь. Это был наивысший результат, достигнутый советскими подводниками в Великую Отечественную войну.

Исключительной активностью характеризовались в 1944 году боевые дей­ствия авиации флота. Она наносила удары по базам и морским ком­муникациям противника, производила минные постановки на подходах к вражеским портам. В 1944 году она завоевала безраздельное господство над морем.Грозой для кораблей и транспортов врага являлся 7-й гвар­дейский штурмовой авиаполк. За образцовое выполнение заданий командования он был награжден орденом Красного Знамени, а его командир гвардии подполковник А.Е. Мазуренко 5 ноября 1944 года вторично удостоился звания Героя Советского Союза. В 1944 году авиация флота потопила 73 транспорта, а также 11 небольших судов. Еще 54 транспорта были по­вреждены. Балтийские летчики уничтожили также крейсер ПВО "Ниобе», 3 эскадренных миноносца, 7 сторожевых кораблей, 16 тральщиков, несколько плавучих доков и других кораблей - всего 96 единиц. Были нанесены повреждения 174 военным ко­раблям противника, в том числе линейному кораблю «ШлезвигГольштейн», тяжелому крейсеру «Адмирал Шеер», 8 эскадрен­ным миноносцам и 24 сторожевым кораблям.В борьбе на морских сообщениях балтийские летчики про­явили изумительные образцы героизма и воинского искусства. Замечательный подвиг капитана Гастелло повторил помощ­ник командира 7-го гвардейского штурмового авиаполка гвардии майор В.Н. Каштанкин, направивший свой поврежденный в бою штурмовик на корабль противника. Самолетом, получившим по­вреждение, на бреющем полете таранил вражеский корабль лей­тенант А.И. Стратилатов.

Огнем береговой артиллерии Балтийского флота были повреждены тяжелый крей­сер «Адмирал Шеер», 2 эскадренных миноносца, тральщик, де­сантный корабль, 4 транспорта противника.

 

***

К началу 1945 года советская армия вступила на территорию Германии. Балтийский флот содействовал ликви­дации кёнигсбергской и земландской группировок противника.Препятствуя эвакуации вражеских войск из окруженного Кенигсберга, балтийцы ставилиминные банки в Кёнигсбергском канале. Дивизион речных броне­катеров под командованием капитана 2 ранга М.Ф. Крохина содействовал сухопутным частям, на­ступавшим от Кенигсберга вдоль побережья залива Фришес-Хафф. ВВС флота бомбовыми ударами взламывали оборонительные сооружения гитлеровцев.

9 апреля Кенигсберг пал. К 17 апреля в руках противника оставалась лишь коса в юго-западной части полуострова с крепостью и воен­но-морской базой Пиллау (ныне Балтийск). Гитлеровцы пытались наладить эвакуацию своих войск из Пиллау морем, но она была со­рвана ударами бронекатеров и авиации. У противника остался один выход - отступать по косе Фрише-Нерунг.

Немецко-фашистское командование сосредоточило для обороны Пиллауи косыФрише-Нерунг пять пе­хотных дивизий, остатки двух танковых и нескольких пехотных дивизий.Учитывая характер обороны противника и трудности наступ­ления по косе, командование решило нанести по врагу комбинированный удар с суши, моря и воздуха силами сухопутных войск, десантных частей и авиации фронта и флота. Задача морского тактического десанта на косу Фрише-Нерунг заключалась в том, чтобы отрезать противника, находив­шегося в ее северной части, и ударом по вражеской обороне с тыла содействовать наступлению основных сил.

Восточной группой десанта командовал контр-адмирал Н.Э. Фельд­ман, западной - начальник штаба 1-й бригады торпедных ка­теров капитан 3 ранга Г.П. Тимченко. Возглавлял десант коман­дир 260-й бригады морской пехоты генерал-майор И.Н. Кузьмичев.Противник попытался нанести удар по десанту на переходе морем силами десантно-артиллерийских судов и сторожевых ка­теров. По мере продвижения десанта вглубь косы сопротивление противника возрастало. Действия десанта непрерывно поддерживались огнем войско­вой артиллерии и бронекатеров, бомбоштурмовыми ударами авиа­ции фронта и флота. Все попытки немецко-фашистских войск сбро­сить его в море и прорваться по косе Фрише-Нерунг успеха не имели. Десантники надежно преградили им пути отхода и совмест­но с частями 3-го Белорусского фронта начали ликвидацию вражес­кой группировки. Они уничтожили до 1700 и взяли в плен 5800 сол­дат и офицеров, захватили большие трофеи.Десант на косу Фрише-Нерунг явился одним из поучительных примеров совместных действий армии и флота.

