На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православное воинство - Библиотека  

Версия для печати

Флотские священники. Глава I. §1. Второе направление

Воздействие Русской Православной Церкви на материально-технический компонент военной организации, что выражалось в деятельности священнослужителей по совершенствованию системы вооружения и снабжения русского воинства.

Обратимся опять к Библии. В ней можно почерпнуть интересные сведения об оснащении армии тех времен техникой и вооружением как непременном условии ее боеспособности. Причем рассмотрение этих вопросов идет на конкретных примерах, с указанием имен.

Например, во второй книге Паралипомена говорится об Озии, его умении воевать с использованием имевшейся в том время и изобретенной им боевой техники: «И заготовил Озия для всего войска щиты и колья, и шлемы и латы, и луки, и пращные камни. И сделал он в Иерусалиме искусно придуманные машины, чтобы они находились на башнях и на углах для метания стрел и больших камней. И пронеслось имя его далеко, потому что он давно оградил себя и сделался силен». - (2 Пар.XXVI,14-15.). Содержится в Библии информация и о стенобитных, стрелометательных, огнеметательных машинах, используемых как в обороне, так и в наступлении[1].

Учитывая, что Библия была написана более 1600 лет назад, то есть задолго до появления и массового внедрения данных видов оружия, эти сведения носили поистине прогностический характер.

Но неправильно было бы считать будто деятельность духовенства Русской Православной Церкви носила преобладающий характер в плане изобретения новых видов оружия, форм и способов ведения боевых действий. В таком случае она противоречила бы основным положениям церкви, касающимся отношения к войне, насилию и вооруженной силе. Для этого на Руси имелись военачальники, умельцы и мастера, ученые, а главное, заинтересованность монарха и его окружения.

Исторические документы свидетельствуют, что в годину суровых испытаний для нашей Родины, которые требовали мобилизации всех людских, материальных и духовных сил, Русская Православная Церковь всегда вставала на защиту Руси, показывая миру образцы героизма и патриотизма, мужества и самоотверженности и, в том числе, примеры замечательных изобретений в области вооружения и фортификации.

Показателен в этом плане пример деятельности обитателей Кирилло-Белозерского монастыря, который был основан в XIV столетии и стал оплотом земли русской на севере, под древней Вологдой.

В период Смутного времени, когда отряды самозванца Лжедмитрия II появились в Белозерье, сметая на своем пути деревни и монастыри, кирилловцы предприняли меры по укреплению своей крепости. Мастера занялись спешным ремонтом оружия - в монастыре имелись свои мастерские различного назначения. Монастырские защитники были вооружены самым современным по тем временам оружием - ружьями с ударно-кремневыми замками, которые доводились до кондиции монастырскими ружейными мастерами-умельцами. При монастыре была и своя кузница, где трудились до полутора десятков оружейников-кузнецов и молотобойцев. Было организованно даже собственное литье пушек. «В описи монастырского оружия упомянуты небольшие медные пушки «домашнего дела»: «Полкан», «Задора», «Утинок», «Кез», «Порывай»[2].

Подобные приготовления повлияли на то, что польско-литовские интервенты не решились брать монастырь приступом, заменив его стоянкой под стенами и набегами на близлежащие селения. Очень серьезно относились обитатели монастыря к устройству своих стен. Помимо возведения многоярусных кирпично-каменных колец вокруг монастыря, исторические документы свидетельствуют о том. что взаимодействие бойниц всех трех ярусов было таковым, что цель, движущаяся по перпендикуляру к средней части стены, практически могла быть поражена из любой бойницы на расстоянии 150-180 м. По мере приближения цели к стене количество бойниц сокращалось: на расстоянии 100 м. от стены цель поражалась из 60 бойниц, 50-и - из 30-35 бойниц, зато увеличивалась кучность стрельбы и возможность попадания.

Часть башенных бойниц была направлена вдоль стены, а значит «мертвого» пространства у стен Кирилловской цитадели практически не существовало. «Такое решение огневой защиты крепости можно считать не только удачным, но и для своего времени даже образцовым»[3].

Помимо влияния церкви на вооружение воинства русского государства необходимо отметить и такой аспект, как деятельность духовенства по содержанию и снабжению служилых людей. Отметим, что системы в этой области не прослеживается, однако определенные факты заслуживают внимания.

В этой связи, по мнению диссертанта, следует учесть две позиции. Первая, это сборы пожертвований от церкви и ее структур в пользу воинства, особенно в переломные годы для русской государственности и, вторая, это содержание собственных вооруженных формирований.

Вопрос о пожертвованиях церкви в пользу воинства уходит корнями в эпоху монголо-татарского нашествия на Русь. Единственным институтом, который получил от татарских ханов особые ярлыки, охранившие его от всяких притеснений, были монастыри Русской Православной Церкви, которые «пользуясь этим, делали все для того, чтобы Русь, ее воинство крепли духовно и материально»[4].

Говоря о содержании собственных вооруженных формирований, которые были необходимы для защиты монастырей и их земель, обратимся к истории Соловецкого монастыря. Как уже было отмечено, помимо флотилии, предназначенной для ведения боевых действий на прибрежных площадях, монастырь имел и свое небольшое войско. Вооруженные стрельцы содержались на отчете монастыря и поступали под начальство игумена. «Спаянное железной дисциплиной, неплохо обученное и вооруженное войско Соловков успешно отражало набеги неприятелей»[5].

Таким образом, Русская Православная Церковь не стояла в стороне от деятельности государства по созданию и совершенствованию новых видов оружия и снабжению войска. Имея в своем окружении духовные и интеллектуальные силы, обладая хорошей монастырской организацией, церковь прилагала силы к тому, чтобы, во-первых, самой иметь возможности к отражению набегов неприятеля, а, во-вторых, предоставить право военной организации выбирать то передовое и оригинальное, что было наработано духовенством в этой области.

[1] См.: Казаченок П. Защита Отечества священна с истоков // Страж Балтики. -1994. - 5 окт.

[2] См.: Малахова А. Цитадель на русском Севере // Независимое военное обозрение. - 1997. -N 44.

[3] См.: Малахова А. Цитадель на русском Севере // Независимое военное обозрение. - 1997. -N 44.

[4] См.: Кузнецов Н. Общественное значение монастырей. - Вышний Волочек: Тип. В.С. Соколовой, 1908. -С.19-20.

[5] См.: Фруменков Г. Соловецкий монастырь и оборона Беломорья в XVI-XIX в.в. - Архангельск. Сев.-Зап. кн. изд-во, 1975. - С. 18.

Оглавление - След. стр. - Пред. стр.

Диссертационная работа капитана 2 ранга Кузнецова А.М., сотрудника Военного университета


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"