На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православное воинство - Библиотека  

Версия для печати

Флотские священники. Глава I. § 2.

Историко-духовные предпосылки.

Известно, что Русь - государство христианское, православной веры. Именно применительно к ее столице, Москве, возникла теория - Москва - третий Рим, после того, как пали Рим и Константинополь. Став центром православия, русское государство стремилось к тому, чтобы духовное - религиозное воздействие сказывалось на всех сферах его жизни. Активным проводником такой политики являлась Русская Православная Церковь. В предыдущем параграфе был освещен вопрос о влиянии церкви на становление военной организации Руси, однако в виду отсутствия отечественного флота как боеспособного формирования, проблема церкви и флота не являлась краеугольной в рассматриваемый период. Однако это не означает, что духовенство вовсе стояло в стороне от этого вопроса.

Исторические источники свидетельствуют о том, что многие духовные деятели уделяли проблеме взаимоотношения флота и церкви особое внимание.

Так, в первой же грамоте патриарха Гермогена, с которой он обратился к России в период Смутного времени, содержится напоминание о господстве над морем. Она гласила: «Отцы Ваши не только к Московскому царству врагов своих не подпускали, но и сами ходили в морские атаки, в дальние расстояния и в незнаемые страны, как орлы остро зрящие, как на крыльях парящие и все под руку покоряли Московскому Государю - Царю»[1].

Гермогену вторил епископ Псковский Феофан, который в своем слове похвальном по случаю победы русского флота над шведской эскадрой при о. Гренгаме 27 июля 1720 года подчеркивал: «Не сыщем ни единой на свете деревни, которая над рекою или озером положена и не имела бы лодок. А столь славной и сильной монархии, полуденно и полунощно моря обдержащей, не иметь бы кораблей, хотя бы ни единой к тому не было нужды, однако же было бы то бесчестно и укорительно. Стоим над водой и смотрим, как гости к ним приходят и отходят, а сами того не умеем»[2].

Эти и другие факты свидетельствовали о том, как активно поддерживало православие идею о создании сильного флота. Заглядывая в будущее, духовенство осознавало, что его присутствие в среде моряков будет просто необходимо. Такие вопросы, как обучение и воспитание, приобщение к культуре, развитие нравственных начал, создание и приумножение традиций, т.е. все то, что составляло духовно-религиозный мир воина того времени, находилось в компетенции Русской Православной Церкви. Для более эффективного воздействия с ее стороны необходим был особый аппарат представителей церкви в среде военных моряков.

Возможно эти предпосылки и остались бы таковыми, а может быть сыграли бы свою роль в создании института флотского духовенства не во времена царствования Петра I, а значительно позже, если бы не одно обстоятельство. Все дело в том, что несмотря на особую ментальность русского народа, которая выражается в предпочтении духовного начала материальному, в преобладании эмоционального над рациональным, русскому человеку необходим конкретный, зримый пример. История свидетельствует, что многие благие начинания, как бы они не были хорошо подкреплены теорией, сходили на нет, если не имели места в повседневной жизни.

Применительно к проблеме возникновения института православного флотского духовенства данный тезис диссертант считает возможным выразить следующим образом - назревшие экономические, внешнеполитические, историко-духовные предпосылки не сыграли бы своей определяющей роли, если бы не их проявление в реальной практической жизни русского государства, что выразилось в деятельности приморских монастырей Русской Православной Церкви по охране водных рубежей Руси.

Чтобы подробнее осветить деятельность монастырей в данном направлении, диссертант считает необходимым сразу же определиться с понятием «монастырь» и кратко остановиться на его истории.

В настоящее время в обиходе часто употребляются такие понятия, как храм, церковь, монастырь. В словаре «Христианство» даны определения этих понятий.

Храм - специальное здание для отправления публичного и частного (требы) [3] богослужения.

Церковь - 1) специфический социальный институт, тип религиозной организации со сложной строго централизованной и иерархизированной системой взаимоотношений между священнослужителями и верующими, осуществляющей функцию выработки, сохранения и передачи религиозной информации, организации и координации религиозной деятельности и контроля за поведением людей. 2) в просторечии - название христианского культового здания, имеющего алтарь и помещение для богослужения.

Монастырь - 1) форма организации общин и монахов, живущих по определенному уставу и соблюдающих религиозные обеты. 2) комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных и других построек, огражденных, как правило, стеной[4].

Определения подобные этим можно найти и в других справочных изданиях. Они отличаются только уточнением ряда деталей.