Балтийские летчики, срывая эвакуацию живой силы и тех­ники врага, наносили массированные бомбоштурмовые удары по его кораблям. Выполняя боевые задания, они проявляли чудеса героизма. Так, 8 апреля старший лейтенант А. А. Романов и воз­душный стрелок сержант А.М. Дубенчук во время налета на порт Хель направили свою подбитую машину Ил-2 на вражеский ко­рабль и ценой своей жизни уничтожили его. 11 апреля их примеру последовали младший лейтенант И.А. Комозов и младший сер­жант И.Ф. Кирконенко, взорвавшие своим горящим самолетом сторожевой корабль противника.

В 1945 году авиация флота добилась крупных боевых успехов. Ею были потоплены 70 боевых кораблей и вспомогательных судов (в том числе 2 линейных корабля, 2 крейсера, 3 эсминца, 6 сто­рожевых кораблей, подводная лодка, 15 сторожевых катеров, 16 тральщиков, 9 десантно-артиллерийских судов, учебное судно, 5 буксиров), 96 транспортных судов и 34 мелких судна (мотоботы, шхуны и т. п.).

Крупных успехов в те дни добилась гвардейская подводная лодка Л-3под командованием капитана 3 ранга В.К. Конова­лова. 17 апреля она отправила на дно транспорт «Гойя», на котором находилось свыше 5 тысяч гитлеровцев. Через два дня Л-3 уничтожила моторное судно «Роберт Мюллер» с боеприпасами на борту. За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленный при этом героизм экипаж подводной лодки был награжден орденами и медалями, а капитан 3 ранга В.К. Коновалов удостоился звания Героя Советского Союза.

Выдающегося боевого успеха добился экипаж подводной лодки С-13 под командованием капитана 3 ранга А.И. Маринеско. 30 января 1945 года она атаковала и потопила лайнер «Вильгельм Густлоф» тоннажем 25,5 тысяч тонн. На борту судна находилось около 11 тысяч гитлеровцев, в том числе 3700 подводников. Продолжая поиск, С-13 9 февраля с помощью гидроакустики уничтожила еще один крупный вражеский транспорт «Генерал фон Штойбен». Вместе с судном ко дну пошли свыше 3 тысяч гитлеровцев. Эти победы С-13 были отмечены орденом Красного Знамени.Успешно действовали и другие подводные лодки.

В общей сложности за четыре месяца 1945 года балтийские под­водники, господствуя на морских сообщениях про­тивника, уничтожили торпедным, артиллерийским и минным ору­жием 29 транспортных и вспомогательных судов и 7 боевых кораблей. В среднем каждый их поход был результативным. За это время флот потерял лишь одну под­водную лодку - С-4.Звания Героя Советского Союза помимо В.К. Ко­новалова удостоились капитаны 3 ранга С.Н. Богорад, М.С. Ка­линин и И.В. Травкин.

Героически сражаясь с немецко-фашистскими захватчикам с первого и до последнего дня войны, Краснознаменный Балтийский флот внес достойный вклад в Великую Победу над врагом.

 

***

Нынешнее поколение свято хранит память о моряках-балтийцах, отстоявших свободу и независимость нашего Отечества в годы Великой Отечественной войны.

В 1973 году в Ленинграде на территории Выставочного Комплекса “ЛенЭкспо” на Васильевском Острове былустановлен катер-памятник героическим морякам торпедных катеров Балтики. Надпись на постаменте гласит: “1941-45. Героическим Морякам Торпедных Катеров Балтики”. На постаменте установлен, восстановленный на судостроительном заводе, торпедный катер проекта 123К. Автор проекта архитектор А.Г.Травников.

