На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православное воинство - Библиотека  

Версия для печати

Флотские священники. Глава I. §1. Третье направление

Воздействие Русской Православной Церкви на духовный компонент военной организации, что проявлялось в деятельности духовенства по духовно-нравственной закалке воинов, по их обучению и воспитанию на лучших традициях земли русской.

Третье направление: воздействие Русской Православной Церкви на духовный компонент военной организации, что проявлялось в деятельности духовенства по духовно-нравственной закалке воинов, по их обучению и воспитанию на лучших традициях земли русской.

В основе деятельности духовенства в данной сфере лежат христианские взгляды на сущность войны, армии и участие в войне христианина.

Известно, что Христос различал два царства - царство Божие и царство земное «Царство Мое не от мира сего, - говорил он Пилату, - если бы от мира сего было царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был продан Иудеям». (Иоан. XVIII, 36).

Зло и насилие, как проявление человеческого греха, вошло в царство земное, где властвуют государство и общество. Так как все человечество делится по нравственному состоянию на три категории, праведников, тех, кто не дорос пока еще до праведников, но веруют в Бога и всех прочих людей, которых в мире большинство, то государственная или общественная власть применяет к последней категории людей ряд принудительно-карательных средств, к числу которых относится и война. Однако война и насилие используются только тогда, когда все остальные средства исчерпали себя и нет другого выхода, как смертью одних, сравнительно немногих, спасти других - многих.

Подобно Моисею, который как религиозный законодатель дает заповедь «Не убий» (Исх.ХХ,13), а как вождь своего народа ведет беспрерывные войны и даже Господа называет «мужем брани» (Исх.XV,3), так и христианин является гражданином двух царств - Божьего и мира сего.

На его мучительный вопрос - должен ли я служить в войске и участвовать в войне, Церковь отвечает, что не только может, но и, в известных случаях, должен.

История свидетельствует, что первым язычником, вступившем в лоно Христианской церкви был Капернаумский сотник, римский офицер Корнилий, про веру которого Христос сказал: «Истинно говорю вам: в Израиле Я не нашел такой веры» (Мф.VIII, 10).

С этим знаменательным эпизодом евангельской истории удивительно перекликается другой, уже чисто научный факт. «Самый древний отрывок Евангелия[1], знаменитая рукопись Джона Райланда, датирующаяся 125-130 гг., была найдена в Египте, в местечке Оксеринх среди писем римских воинов, стоявших здесь гарнизоном. Получается, что один из бойцов вместе со снаряжением принес с собой Евангелие! Из всех сословий римского общества воинская среда оказалась самой восприимчивой к Слову Божьему»[2].

Русская Православная Церковь тоже почитает ратное дело делом поистине священным, так как вся церковная жизнь пронизана воинской символикой, начиная с таинства крещения, похожего на принятие присяги.

Церковь считала и считает, что нет такого места и времени на земле, когда христианин должен забывать о любви, и даже на войне. На Руси поэтому Православная церковь называла воинство христолюбивым, вкладывая в это как уважительный, так и назидательный смысл. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», - говорил Господь. (Иоан. XV,13.)

Подводя краткий итог вышесказанному, можно отметить, что Церковь относится к войнам, как к проявлению первородного человеческого греха в этом мире. Война - это крайнее средство разрешения имеющихся противоречий и наказания неправедных людей. Церковь благословляет воинство, которое ведет войну, если она вызвана большим злом, неправдой противной стороны и необходима для спасения народа, осуждая вместе с тем, войны хищнические и захватнические. Ведя войну, христианин не должен забывать о любви, оправдывая свое христолюбивое предназначение.

Каким же образом Русская Православная Церковь заботилась о духовно-нравственном воспитании воинства?

Одной из форм этого было благословление воинов на битву. Широко известен факт прибытия накануне Куликовской битвы великого князя Московского Дмитрия Иоанновича со своей дружиной в Свято-Троицкий монастырь за благословлением от преподобного игумена обители Сергия Радонежского. По просьбе князя игумен отслужил литургию[3], после которой состоялась беседа двух великих людей. «Тебе господине княже, - говорил преподобный Сергий, - следует заботиться и крепко стоять за своих подданых, и душу свою положить, и кровь свою пролить по образу самого Христа, который свою за нас пролил. Иди, господине, небоязненно! Господь поможет тебе на безбожных врагов. Победиши враги твоя...»[4].