В определениях понятия церкви и монастыря диссертанта в меньшей степени будет интересовать их институциональное проявление, так как это тема отдельного исследования, хотя при анализе этих терминов с точки зрения их культового предназначения не учитывать это нельзя.

Анализируя все три понятия, диссертант пришел к выводу, что такие, понятия как «церковь» и «храм», являются однотипными, так как представляют собой здания для проведения богослужения. Понятие же монастыря больше их по объему, так как включает в себя не только помещение для богослужения, но и ряд других построек, обеспечивающих жизнедеятельность обители.

Большинство историков склоняется к тому, что монастыри на Руси стали появляться вместе с христианством, расходясь только во времени, месте и авторстве их постройки. Так В.О.Ключевский отмечает, что митрополит Илларион, первый из русских, кто был посвящен в этот сан (в 1051 году), вспоминая близкое к нему время водворения христианства при Владимире Святом, писал в одном из своих сочинений, что уже тогда «монастыреве на горах сташа»[5].

С Ключевским соглашается М. Волоховский, считавший, что после христианизации Руси «на одной из гор киевских были основаны монастырь и церковь во имя архистратига[6] Михаила, неподалеку от того места, где стоял Перун»[7].

Советские историки также утверждали, что появление монастырей относится к первому времени принятия русскими христианства. Сохранилось предание «об основании Спасского монастыря близ Вышгорода греческими монахами, пришедшими на Русь во время ее крещения»[8].

Первоначально монастыри являлись лишь спутниками, а не проводниками христианства, а потому в первые два века христианской жизни Руси большое их количество встречается в центральной полосе Русской земли тех времен, где была сконцентрирована значительная часть русского населения и с наименьшими затруднениями распространялась новая вера. «Так из 70 монастырей, известных до конца XVII века на эту полосу приходится 50»[9].

Монастыри чутко отражали перемены исторической жизни русского народа. В связи с освоением новых земель, со строительством городов они стали перемещаться с юга на север. Этому перемещению немало способствовало удельное дробление Руси, особенно ее северо-востока. Обустраивая свой удел, князь старался украсить свою резиденцию хотя бы одной обителью, так как город, особенно старокняжеский, не считался благоустроенным, если не имел монастыря. Такие монастыри впоследствии стали называться городскими или мирскими.

Однако с начала XIV века появилась важная перемена в тенденции распространения монастырей - наряду с городскими стали набирать силу пустынные монастыри. Возникали они вдали от городов, в пустынной и незаселенной местности, обыкновенно среди густого леса.

Различие были и в способе образования городских и пустынных монастырей, так как одни создавались усилиями высших церковных иерархов, а также князей, бояр и богатых горожан, а другие - усилиями людей, отрекшихся от мира, породило еще один вид монастырей - монастыри-колонии.

Монастыри-колонии представляли собой обители, создаваемые основателями монастырей, которые были выселены из ранее созданных пустынных монастырей. В данном случае монастырская колонизация встречалась с крестьянами и служила им путеводителем. На месте одинокой хижины отшельника вырастает могучий и богатый монастырь, бросая который отшельник в новом месте повторяет свой подвиг. Строительство монастырей-колоний проникало в самые труднодоступные земли Средней и Северной России.

Однако не следует идеализировать взаимоотношения монастырской братии с крестьянским движением. История свидетельствует, что в XI веке, во времена приобретения земель монастырями в свое пользование, крестьянство иногда препятствовало внедрению в свою среду богатого землевладельца. Жития святых наполнены этими протестами. «Окрестные крестьяне не раз заявляли отдельным старцам, строителям монастырей: «почто в нашей земле построил еси монастырь или хощеши землями и селами нашими обладати?» Враждебное отношение крестьян к основателям монастырей иногда совсем плохо кончалось для отшельников: Дмитрий Прилуцкий, Стефан Мохрищский, Даниил Переяславский, Арсений Комельский, Антоний Сийский принуждены были уйти из тех мест, где первоначально собирались основать обитель; келью Кирилла Белозерского соседние крестьяне несколько раз пытались поджечь; Григория и Кассиана Авнежских, построивших монастырь на Авнеге, соседи убили, разграбили монастырь и сожгли ряд построек»[10].

Но несмотря на сложные, противоречивые отношения, замешанные на борьбе за право обладания собственностью, монастыри, тем не менее вносили большой вклад в развитие крестьянских хозяйств того времени.

Монастыри играли большую роль в жизни Русского государства. Помимо освоения новых земель и известной помощи крестьянству, «они в суровые и голодные годы кормили сотни голодающих, в годы войны, в них часто создавались больницы, приюты и богадельни, также монастыри были центрами просветительской и миссионерской деятельности, монастырь же оставался местом убежища и приюта на случай старости и инвалидности»[11].