Торпедный катер стоит на гранитном постаменте, высоко приподняв нос, как будто он на полной скорости уходит в Финский Залив.

В 1989 годув Ленинграде в качестве мемориала-музея неподалеку от площади Морской Славы, была установленана бетонных кильблоках, принимавшая участие в Великой Отечественной войне подводная лодка Д-2.

В 1989 году в Ленинграде, в сквере перед входом на территорию Ленинградского порта, был установлен памятник «Героям-морякам Балтийского морского пароходства и Ленинградского порта».

Авторы - скульптор Я.Я. Нейман, архитекторы В.Д. Кирхоглани, В.М. Липовский. Двухфигурная композиция представляет моряков, один из которых, поддерживая раненого товарища, поднимает знамя. Основание бронзового памятника выполнено в виде блоков, напоминающих палубу и рубку корабля. С лицевой стороны - надписи из накладных бронзовых букв: «Героям-морякам Балтийского морского пароходства и ленинградского порта. 1941-1945», «Экипажам погибших судов:„Вторая пятилетка", „Луначарский", „Луга", „Ярвамаа", „Мардус", „Хильда", „Скрунда", „Лета", „Холланд", „Выборг", „Балхаш", „Трувор", „Сибирь", „Тобол", „Октябрь", „Эргонаутис", „Акселькарл", „Тасуя", „Кумари", „Найссар", „Мееро", „Аюперно", „Алев"». На тыльной стороне надписи: «„Колпаке", „Атта", „Амга", „Кери", „Вайндло", „Виире", „Густав", „Виениба", „Эверита", „Скауте", „Сигулда", „Расма", „Эстиран", „Гайсма", „Полерно", „Лина", „Марс", „Мариамполь", „Кретинга", „Утена", „Шяуляй", „Гамма", „И.Папанин", „Ален", „АтисКронвальдис", „Бартава", „Кришьянис", „Вольдемаре", „Элла", „Аусма", „Иманта", „Вирония", „Астра", „Аэгна", „Кримулда"»; «Экипажам интернированных судов 1941-1945: „Андрей Жданов", „Иосиф Сталин".

В 1965 году в Кронштадте был установлен памятник героям-подводникам Великой Отечественной войны. Памятник был сооружен по инициативе ветеранов-подводников.

В 1987 году в Балтийске установлен мемориал героям-катерникам бригады торпедных катеров Балтийского флота. В центре мемориала установлен торпедный катер командира 2-го отряда торпедных катеров капитана 1 ранга Героя Советского Союза Б.П. Ущева. За катером расположены три мемориальные стены. На центральной стене находятся портреты девяти моряков, удостоенных звания Героя Советского Союза, барельефные изображения орденов Нахимова и Красного Знамени и доски с текстами Указов Президиума Верховного Совета СССР о награждении бригады торпедных катеров орденами.

В 2009 году в Кронштадте был установлен памятник морякам-катерникам Балтики. Памятник представляет собой боевой торпедный катер типа "Комсомолец", установленный на бетонный постамент в виде морской волны.

В Кронштадте на улицеЗосимова установлен памятник экипажу Краснознаменной подводной лодки С-13 и ее командиру А.И. Маринеско

Автор памятника скульптор В.С. Приходько. В 1986 году этот памятник был установлен на территории соединения подводных лодок Балтийского флота в Лиепае.После развала СССР и вывода российского Военно-Морского флота из Латвии, памятник был перенесен военнослужащими на новое место дислокации - в Кронштадт. Еще один памятник командиру С-13 А.И. Маринеско (работы скульптора И. Б. Корнеева и архитектора В.Б. Бухаева) установлен в Санкт-Петербурге на проспекте Стачек.

В 1970 году в Балтийске установлен мемориальный камень с прислоненным к нему якорем в память о героях штурма Пиллау и в ознаменование мужества и стойкости моряков Краснознаменного Балтийского флота, проявленных в боях за город. Позади и левее камня установлена плита с памятными надписью и доской.

