На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православное воинство - Библиотека  

Версия для печати

Флотские священники. Глава II. §1

Морские храмы.

Следует особо сказать о морских храмах, которые стали возникать и приобретать важное значение в духовной жизни общества вследствие развития и расширения военно-морского дела.

Морские храмы берут свое начало от собора Успения Богородицы в Воронеже, который по царскому указу с началом строительства Азовского флота был переименован в Успенскую Адмиралтейскую церковь. Данная церковь, выстроенная из дерева предположительно в 1694 году, еще при царе Борисе Годунове была перестроена и стала каменной. В ней не раз “молился и пел на клиросе[1] молодой царь Петр, в ней освящались морские флаги и новые корабли”[2].

В зависимости от типа культового строения и его предназначения храмы подразделялись на соборы, церкви и часовни. В свою очередь, церкви делились на военно-местные, полковые, гарнизонные, крепостные, портовые, корабельные, госпитальные, тюремные и военно-кладбищенские.

Обычно моряки пользовались услугами портовых церквей, даже не смотря на то, что на кораблях согласно Морского устава 1720 года по расписанию должны были иметься походные церкви. Это объяснялось тем, что богослужения на берегу отличались большей пышностью и торжественностью, портовые церкви и храмы были лучше обустроены, а также тем, что на земле отсутствовали те неприятные для физиологии человека моменты, которые имели место в море.

Осознавая роль религиозно-нравственного воспитания воинов, представители военного ведомства и епархии старались построить военную церковь в местах дислокации войск или стоянии кораблей. В том случае, если не хватало денег на ее постройку, то епархия давала в аренду военным один из приделов своего храма, который ближе всего находился к воинской части. Такое взаимодействие церкви и флота стало негласным правилом на долгие годы и служило единой цели - укреплению морской мощи государства.

В военно-учебных заведениях, госпиталях и на крупных кладбищах церкви строились по устройству домовых церквей. Домовые церкви создавались только для лиц, которые пользовались особым уважением, а также для тех, кто вследствие своей болезни не мог посещать приходскую церковь и устраивались прямо в домах. Существование подобных церквей “допускалось только до кончины лица, для которого было позволено ее учреждение, а после кончины все принадлежности церкви обращались в собственность приходской церкви”[3].

Представляет интерес вопрос о службе при морских госпиталях монахинь. 12 февраля 1723 года после разрешения Святейшего Синода в петербургский, кронштадтский и ревельский госпитали были направлены по одной старице-монахине и помощнице “для надзирания за бельем и работницами”[4]. Но, видимо, опыт этот оказался неудачным, и уже 1 августа 1725 года Екатерина I своим именным указом отменила подобные назначения, а служившие монахини были возвращены в свои монастыри.

[1] Клирос - возвышение в храме перед иконостасом, на котором во время богослужения находятся чтецы, а так же священнослужители, не принимающие участия в богослужении, но помогающие в чтении и пении. - Примеч. автора.

[2] См. В.Д. Доценко, В.В. Клавинг. Указ. соч. - С.8.

[3] См.: Байдаков А.В. Словарь-справочник православное духовенство русской армии и флота / Вторая половина... - начало... века/. - М.: ГАВС, 1994. - с.56.

[4] См.: История русского духовенства. - с.18.

Оглавление - След. стр. - Пред. стр.

Диссертационная работа капитана 2 ранга Кузнецова А.М., сотрудника Военного университета


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"