Воодушевленный этим, в начале битвы, встав в одежде простого воина перед Передовым полком, Дмитрий со словами «Бог прибежище и сила», первым ринулся на врага[5]. Так мужество и героизм воинов, помноженные на православную веру и полководческий талант привели к победе русского оружия.

Большая роль в деле духовно-нравственного воздействия на воинство со стороны Церкви отводилась молитве[6]. Воин христианский силен не только оружием видимым, но и более всего молитвою и упованием на Бога. Когда молитва растворена живой верой, тогда она сильнее оружия вещественного. Недаром апостол Павел сказал о героях Ветхого Завета: «верою побеждали царство». (Евр.XI,33). Церковь учила, что молиться воину надо о том, «чтобы Господь помог ему честно и грозно совершить настоящее дело, исполнил сердце его мужеством, даровал силы душевные, подкрепил силы телесные, сохранил жизнь и здравие среди сени смертной»[7].

В этой связи необходимо отметить, что Церковь изначально отводила особое место мученикам, то есть тем, кто отдал свою жизнь за Христа. И когда воин-христианин вступал в бой, то он знал, что идет он на верную смерть за Веру и Отечество и если суждено будет погибнуть, то смерть его будет приравнена к мученичеству.

Важное значение придавала Церковь и такой форме воздействия на воинов, как принятие присяги. Ее необходимость и важность открыл и освятил сам Господь. Писание говорит: «человецы большим (высшим) кленутся, и всякому их прекословию кончина во извещенное клятва есть» (Евр.VI, 16). «Присяга у наших предков имела столь обязательную силу, что в случаях необходимых разрешение клятвенной присяги совершалось Церковью»[8].

Основу военной организации Древней Руси составляли княжеские дружины, которые, собираясь под воинскими стягами и знаменами, произносили клятву верности Богу и князю-заступнику.

В первом русском воинском «Уставе ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» (1621 год) ритуал принятия присяги уже приобрел законодательный характер. «Каждый воинский человек, - говорилось в уставе, - должен приводиться к крестному целованию - приносить присягу государю «верно служить»... Нарушитель присяги провозглашался клятвопреступником и вероотступником, так как, целуя крест брал в свидетели своей верности и преданности самого Бога»[9].

Важно отметить, что в рассматриваемый период Русская Православная Церковь стояла у истоков возникновения и развития традиций русского воинства. Подробнее вопрос о традициях будет рассмотрен в следующих главах исследования, поэтому диссертант считает необходимым лишь кратко отметить традиции, которые зародились в тех исторических условиях.

Освящение, и как следствие, верность своему знамени. Известно, что особенно тесное сплетение религии и флага произошло в средние века - века рыцарства. Многие знамена рыцарей почитались их последователями как нечто священное. Знамена, отбитые у врагов, хранились в церквах как символ славы и могущества предков. Знамя являлось символом, под которым соединялись верные своему долгу воины. Оно заключало в себе Веру и верность Государю и Отечеству. Оставление знамени на поругание неприятелю было выше всякой вины перед Богом и Государем[10].

Отдание воинской почести погибшим в бою. Сразу после Куликовской битвы была отслужена панихида[11] по всем павшим. По совету и с благословления Сергия Радонежского Дмитрий Донской установил совершать ежегодно поминовение погибших воинов в первую субботу после 26 октября 1380 года. «День этот стали называть Дмитриевой субботой. Данный обычай сохранился до наших дней»[12].

Позднее, когда стали создаваться военные храмы, вошло в традицию их внутренние и внешние стены украшать мраморными досками с именами погибших, причем в морских храмах на досках черного цвета указывались имена погибших моряков в бою, а на досках серого цвета - погибших от морской стихии.

Забота о погибших воинах, членах их семей, устроении специальных военных кладбищ впоследствии была законодательно закреплена как святая обязанность военного священника.

