На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православное воинство - Библиотека  

Версия для печати

Флотские священники. Глава II. §1

Система управления флотским духовенством.

Помимо системы комплектования создавалась и совершенствовалась система управления флотским духовенством.

Диссертанту представляется правомерным остановиться на той нормативно-документальной базе, которая была положена в основу управления морском духовенством.

Как отмечалось, утвержденные в апреле 1710 года Инструкции, или Артикулы военные российскому флоту в части, касающейся исполнения религиозных обязанностей на кораблях, делали упор на организацию совершения молитв, а также на наказания, которым подвергались те, кто уклонялся от молитв, однако упоминаний о флотских служителях в них нет.

По мере активизации боевой деятельности кораблей молодого российского флота, численности их экипажей, с ростом задач появляется потребность в издании новых, обязательных постановлений.

В 1715 году Петр, задумавший составить полный морской устав, приказал перевести на русский язык уставы: английский, голландский, датский, французский и шведский. Эти переводы послужили материалом для морского устава, который получил высочайшее утверждение 13 января 1720 года. Документ был проникнут идеей беспредельной преданности Отечеству. В предисловии к уставу Петр I собственноручно записал: “Сей воинский устав учинили, дабы всякий знал свою должность и неведением никто бы не отговаривался”[1].

Впервые в Морском уставе была введена глава “О священниках. О начальном священнике” (Гл. IX)[2].

Вопрос о том, кто являлся автором этой главы остается открытым, но можно отметить, что это был человек, хорошо знавший особенности религиозной службы. Ближе всех к делам военного флота стоял архимандрит Александро-Невской лавры Феодосий Яновский, однако ряд положений не позволяет в полной мере признать его участие в составлении данного документа. Во-первых, в уставе речь идет только о священниках, даже начальствующее лицо именуется “начальным священником”, а между тем, как уже отмечалось, на флот посылались монахи, а старший у них был обер-иеромонахом. Во-вторых, статьи морского устава, в которых говорится о священниках, вошли в противоречие со статьями инструкции флотским иеромонахам в части, касающейся именования морских священнослужителей.

Данная инструкция флотским иеромонахам была высочайше утверждена 15 марта 1721 года и известна под названием: “Пункты о иеромонахах, состоящих при флоте”[3]. Всего пунктов было одиннадцать: девять из них определяли общие обязанности флотских священников, их поведение и взаимоотношения с экипажем, а два определяли систему управления и подчиненности.

Инструкция вручалась обер-иеромонаху, иеромонахам и священникам, назначенным на флот, причем впоследствии была введена практика, когда инструкция, даваемая обер-иерамонаху была обширнее и включала в себя не одиннадцать, а семнадцать пунктов, что подчеркивало, во-первых, особое положение и значимость обер-иеромонаха, а во-вторых, повышенную ответственность за деятельность подчиненных ему иеромонахов.

Несмотря на имевшиеся противоречия Морской устав и Инструкция флотским иеромонахам явились основополагающими документами при формировании системы управления флотским духовенством.

Морской устав 1720 года полагал поставить во главе всего флотского духовенства одного начального священника, сфера полномочий которого была бы определена так: “Он имеет управление над всеми священниками на флоте”[4].

Однако, как уже отмечалось, обстоятельства вынуждали приглашать на службу иеромонахов, поэтому, уже согласно Инструкции, управление было поручено начальному иеромонаху или обер-иеромонаху.

Важной особенностью складывающейся системы управления флотским духовенством на начальном этапе развития являлось то, что она создавалась обособленно от епархиальной власти и после учреждения Святейшего Правительствующего Синода выглядела следующим образом:

Святейший Правительствующий Синод (осуществлял общее духовное руководство, назначал обер-иеромонахов, принимал от них отчеты, поддерживал отношения с Адмиралтейств-коллегией)

|
|

Обер-иеромонах флота (управлял флотскими священнослужителями)

Духовенство морских храмов

|

Иеромонах корабля (управлял духовными делами на корабле)

Отметим, что в эпоху парусного флота Петровского времени Балтийский флот не был организационно связан в одну оперативную боевую единицу, а по предназначению и способу передвижения делился на гребной и парусный, а по местам стояния кораблей - на Ревельскую, Котлинскую эскадры и эскадру при Або. Такое положение затрудняло управление всем флотским духовенством со стороны одного обер-иеромонаха, как предписывали Морской устав и Инструкция, поэтому, на все эскадры назначались особые начальствующие иеромонахи, “которые в первые два года (1719-1720 гг.) назывались также префектами”[5]. В виду того, что Ревельская эскадра выполняла основные задачи по ведению военных действий против Швеции в годы Северной войны и была по численности больше остальных, Ревельский обер-иеромонах стал первым на флоте начальствующим священником и по Инструкции пользовался всей полнотой власти. Его особое преимущество было еще и в том, что он освобождался от исполнения обычных священнических обязанностей и если жил на корабле, то все равно на нем был еще один иеромонах. Первым обер-иеромонахом Ревельской эскадры, а фактически обер-иеромонахом российского флота был назначен Иустин Рудзинский.

Исторические документы не говорят о существовании какой-либо канцелярии при обер-иеромонахе. По всей видимости, это объяснялось двумя причинами: во-первых, дело назначения священников на флот было в те времена не очень сложным, а во-вторых, канцелярское дело при Петре I отличалось простотой и к нему прибегали только в случаях особой важности.

[1] См. Веселаго Ф. Краткая история русского флота. М. - Л.: Воениздат, 1939.

[2] См. Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. - С-Пб., Тип. II отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1830. - 6т. - С.48.

[3] См. Полное собрание законов... - С.370-371.

[4] См. Там же... - С.48.

[5] См. История флотского духовенства... - С.23.

Оглавление - След. стр. - Пред. стр.

Диссертационная работа капитана 2 ранга Кузнецова А.М., сотрудника Военного университета


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"