На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православное воинство - Библиотека  

Версия для печати

Флотские священники. Глава I. §1. Первое направление

Воздействие на людские ресурсы, что подразумевает деятельность духовенства по пополнению и комплектованию вооруженных формирований, существовавших на Руси в период с IX по XVII вв.

Отечественные историки в своем большинстве придерживаются традиционной концепции формирования Киевской Руси - 882 год поход князя Олега (879-912) на Киев и его подчинение [1].

Однако в это время на Руси господствовала языческая религия, предполагавшая многообразие божеств для поклонения и не способствовавшая объединению государства и созданию его военной организации.

Христианство в форме православного вероучения и культа официально было признано государственной религией Киевской Руси в 988 году. Конкретным актом принятия православия явилось знаменитое крещение на Днепре населения города Киева князем Владимиром, хотя некоторые богословские и исторические источники свидетельствуют о том, что проникновение православия в Киевскую Русь началось гораздо раньше. [2]

В соответствии с церковной версией, принятию православия Киевской Русью предшествовала процедура «испытания вер». Согласно летописному повествованию, прежде чем принять византийский вариант христианства, князь Владимир выслушал приверженцев различных религий: иудаизма, ислама и христианства. Затем он направил послов в те страны, где эти религии утвердились. Выполнив задание Великого князя, послы возвратились в Киев и сообщили Владимиру и его окружению следующее: «Ходили де к болгарам, смотрели как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса: сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как бешенный и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали, на небе или на земле мы: ибо на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и службы их лучше, чем в других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусил сладкого, не возьмет потом горького, так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве». [3]

Принятие христианства сыграло огромное значение для Руси, это и распространение письменности и грамотности, и сближение Руси с другими христианскими государствами, и обогащение русской культуры, и укрепление международного положения, но главное - христианство способствовало объединению многочисленных языческих племен, населявших территорию Древней Руси в единую нацию - русский народ.

Таким образом, на этапе создания первого государства на Руси процессы формирования государственных институтов, в том числе военной организации, и развития христианства шли параллельными путями, обусловленными общим ходом исторического развития, что отразилось в дальнейшем на всех направлениях влияния деятельности Русской Православной Церкви на становление военной организации Руси.

Известно, что система комплектования вооруженных сил на данном этапе развития Руси, в целом, носила милиционный характер, который предполагал совмещение военного дела с хозяйственной жизнью. Недостаточная экономическая и политическая развитость Киевской Руси на начальном этапе своего формирования не позволяла держать хорошо подготовленную в профессиональном отношении и действующую на постоянной основе вооруженную силу и диктовала необходимость создания ее только в период войны путем всеобщего вооружения народа. Следует отметить, что наряду с милиционной появились и зачатки профессиональной системы комплектования войска, прежде всего, дружины, которая была ядром вооруженных сил.

Исследователи указывают, что церковь принимала непосредственное участие в процессе пополнения и комплектования войска Руси. Интересно, что ряд изречений и высказываний по данному вопросу имелись в Библии и других церковных документах, рассматриваемых нами, в первую очередь, как историко-документальный источник, собрания древних текстов.

Бесспорно, что Библия явилась не только духовным наставлением древних русичей, но и способствовала становлению их государственности и военной организации.

Появление Библии у славян связано с переводческой деятельностью Кирилла и Мефодия во 2-й половине IX века.

С конца Х века, в связи с крещением Руси 988-989 гг., списки ряда библейских книг начали поступать в Киев и другие города Древнерусского государства из Болгарии.

По ним, жили и строили свое государство, писали законы и создавали войско первые русские князья.

При образовании независимого государства и создании собственной армии для его защиты начальным этапом, как указывает четвертая книга Моисеева «Числа»: являлся учет населения и определение боеспособности контингента. Библия указывает, что для войны нужны не только годные, но и отборные. Эта мысль созвучна с идеей создания профессиональной армии. Вместе с тем в Библии есть суждения и о других способах комплектования вооруженных сил:

  • а) воинская повинность: «И сказал Моисей народу... вооружите из себя людей на войну, чтобы они пошли... совершить мщение Господне...» (Чис. XXXI, 3);
  • б) принудительный набор сильных и воинственных людей: ...сказал Господь Моисею... исчислите все общество сынов Израилевых от двадцати лет и выше, по семействам их, всех годных для войны у Израиля. (Чис. XXVI, 2);
  • в) наемники. [4]

Уже в X-XI веках на Руси для подготовки священников проводились особые наборы детей «лучших граждан».

