На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православное воинство - Библиотека  

Версия для печати

Морской приход

Воинские храмы на Руси

С 90-х годов XVII века началась история постоянной воинской церкви. Поначалу это были исключительно религиозные учреждения, служащие лишь целям отправления треб в походно-полевых условиях. И лишь с 1730-х годов положение воинских храмов стало меняться. Вместе со строительством стационарных, вначале -- деревянных, церквей новым содержанием стала наполняться их деятельность, приобретая светский, военно-патриотический характер. Так, 14 сентября 1770 года в Морском Николо-Богоявленском соборе столицы был отслужен молебен в честь победы Российского флота в Чесменском сражении. Присутствие императрицы Екатерины II, двора, дипломатов и высшего духовенства, громадное стечение народа придали этому акту общенациональное звучание. С тех пор такое празднество стало совершаться ежегодно.

Институт Военного и Морского духовенства Русской армии и флота, как централизованная, с четко определенными и законодательно обозначенными функциями, идеологическая система обучения и воспитания военнослужащих армии и флота, начал складываться в период царствования Петра I. Формирование этого института проходило одновременно со строительством и укреплением русской регулярной армии и флота. Уже в 1710 году в «Артикулах военных Российскому Флоту», действовавших вплоть до принятия Морского устава в 1720 году, излагались правила совершения утром и вечером молитв и «чтения слова Божия». В апреле 1717 года «По высочайшему повелению» было решено «в Российском флоте содержать на кораблях и других военных судах 39 священников» (и это при том, что сам флот только-только зарождался). Первым священником, назначенным на Военно-морской флот распоряжением митрополита Рязанского Стефана 24 августа 1710 года к адмиралу Ф.М. Апраксину, был священник Иоанн Антонов.

В последующем высочайшим повелением от 8 апреля 1719 года определялось: «В корабельном флоте на каждом корабле иметь по одному иеромонаху, которых брать из Апександро-Невского монастыря». И, тем не менее, быстро растущему и непрерывно находящемуся в кампаниях флоту священников постоянно не хватало. Поэтому Петр повелел набор монахов производить и из других обитателей и из числа приходских священников.

Создание института военных священников вызвало необходимость регламентировать их деятельность каким-то документом. Им стал Морской Устав 1720 года. В нем четко определены права и обязанности корабельного священника, которые были изложены в книге 3, глава IX "О священниках"; книге 4, глава 1 "О благом поведении на корабле". Через год после принятия первого Морского Устава Российского Флота 15 марта 1721 г. император личным Указом утвердил Инструкцию флотским иеромонахам под названием: "Пункты, что иеромонахам, при флоте Российском корабельном обретающимся, надлежит исполнять" (11 пунктов). С присущей Петру основательностью в Инструкции были подробно регламентированы служебное положение и должностные обязанности духовных лиц флота. Впоследствии сей документ вручался обер-иеромонахам и священникам, которые назначались и в армейские корпуса на период боевых действий. Кроме того, каждый флотский обер-иеромонах, иеромонах или священник, как и все полковые священники, при назначении на должность давал особую присягу, форма которой существенно отличалась от обязанностей приходских священников.

Отвлекать матросов и офицеров от служебных обязанностей священник не имел права. Инструкция на этот счет была строга. «Больше ни в какие дела не вступать, ниже что по воле и пристрастию своему затевать». С другой стороны, закон высоко ставил авторитет священника. За обиду, нанесенную ему, Устав определял наказание в двойном размере по сравнению с тем, которое полагалось за обиду и преступление в отношении светского лица.

Особое положение занимали священнослужители в морских десантах. Так, в ходе Семилетней войны, Главнокомандующий российским флотом вице-адмирал Порянский 30 августа 1761 года, отдавая приказ о высадке корабельного десанта для участия в штурме осажденного Кольберга, наряду с указанием лицам начальствующего состава десанта, приказал быть священнику с корабля «Варахаила» с надлежащими святыми требами. С военной точки зрения к этому пункту приказа можно сделать краткий комментарий: Первое -- морской десант всегда являлся весьма сложным и чрезвычайно опасным видом боевых действий Второе -- повелительное наклонение в части указания места священнослужителя свидетельствует о полном подчинении последнего в делах воинских командиру-единоначальнику. О степени важности духовного воздействия на военных моряков свидетельствует тот факт, что при подготовке эскадры в 1788 году для действий на Средиземном море против турок Екатерина II строго указывала столичному митрополиту Гавриилу: «Снабдить сей флот искусными доброго поведения священниками по числу эного и особливо главными (т. е. обер-священника эскадры) (П. Д.), имеющим при благонравии просвещение».

В религиозно-нравственном воспитании войск наряду со священниками активно участвовали все категории начальствующего состава армии и флота. Так, капитан 2 ранга И. Г. Энгельман, автор многочисленных работ по вопросам обучения и воспитания на флоте, отмечал, что офицер-воспитатель должен уметь возбудить и поддерживать религиозное чувство в подчиненных, безразлично к какому вероисповеданию они принадлежат. Он утверждал далее, что религиозным воспитанием должны заниматься как священнослужители, так и офицеры, и если нижний чин найдет отклик и поддержку в офицере своего религиозного чувства, то последний станет ему ближе и дороже, заменит отца и брата. А вот как трактовал Устав внутренней службы меры, "содействующие нравственному, умственному и физическому развитию нижних чинов".