Воспитание воинов в духе взаимовыручки и взаимопомощи. Традиция эта берет свое начало от слов Христа: «пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. V,24.). То есть перед боем воины должны были просить друг у друга прощения. Очистившись, таким образом, друг перед другом и встав одинаково перед Богом, они должны были стоять насмерть не только за себя, но и за своих товарищей по оружию. Известно много случаев из ратной жизни, когда служилые люди жертвовали собой ради других, зная о том, что за этот подвиг они будут приняты в Божье царство. Отсюда берет начало замечательная русская поговорка: «Сам погибай, а товарища выручай», отсюда пошла и такая традиция, как защита командира в бою, как более старшего и опытного товарища.

Одной из замечательных традиций было воздействие на воинов со стороны духовенства своим личным примером во времена вооруженной борьбы с иноземными захватчиками, что проявилось в конкретных примерах героизма священнослужителей на поле брани. Выше уже был приведен подвиг иноков Пересвета и Осляби во время Куликовской битвы, можно еще отметить подвиги братии Соловецкого, Кирилло-Белозерского, Троице-Сергиева монастырей.

Весной 1608 года войска Речи Посполитой двинулись к Москве и 1 июня подошли к столице. Взять ее сходу они не смогли и поэтому разбили лагерь в Тушине. Руководимые самозванцем Лжедмитрием, враги рассчитывали перекрыть все ведущие к Москве основные дороги, чтобы облегчить ее взятие. На Ярославской дороге, соединяющей столицу с северными городами, важным стратегическим пунктом являлся Троице-Сергиев монастырь. Он стал крепким орешком для интервентов. Осада монастыря длилась 16 месяцев. «Все это время монахи и жители окрестных деревень, укрывшиеся за стенами обители, мужественно отражали атаки поляков. И только в январе 1610 года войско М.В. Скопина-Шуйского, подоспевшее на помощь из Новгорода, освободило осажденных»[13].

Подобные примеры лишний раз подтверждают положение о том, что было бы ужасным, если бы Церковь в самые трагические моменты жизни народа оказалась бы равнодушной к его переживаниям, мучениям, страданиям и не поддержала бы его в борьбе за правду. «Такая Церковь оказалась бы чужою для народного сердца»[14].

Таким образом, духовно-нравственное воздействие со стороны Русской Православной Церкви на воинство, было одним из наиболее действенных факторов ее деятельности. Обосновав моральное право службы в армии и участия христиан в войнах, духовенство прилагало все усилия для того, чтобы русское воинство, прозванное Христолюбивым, вступая в бой за родную землю осознавало покровительство и заступничество Церкви. В эти времена начинают зарождаться воинские традиции, развитию которых способствовала Русская Православная Церковь.

[1] Евангелие (от греч. «добрая весть») - рассказы о земной жизни Иисуса Христа, записанные в первых четырех книгах Нового Завета (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна). - Примеч.автора.

[2] См.: Напутствие воину христианину. - СПб.: АО.Артос; 1996. - С. 47.

[3] Литургия - главная христианское богослужение на котором совершается таинство причащения. - Примеч. автора.

[4] См.: Золоторев О. Там же. - С.6.

[5] См.: Золотарев О.В. Христолюбивое воинство русское. - М.: Граница, 1994. - С.6.

[6] Молитва - обращение священнослужителя или мирянина к Богу или святым с просьбой о ниспошлении милости или отвращения зла, с хвалой или благодарностью. - Примеч.автора.

[7] См.: Напутствие воину христианину. - С.37.

[8] См.: Дебольский Г. Православная Церковь в ее таинствах, богослужениях, обрядах и требах. - М.: Отчий дом, 1994. - С.322.

[9] См. Григорьев А. Вера и верность // История флотского духовенства. - М.: Андреевский флаг, 1993.- С.61-62.

[10] См. Байдаков А. Словарь-справочник православное духовенство русской армии и флота /вторая половина XIX - начало XX века/. - М.: ГАВС, 1994. - С.-16.

[11] Панихида - богослужение по умершему. - Примеч. автора.

[12] См. Золотарев О. Указ. соч. С. 8.

[13] См. Золотарев О. Указ соч. С. 9-10.

[14] См. Щавельский Г. Православное пастырство. - С-Пб.: изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1996. - С. 499.

Оглавление - След. стр. - Пред. стр.

Диссертационная работа капитана 2 ранга Кузнецова А.М., сотрудника Военного университета


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"