Русские князья понимали, что достичь успеха в любом предприятии, будь то поход на врага или укрепление внутреннего положения княжества, без идеи, единящей и сплачивающей народ не обойтись. И дружина, и простой люд должны иметь духовного наставника помимо опытного военачальника и мудрого правителя в лице князя. Таковым и стали священнослужители.

Священник выбирался удельным князем (а позднее - владельцем вотчины или приходской общиной) и представлялся для посвящения и рукоположения епископу.

В X-XI вв. Священники существовали за счет княжеской казны, были первыми помощниками князей в собирании христолюбивого воинства на ратные дела, они же крепили княжескую власть на местах, выступая верными апологетами политики последних. Великие князья Владимир I, Ярослав I и другие «недаром выделяли десятую часть от всех княжеских доходов на нужды церкви» [5].

Однако, церковь действовала не только словом, но и делом. Так, во времена порабощения татарами Руси на церковь, как на единственную в тот период объединяющую силу, легла задача подготовить освобождение. В отечественной истории имеется свидетельство, что великий князь Московский Дмитрий Иоанович, прежде чем выступить в поход против татар, который закончился блестящей победой русского оружия в Куликовской битве, прибыл со своим двоюродным братом князем Владимиром Андреевичем, многими воеводами и отборной дружиной в Свято-Троицкий монастырь за благословлением от преподобного игумена [6] обители Сергия Радонежского.

В числе братии обители Святой Троицы в то время были два инока-боярина[7]: Александр Пересвет (бывший боярин Брянский) и Родион Ослябя (боярин Любецкий). В свое время, живя в миру, они славились ратным мастерством и необыкновенной силой. Учитывая это, великий князь обратился с просьбой к преподобному Сергию отпустить их в ратные полки. Благословив своих иноков, Сергий отпустил их, и как показали дальнейшие события, ему не пришлось сожалеть об этом. Храбро сражались за родную землю Пересвет и Ослябя, став героями битвы, и после своей гибели они были похоронены в Симоновом монастыре[8].

В период существования удельных княжеств на Руси стала создаваться система вассалитета при комплектовании войска, которая затем в эпоху создания единого централизованного государства оформилась в поместную систему комплектования. Суть ее заключалась в том, что мелкие феодалы и дворовые люди великого князя получали от него земельные наделы (поместья), а за это они обязаны были нести военную и другую государственную службу.

К середине 50-х годов XVI в. была точно определена мера службы с земли, т.е. тяжесть ратной повинности, падавшей на служивого человека по его земле. По закону от 20 сентября 1555 г. «с каждых 100 четей доброй, угожей пашни в поле, т.е. со 150 десятин доброй пахотной земли, должен был являться в поход один ратник «на коне и в доспехе полном», а в дальний поход - с двумя конями»[9].

В 1556 году было принято «Уложение о службе»; законодательно закрепившее поместную систему комплектования. Оно определяло, что каждый светский феодал обязан был выставлять одного конного вооруженного ратника, от каждых 50 десятин земли[10]. Можно предположить, что уменьшение земельной площади владения для выделения ратника диктовалось вооруженными потребностями государства.

Крупным землевладельцем в те времена была церковь. В.О.Ключевский отмечал, что уже «к половине XVI в. монастырское землевладение достигло таких размеров, что стало обременительным для государства. Один из англичан, бывших в Москве в это время, писал, «что... монахи владеют третьей частью всей земельной собственности в государстве»[11].

Исследование исторических источников показало, что нигде в прямой постановке не говорилось о том, выделяла ли церковь со своих земель ратников. По данному поводу можно отметить следующее.

С одной стороны, ростом своего земельного могущества духовенство создавало государству затруднения в деле обеспечения военно-служилого класса, что отрицательно влияло на ее авторитет. Наличие крупных денежных сумм у монастырей позволяло им, завышая покупные цены, перебивать предложения других покупщиков, особенно слабосильных служилых людей...: Дети боярские жаловались правительству, что «мимо монастырей вотчин ни у кого купить не мочно»[12].

