На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православное воинство - Библиотека  

Версия для печати

Флотские священники. Глава I. §1. Четвертое направление

Воздействие духовенства Русской Православной Церкви на организацию и управление.

Организационная структура войска берет свое начало с этапа формирования первого древнерусского государства - Киевской Руси, претерпевая затем изменения, сообразуясь с историческими условиями. Однако, несмотря на структурные изменения неизменным оставалось то, что возглавлял войско глава государства. Сначала это был Великий Киевский Князь, затем государь - царь и великий князь всея Руси и затем просто царь. Так начинал зарождаться принцип единоначалия, когда государь-единоначальник самолично принимал решения относительно различных военных вопросов и нес за них персональную ответственность лишь перед Богом. Данный принцип был не чужд церкви, так как взаимоотношения внутри ее структур мало чем отличались от государственных, и поэтому духовенство взяло на себя миссию обоснования целесообразности принципа единоначалия. В Библии сказано: «Никто не может служить двум господам: ибо одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не могут служить Богу и маммоне (богатству)» (Мф. VI, 24). Духовные иерархи строго следовали этому постулату, поддерживая в своих рядах железную дисциплину, перенеся это в последствии на те воинские формирования, которые были под их началом.

Исторические факты свидетельствуют, что в трудные для Руси времена, лучшие представители Русской Православной Церкви принимали бразды правления государства на себя. Показателен в этом случае пример патриарха Гермогена. В тяжелые годы Смутного времени, когда Русь, осталась фактически без государя, Гермоген взял на себя роль освободителя Руси от польских захватчиков. По всей Руси пронеслась призывная весть: «Патриарх Гермоген стал за веру и всем велел стоять»[1]. Откликаясь на этот призыв, в 1612 году народ стал создавать ополчение, героями которого стали земской староста Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. «Не ошибемся, если скажем: Пожарский был военным вождем народного ополчения; Минин был зачинателем и собирателем великого ополчения; патриарх Гермоген был вдохновителем Минина. Устами Минина говорил Гермоген, устами Гермогена говорила совесть и душа Древней Руси - Православная Церковь»[2]. Неудивительно, что Русь вышла победителем в борьбе с захватчиками, значительно окрепнув духовно и нравственно.

Исторические документы свидетельствуют о том, что духовенство принимало участие в реформационных процессах военной организации Руси, а также в разработке первых нормативных воинских документов.

Так, во время реформ Ивана IV, когда был сделан существенный шаг вперед в развитии поместной системы комплектования войска, наряду с крупным общественным мыслителем того времени И.С. Пересветовым, история знала еще одного реформатора - псковского монаха Ермолая (в иночестве - Еразма), переселившегося в начале пятидесятых годов в Москву и ставшего священником собора Спаса на Бору в Кремле. Высказав ряд интересных идей в отношении улучшения положения крестьянства того времени Ермолай также считал, что служилое дворянство необходимо обеспечивать землей, однако, в отличие от Пересветова, предлагал денежное жалование им не платить. Все необходимые продукты дворянам должны были поставлять крестьяне[3].

Несмотря на то, что порой идеи Ермолая противоречили социально-экономическому развитию Руси, так как денежная рента в те времена уже соседствовала с натуральной, они выражали необходимость перемен, которые стучались в двери Российского государства.

С созданием в ХVI веке центральных органов военного управления - приказов, духовенство стало принимать участие в работе над составлением военных документов. Так, подьячий Пушкарского приказа Анисим Михайлов (Радышевский), проанализировав иностранную военную литературу за 1607-1621 годы, подготовил в 1621 году упоминаемый ранее Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки; в котором «применительно к русским условиям переработал огромное количество сведений не только по артиллерийским вопросам, но и тактики родов войск»[4].

Особое внимание уделялось такому организационному элементу, как соблюдение порядка в местах стоянки войска. Священное писание имеет специальный раздел, который озаглавлен следующим образом: «Санитарные правила в стане». Причем нарушение правил санитарии рассматривалось как тяжкий грех. Давалось такое обоснование: «Если у тебя будет кто не чист от случившегося (ему) ночью, то он должен выйти вон из стана и не входить в стан, а при наступлении вечера должен омыть (тело свое) водою, и по захождении солнца может войти в стан. Место должно быть у тебя вне стана, куда бы тебе выходить; кроме оружия твоего должна быть у тебя лопатка... Господь Бог твой ходит среди стана твоего, чтобы избавлять тебя и предавать врагов твоих (в руки твои), а по сему стан твой должен быть свят...» (Втор. XXIII, 10-14).

