На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православное воинство - Библиотека  

Версия для печати

Флотские священники. Глава I. § 2. Предпосылки создания института православного морского духовенства.

Экономические предпосылки

Ход исторического процесса свидетельствует о том, что любые государственные или общественные явления, институты и структуры создаются и вызревают на базе определенных предпосылок. Высказанная мысль в полной мере относится и к институту православного морского духовенства, который был законодательно оформлен Петром I. Однако его созданию предшествовали определенные предпосылки и исторические условия, на которых диссертант считает необходимым остановиться подробнее.

Экономические предпосылки.

Известно, что период, предшествовавший эпохе царствования Петра I, названный «новым периодом русской истории», характеризовался дальнейшим развитием феодального способа производства и, одновременно образованием новых видов отношений - буржуазных.

Важной, особенностью этого периода было складывание российского рынка, который стал возникать в результате слияния русских областей, земель и княжеств в единое экономическое пространство, развития товарности сельского хозяйства и появления мануфактурного производства.

Зарождавшиеся рыночные отношения предполагали активное развитие торговли, как внутренней, так и внешней. Так, к примеру, в XVII веке значительно увеличивается число ярмарок, славились из них такие, как Московская, Ирбитская, Архангельская[1] и др. На эти ярмарки съезжались купцы со всей страны и из-за границы.

Для пополнения золотого запаса, накопления других ценностей царская власть поддерживала активную внешнюю торговлю. Из России вывозились хлеб, кожа, сало, меха, холст. Она торговала с Англией, Данией, Голландией, Швецией, Польшей, русские купцы закупали ювелирные изделия, тонкие полотна, вина, пряности, парфюмерию, оружие.

Шла также торговля с Персией, Китаем, Индией.

В эти времена стала зарождаться политика меркантилизма[2], которая нашла свое отражение в принятии ряда законов.

Делая небольшое отступление, в историю диссертант отмечает, что на Балтийском море Великий Новгород возвеличился благодаря своей морской торговле. «В Визби, на острове Готланде, он даже имел свой гостиный двор, свои дома, свою церковь»[3]. И был Новгород велик и славен, пока его флот был современен и мог не только защищать свою морскую торговлю, но и содействовать боевым походам новгородцев на земли вражеские и на море нападать и отражать флоты соседские.

Однако затем, занятый своими внутренними распрями, Новгород упустил момент морского усиления соседей и лишился сначала побережья, а затем и морской торговли[4].

Другой пример важности морской торговли для государства свидетельствует о том, что, когда в XI веке крестовые походы повлияли на укрепление итальянских и южно-французских городов, которые получили в свои руки средиземноморские пути. Теперь, товары шедшие раньше по маршруту Днепр - Волхов - Балтийское море, стали идти в Европу с Востока по Средиземному морю по Рейну. В результате этого, города по среднему Поднепровью «стали глохнуть, а такой большой в торговом отношении город, как Киев потерял свое политическое и экономическое значение»[5].

Таким образом, активная внешняя торговля с приморскими государствами, наличие в России великого водного пути, диктовали необходимость создания условий для безопасного ведения торговли. В данном случае речь идет о создании морских формирований для защиты торгового судоходства.

Развитие ремесленного производства в этот период, особенно в области производства новых видов оружия, боеприпасов способствовало тому, что государство близко подошло к идее совершенствования технологии постройки боевых судов, их вооружения.

Таким образом, складывающиеся экономические условия содействовали вызреванию государственной идеи создания морской силы, которая стояла бы на страже морских торговых путей и способствовала бы развитию торговых отношений с нашими морскими соседями. Исследуя влияние духовенства на все стороны жизни Российского государства, диссертант считает, что правомерным будет утверждать, что оно внимательно следило за этими процессами и всеми своими действиями готовило почву для организации духовного воспитания будущего поколения моряков.

[1] См.: История Отечества..., Под ред. В.В. Рыбникова. - С.116.

[2] Меркантилизм - экономическая политика, согласно которой благосостояния общества можно достигнуть путем урегулирования вешней торговли, преобладания вывоза товаров над ввозом и накопления капитала внутри страны. - Примеч. автора.

[3] См. Висковатов А. Краткий исторический обзор морских походов русских и мореходств вообще до исхода седьмого столетия. - М.: Воениздат, 1946г. - С.40.

[4] См. Белавенец В. Нужен ли нам флот и значение его в истории России // Военно-морская идея России. Духовное наследование Императорского флота. - М., 1997г. - С.16.

[5] См. Греков В.Д. Феодальные отношения в Киевском государстве. - Ленинград.: Изд. АНСССР, 1936г. - С.789.

Оглавление - След. стр. - Пред. стр.

Диссертационная работа капитана 2 ранга Кузнецова А.М., сотрудника Военного университета


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"