С другой стороны, церковь не отходила в сторону при комплектовании войска. Так, история свидетельствует, что во времена патриаршества Никона на Руси в середине XVII века, «на случай войны он выставлял в поле 10000 ратников, еще столько же воинов давали монастыри»[13].

Можно, конечно, на это возразить, что, выделение происходило только на случай войны, а в мирное время этого не было, но ведь, во-первых, той боевой готовности и боевой учебы в нашем понимании тогда не было, и даже те, кто выделялся в войско от феодальных земель прямых функций по вооруженной защите Отечества в мирное время не выполняли, а во-вторых, выделение данного войска только на случай войны уже служило хорошим подспорьем государству.

Деятельность Никона в этой связи весьма примечательна. Он создавал специальные отряды патриарших стрельцов, которые постоянно обходили город... «и как встретят священника и монаха нетрезвого немедленно берут его в тюрьму... Замеченные в пьянстве или нерадивые исполнители пастырских обязанностей ссылались в сибирские монастыри»[14].

По мнению диссертанта данные отряды послужили как бы прототипом военных патрулей, которые призваны следить за правильным поведением людей в форме в общественных местах.

На этапе укрепления Российского централизованного государства сложилась даточная система комплектования новых формирований - полков нового строя. Суть ее состояла в том, что правительство перешло к принудительной записи мелкопоместных дворян в рейтарские полки и даточных людей[15] в солдатские и драгунские полки. Исторические документы свидетельствуют о том, что, согласно реестра солдат рядовых и даточных на монастырских судах, в состав флотилии Соловецкого монастыря в середине XVII века входили 4 судна из них - «на первом судне было 2 солдата и 3 даточных, на втором - 1 солдат и 4 даточные, на третьем - 7 солдат и четвертое судно предназначалось для выхода в море самого настоятеля монастыря»[16]. Личный состав флотилии находился на полном обеспечении монастырских властей.

Таким образом, влияние Русской Православной Церкви на такой элемент военной организации, как человеческие ресурсы, на их пополнение и комплектование, было большей частью опосредованным в силу особого статуса церкви, служители которой не имели права носить оружия, однако в годы тяжелых испытаний Российского государства священнослужители делали все для того, чтобы ряды русских дружин пополнялись лучшими представителями церковного сообщества.

[1] См.: История Отечества (с древних времен до 1861года).: Учеб. пособие; Под. ред. В.В.Рыбникова. - М.: ГАВС, 1994. - С.25.

[2] Так см.: Радугин А.А. Введение в религиоведение. -М.: Изд-во Центр; 1997. - с. 143.

[3] См.: Радугин А.А.Указ. соч. - С. 143-144.

[4] См.: Казаченок П. Защита Отечества священна с истоков // Страж Балтики. -1994. - 5 окт.

[5] См.: Отечественная история: Энциклопедия: В 5 т.: т. 2. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1996. - С. 101.

[6] Игумен - духовный чин, присваемый настоятелю монастыря. - Примеч. автора.

[7] Инок - обобщенное наименование монашествующих в православной церкви независимо от их сана. - Примеч. автора.

[8] См.: Золотарев О.В. Христолюбивое воинство русское. - М.: Граница, 1994. - С.6-7.

[9] См.: Ключевский В. Курс русской истории: Соч. В 9 т. - М.: Мысль., 1988. - т. 2. -С. 209-210.

[10] См.: История Отечества...; под. ред. В.В.Рыбникова... - С.96.

[11] См.: Ключевский В. Курс русской истории: Соч. В 9 т. - М.: Мысль., 1988. - т. 2. -С. 262.

[12] См.: Там же. -С. 261.

[13] См.: Митрополит Иоанн. Самодержавие духа. - СПб Царское село, 1995.- С.218.

[14] См.: Митрополит Иоанн. Самодержавие духа. - СПб Царское село, 1995.- С.218

[15] Даточные люди - набирались на пожизненную службу из расчета один человек на 20-25 крестьянских или поместных дворов. Призывались в военное время, а в мирное часть их отпускалась по домам до нового призыва. - Примеч. автора.

[16] ЦГАДА, ф. 1201, оп.4, д.710, л. 1-2.

Оглавление - След. стр. - Пред. стр.

Диссертационная работа капитана 2 ранга Кузнецова А.М., сотрудника Военного университета


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"