Данное назидание служило напоминанием для руководящей верхушки русского воинства о соблюдении элементарных правил санитарии при дислокации войска - о безопасности при разжигании костров для приготовления пищи и обогрева, о порядке внутри стана и т.д.

Наличие в составе русского войска категории наемников породило такую проблему как взаимодействие православия с иными формами вероисповедания.

В данных формированиях преимущественно служили люди, исповедующие ислам - казанские татары, чуваши, мордва и другие, к которым должен был быть свой индивидуальный подход.

Вопросы взаимодействия православия с другими религиями впоследствии были законодательно оформлены в различных уставах и наставлениях, где подробно освещались различные вопросы деятельности священнослужителей. Так, к примеру, в морском Уставе 1914 года в статье 930 было сказано: «Иноверцы христианских исповеданий совершают общественные молитвы по правилам своей веры с разрешением командира в назначенном им месте...». А статья 931 отмечала: «Если на корабле находятся мусульмане или евреи, им дозволяется читать общественные молитвы по правилам своей веры и в назначенных командиром местах: мусульманам - по пятницам, а евреям - по субботам»[5]. Данные статьи - свидетельство того, что Русская Православная Церковь с уважением относилась к представителям других вероисповеданий, давая им возможность отправлять свои религиозные надобности, при этом не ущемляя прав и достоинств, что лишний раз характеризует православие, как религию любви к ближнему.

В этой связи диссертант отмечает, что и представители других религий старались относиться к православию с пониманием. Так, еще в 1267 году, монгольский хан Менгу-Темир даровал ярлык в пользу Церкви митрополиту Кириллу, которым он освободил духовенство от дани и других видов поборов. Совершая подобный акт монгольский хан отмечал: «Кто будет хулить веру русскую или ругаться над нею, тот ничем не извинится, а умрет злою смертию»[6].

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что духовенство как посредством священного писания, так и непосредственным влиянием оказывало воздействие на становление отдельных элементов организационно-управленческой структуры военной организации Руси.

Таким образом, Русская Православная Церковь никогда не стояла в стороне от событий, которые переживало государство, особенно в тяжелые, переломные моменты его истории. Духовенство помогало морально и материально, призывая народ к единению вокруг монарха, олицетворявшего православную веру, выступало консолидирующей силой в борьбе с иноземными захватчиками.

Духовенство влияло на многие стороны жизни Руси, не обошло оно своим вниманием становление и развитие военной организации. Влияние Русской Православной Церкви в этой связи было как непосредственным, что, в первую очередь, касается духовно-нравственного воздействия на воинов, так и опосредованным, что относится к решению военно-технических вопросов.

Одним из элементов созданной военной организации являлся флот, необходимость наличия которого диктовалась имеющимися морскими границами Российского государства. С развитием могущества Руси, с необходимостью иметь собственные судоходные торговые пути, мысль о создании боеспособного флота все более вызревала в умах государственных людей. И Церковь была призвана духовно воздействовать на морское воинство.

[1] См.: Золотарев О.В. Христолюбивое воинство русское. - М.: Граница, 1994. - С. 10.

[2] См. Хомин Я. Исторический обзор жизни и деятельности Русской Православной Церкви от Крещения Руси до 1917 года по материалам, опубликованным в «Журнале московской патриархии» за 1931-1980 гг.; М. - С.104.

[3] См.: Отечественные военные реформы VI-XX веков ; под ред. В.А. Золотарева - М.: Арбизо, 1995г. - С.18-19.

[4] См. Шимон И.Я. Государство и Церковь в период Великой Отечественной войны: проблема взаимоотношения и вклад в победу. - Дубна, 1992г. -С.25.

[5] См. История флотского духовенства. - С.54.

См. Митрополит Иоанн. Указ. соч. - С.76.

Оглавление - След. стр. - Пред. стр.

Диссертационная работа капитана 2 ранга Кузнецова А.М., сотрудника Военного университета


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"