Польза службы требует, чтобы нижние чины, кроме специально-военного воспитания и образования, получали также воспитание религиозно-нравственное.

Религиозно-нравственное воспитание лежит по преимущества на обязанности священника части, со стороны начальников же требуется содействие ему. Командир части может -- назначать для духовных бесед священника дневные часы, включив эти беседы в расписание занятий, -- приглашать священника посещать возможно чаще жилые помещения нижних чинов, лазареты и гауптвахты, раздавая для чтения листки, брошюры, книжки, особенно полезно посещение священником только что прибывших новобранцев.

Военнослужащим в вопросах вероисповедания была предоставлена некоторая свобода действий. Это выражалось в том, что в уставе устанавливались обязательные церковные службы божественные литургии, обедни и торжественные дни молебнов, при совершении которых должны были находиться в обязательном порядке "командир, все офицеры и православного исповедания нижние чины, кроме больных и занятых службой", а остальные богослужения посещались ими по желанию.

Устав регламентировал порядок отправления религиозных культов и военнослужащими других вероисповеданий. В статье N 728 указанного устава было записано: "Если находятся мусульмане или евреи, им дозволяется читать общественные молитвы по правилам своей веры и в назначенных командиром местах" Аналогичным образом "с разрешения командира, в назначенном месте" совершали общественные молитвы по правилам своей веры и иноверцы христианских исповеданий. Кроме того, незанятые на службе нижние чины как православного, так и других христианских вероисповеданий отпускались в церковь самостоятельно в одиночном порядке.

Особого внимания заслуживает рассмотрение положений устава, содержащих ряд положительных моментов в вопросах регулирования вероисповедания военнослужащих.

Данный устав предписывал обязательное включение в распорядок дня части времени для молитв нижних чинов: утром после окончания осмотра, затем каждый раз по приходе в столовую и вечером -- "по объявлению наряда".

С учетом интересов военнослужащих разных вероисповеданий решался вопрос о распределении нарядов в дни религиозных праздников. В статье! N556 устава было! записано: "В дни! больших христианских праздников все! наряды в части должны по возможности возлагаться на воинов не христианских исповеданий.

В свою очередь, чины не христианских исповеданий в дни совершаемого по их вере и обрядам особого богослужения могут, быть освобождаемы от служебных обязанностей и по возможности от нарядов".

Необходимо признать, что в деле сохранения и освящения воинских традиций военное и морское духовенство принимало самое активное участие, плодотворно сотрудничая с командованием. Сооружение Морского Собора в г. Кронштадте -- пример такого сотрудничества. Строительство этого собора, или как он называется, Адмиралтейского собора во имя Спасителя Спиридона было начато по инициативе Главного командира Кронштадского порта вице-адмирала Н.И. Казакова. Собор должен был «своим величием отвечать значению Кронштадта как колыбели флота» и являться «достойным памятником как чинам морского ведомства, погибшим при исполнении служебного долга, так и выдающимся деятелям, способствовавшим развитию и славе флота».

Почти 90 лет на гарнизонных плацах и в узком семейном кругу звучат песни о подвиге русского крейсера «Варяг». Многие знают имя командира корабля, капитана 1 ранга Всеволода Федотовича Руднева, но мало кто из наших сограждан знает его однофамильца -- корабельного священника отца Михаила Руднева. И если Руднев -- командир управлял боем из бронированной рубки, то Руднев -- священник, под сосредоточенным артогнем японцев, «бестрепетно ходил по залитой кровью палубе, напутствуя умиравших и воодушевляя сражавшихся». Вместе со всеми офицерами корабля он был награжден орденом Св. Георгия. Так же действовал корабельный священник крейсера «Аскольд» иеромонах отец Порфирий во время боя 28 июня.

Ведомством Военно-морского духовенства издавался еженедельный журнал «Вестник Военного и Морского духовенства», печатались программы вне богослужебных бесед, методические рекомендации по их проведению, материалы наиболее публичных лекций, библиографические справки по издаваемой религиозной литературе.

Говоря о церкви как о центре идейно-нравственного воспитания, необходимо отметить, что в церквах хранились не только религиозные реликвии верующих, такие, как мощи святых, части их одежды и иная персонифицированная религиозная атрибутика, но и сугубо военные реликвии, что превращало их в своеобразные музеи. На церкви Морского кадетского корпуса на специальных мраморных досках черного и серого цвета были выбиты имена выпускников корпуса, павших в боях (черные доски) и кораблекрушениях (серые доски), своими ратными подвигами прославивших Отечество и флот. Естественно, что кадеты, обучающиеся в корпусе, проникались высоким торжественным чувством -- чувством гордости за принадлежность к славной когорте российских военных моряков, рыцарей чести и долга, славных сынов своей Родины.

Петр Денисенко


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"