Своей деятельностью монастыри на Руси заслужили право, чтобы о них было сказано, чтобы «они составляли как бы камни в основании здания русского государства»[12].

Важно отметить, что обладая людскими, материальными и духовными ресурсами, помноженными на хорошо поставленные управленческие и организационные начала, монастыри служили делу военной защиты от врагов.

Выше уже была отмечена героическая деятельность обитателей Троице-Сергиева, Кирилло-Белозерского монастырей, которые становились «волноломами» на пути движения вражеских полчищ.

Наряду с деятельностью по укреплению безопасности на сухопутных границах следует отметить, что монастыри играли значительную роль по охране и обороне морских рубежей Руси, выполняя роль пограничных военно-морских крепостей.

Делая небольшое отступление, диссертант считает возможным заметить, что флот - это не только корабли, это, прежде всего, люди, а также хорошо развитая инфраструктура: базы, порты, береговые батареи, тыловые и медицинские учреждения, т.е. те элементы, которые оказывают помощь в полнокровном функционировании флота. В этой связи стоит особо остановиться на вышеназванной деятельности приморских монастырей, так как они, по мнению диссертанта, послужили праобразом тех морских городов, в которых, учитывая их предназначение, были созданы военно-морские базы, и оказали существенное влияние на формирование института флотских священнослужителей. Кроме этого, в их деятельности проявлялись на практике те предпосылки создания института морского духовенства, о которых было сказано выше.

Яркими образцами подобных крепостей на Руси были городской Астраханский и колониальный Соловецкий монастыри.

К сожалению, сведений о деятельности в военной области, проявляемой на Каспии в те времена Астраханским монастырем история почти не сохранила, поэтому диссертант считает целесообразным подробнее остановиться на деятельности Соловецкого монастыря.

Соловецкий монастырь (полное название - Соловецкий Преображенский ставропигальный монастырь) был основан в 1429 году монахами Германом, Зосимой и Савватием в ходе освоения земель севера. Свыше двух столетий, с начала XVI в. до 60-х гг. XVIII в. это религиозное заведение являлось почти самостоятельным государством внутри большой русской державы. Монастырь имел свою населенную территорию, на которой «действовали свои законы и обычаи, контролировал западный и северный берега Белого моря, имея в своем составе собственное войско, флот, береговые и островные укрепления и даже имел право судить своих подданных»[13].

Сфера деятельности монастырской братии была чрезвычайно широка. Иноки занимались солеварением, рыболовством, земледелием, разведением скота, торговлей, строительством, вели миссионерскую деятельность по распространению христианства среди местных жителей, лопарей, и, конечно, занималась вооруженной защитой своей обители от агрессии извне.

На какие направления деятельности духовенства Соловецкого монастыря в плане охраны и обороны своей обители северного побережья Руси диссертант считает необходимым акцентировать внимание?

[1] См.: К закону об императорском российском флоте... - С.226.

[2] См.: Феофан Прокопович. Слово похвальное о флоте Российском // Военно-морская идея России... С.-343-344.

[3] Требы - богослужебные обряды, совершавшиеся по просьбе верующих. - Примеч. автора.

[4] Христианство: Словарь/Под общ. ред. Л.Н. Митрохина и др. - М.: Республика, 1994г.- С.559.

[5] См. Ключевский В. Курс русской истории... С.- 231.

[6] Архистратиг - в ангельской иерархии предводитель небесного воинства. - Прим. автора.

[7] См.: Волоховский Н.Г. Святые места на Руси. Описание главнейших монастырей, их история и святыни. - С-Пб.: Изд. книгопродавца Т.О. Кузина, 1894г.- С.33.

[8] См. Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995г. - т.2. - С.160.

[9] См.: Ключевский В.О... Там же. - С.231.

[10] См.: Греков В.Д. Феодальные отношения.... - С.158-159.

[11] См.: Православная церковь и Русское государство. Машинопись, 58с.

[12] См.: Кузнецов Н.Д. Общественное значение монастырей. - Вышний Волочек: тип. В.С. Соколовой, 1908г. - С.19.

[13] См.: Фруменков Г.Г. Соловецкий монастырь и оборона беломорья в XVI - XIX вв. Архангельск, сев.-зап. кн. изд-во, 1975. - С.3.

Оглавление - След. стр. - Пред. стр.

Диссертационная работа капитана 2 ранга Кузнецова А.М., сотрудника Военного университета


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"