В 1972 году в Балтийске на территории военно-морского госпиталя был открыт памятник в честь подвига медиков Балтийского флота, погибших в боях за Пиллау и на косе Фрише-Нерунг. Позднее памятник был демонтирован. В 2005 году на его месте поставлен новый монумент. На черной гранитной плите высотой 1,5 м выгравированы изображения журавлей, улетающих в небо. В правом нижнем углу краской нанесены стихи: "Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей. Расул Гамзатов". Плита установлена на постаменте с надписью "Воинам-медикам, павшим в боях". Вся конструкция находится на ступенчатом основании, на которое положена металлическая роза.

В 1996 году в Балтийске установлена орудийная башня бронекатера № 599, участвовавшего в штурме крепости Пиллау и косы Фрише-Нерунг.

На кирпичном постаменте установлена башня бронекатера с артиллерийской установкой калибра 76 мм, на правом борту башни укреплена табличка с информационной надписью: "Бронекатер № 509 принимал участие в штурме крепости Пиллау, одним из первых высадил десант балтийских моряков на косу Фрише-Нерунг в апреле 1945 года".

В 1974 году в Балтийске был открыт бюст героически погибшей при штурме косы Фрише-Нерунг санинструктору А.А. Серебровской (работы скульптора О.Н. Аврамченко). Бюст выполнен из бетона, окрашен серебристой краской, установлен на прямоугольном постаменте. За ним расположена невысокая бетонная стена с барельефом ордена Отечественной войны. Перед постаментом разбит цветник.

Подвигам моряков-балтийцев в годы Великой Отечественной войны посвящено немало художественных литературных произведений. Среди них такие книги, как романы «Гангутцы» Владимира Рудного, «Кронштадт», Евгения Войскунского, "Моонзунд в огне" Юрия Виноградова, повесть «Капитан дальнего плавания» Александра Крона, повести «Безумству храбрых», «Бушлат на вырост», «Награде не подлежит» Алексея Соболева и многие другие.

Подвигам балтийцев посвящены следующие художественные фильмы: «За тех, кто в море» (1947), «Город под липами» (1971), "О возвращении забыть" (1985),"Секретный фарватер"(1987),"Первый после бога"(2005),

 

***

За годы Великой Отечественной войны Балтийскийфлот высадил один оперативный, 16 тактических и 7 разведывательных десантов. ВВС флота произвели более 158 тысяч самолёто-вылетов.

За годы Великой Отечественной войнысвыше 100 тысяч балтийцев были награждены орденами и медалями; 137 человек удостоены звания Героя Советского Союза, а летчикам А.Е. Мазуренко, В.И. Ракову, Н.Г. Степаняну, Н.В. Челнокову это звание присвоено дважды. За успешное выполнение боевых задач 22 корабля и части Балтийского флота стали гвардейскими, 58 - награждены орденами, 15 соединениям и частям присвоены почетные наименования. Среди них 1-я бригада траления, 1-я бригада торпедных катеров, бригада подводных лодок, линкор «Октябрьская революция», крейсера «Киров» и «Максим Горький», подводные лодки Щ-303», Щ-307, Щ-309, Щ-310, Щ-320, Щ-323, К-52, Л-3, С-13, Красносельская морская железнодорожная артиллерийская бригада, 1-я истребительная, 8-я минно-торпедная, 9-я штурмовая авиационные дивизии и другие соединения и части.

Одним из выдающихся подводников Балтики в годы Великой Отечественной войны был Петр Денисович Грищенко, командовавший до 1943 года подводной лодкой Л-3. На счету П.Д. Грищенко 18 потопленных кораблей и судов противника, больше чем у всех остальных подводников советского ВМФ. По искусству кораблевождения и умению использовать оружия П.Д. Грищенко не имел себе равных. При этом капитан 1 ранга П.Д. Грищенко является автором ряда новых тактических приемов, которые до сегодняшнего дня используются подводниками всего мира, автором учебников по тактике подводных лодок, известным военно-морским педагогом. Именно П.Д. Грищенко стал прототипом главного героя известного романа писателя А.А.Крона «Дом и корабль». П.Д. Грищенко посвящали свои произведения писатели А.А. Фадеев и А.И. Зонин, поэтесса О.Ф.Берггольц, драматург А.П. Штейн. В память о Петре Денисовиче Грищенко названа улица Капитана Грищенко в Санкт-Петербурге.



.

Владимир Шигин, капитан 1 ранга


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"