На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православное воинство - Библиотека  

Версия для печати

Флотские священники. Глава I. Деятельность православного духовенства в военной области до формирования регулярного флота России как основа создания института военно-морских священнослужителей.

§1. Роль духовно-религиозного фактора в становлении военной организации Российского государства.

Исторический опыт убедительно свидетельствует о том, что духовность играла большую роль в жизни Российского государства и народа. Основные, переломные моменты в истории России - создание централизованного государства, борьба за независимость против иноземных захватчиков, выход на мировую арену, Отечественные войны, реформы - эти события были наполнены особым, духовным содержанием. Данная реальность имеет право на существование в силу специфической ментальности русских людей, их предпочтения духовному, нежели материальному. Духовность всегда была неразрывно связана с Богом, с верой в его существование и влиянием на судьбы и историю. Отечественный мыслитель М.О.Меньшиков отмечал: «Русский мужик обладает познанием добра и зла более верным, чем мы, ибо оно от Бога, тогда как наше - от людей. В то время как наш свет льется нам как бы сквозь узорные и цветные стекла, мужику сияет солнце прямо из вечности небесной» [1].

Учитывая связь духовного с Божественным в сознании русских людей, можно говорить о таком понятии, как духовно-религиозный фактор. Ярким воплощением на практике духовно-религиозного фактора была деятельность Русской Православной Церкви. Она делала все для того, чтобы Русь была сильна верой, независима и могущественна. Влияние церкви на все стороны жизни государства было настолько существенным, что когда в 1586 году в Москву приехал патриарх [2] Йоаким, то в беседе с ним касаемой введения патриаршества на Руси Борис Годунов подчеркнул: «Это украсит церковь нашу святую, но это и для великой славы Отечества крайне нужно» [3].

Велика роль Русской Православной Церкви в становлении политики, образования, культуры Отечества, однако не меньшую роль духовенство сыграло и в становлении военной организации на Руси.

Для того, чтобы более конкретно говорить об основных направлениях воздействия духовно-религиозного фактора на становление военной организации Российского государства необходимо определиться в понятийном аппарате.

Следует отметить, что такого понятия, как духовно-религиозный фактор, ни в русской, ни в советской литературе в прямой постановке не звучало, но тем не менее он, по мнению диссертанта, имеет право на существование.

В литературе последних десятилетий чаще встречались такие понятия, как духовный фактор, моральный дух, моральный фактор, моральный потенциал.

Д.А.Волкогонов считал, что духовный фактор - есть специфическое проявление общественного сознания, выражающее степень готовности и способности масс решать конкретные социальные, экономические и политические задачи [4].

А.Х. Шаваев отмечал, что моральный дух людей есть выражение их мыслей и чувств, желаний и стремлений, готовности перенести трудности и лишения, подвергнуть свою жизнь опасности для достижения поставленных целей как в мирное время, так и в ходе войны. [5]

Обе точки зрения, которые во многом совпадают с мнениями и других исследователей, занимавшихся изучением подобной проблемы, сводятся к тому, что духовный фактор рассматривался через призму одного из проявлений общественного сознания, которое выражало степень готовности людей к решению поставленных задач. В силу того, что определенное время в нашем обществе господствовала светско-атеистическая идеология данные понятия были лишены религиозной окраски.

Суммируя вышеизложенное, диссертант считает необходимым отметить, что духовно-религиозный фактор - это исторически сложившееся религиозное сознание в действии. Это совокупность религиозных взглядов, идей, убеждений, ценностных ориентаций, которые отражены в книгах Священного писания и догмах и непосредственно воплощены в повседневной практике, поступках и поведении людей.

В данном определении можно вычленить две составляющие - теоретическую, которая состоит из взглядов, идей и убеждений людей, основанных на религиозных святынях, и практическую, отражающую реальное воплощение вышеназванных элементов в жизнь.

Как известно, священной книгой христиан является Библия, мусульман - Коран, есть такие первоисточники и у других религий и каждые из них выражают наиболее сокровенные чаяния верующих. Источники свидетельствуют, что, к примеру, Библия писалась около 1600 лет назад и более чем 40 авторами - военачальником, раввином, царем, виночерпием, пастухом и т.д. Вобрав в себя мысли и идеи различных социальных групп и слоев, возрастов и профессий, она стала настольной книгой христиан, служа духовным ориентиром в бурном потоке жизни. Например, сказано в Библии: «Не судите, да не судимы будете; Ибо каким судом судите, таким будете судимы, и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». (Мф. 7. 1-2) [6]. Прошло много веков, но до сих пор придерживаются этой заповеди верующие люди, не подвергая ее сомнению. Не случайно, знаменитый представитель немецкой классической философии Иммануил Кант выразил свой нравственный императив следующим образом - «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» [7]. То есть поступай всегда так, чтобы правила твоего поведения стали всеобщими правилами поведения для всех людей. И тогда люди, став руководствоваться этими правилами, будут относиться друг к другу одинаково. «Золотое правило этики» гласит - поступай по отношению к другому так же, как ты хотел, чтобы он поступил по отношению к тебе.

Иначе обстоит дело с определением понятия военная организация, хотя и здесь многое требует уточнения и дополнения. Проблемой военной организации общества отечественные ученые-политологи стали заниматься сравнительно недавно. Вместе с тем следует отметить, что базис для разработки данной проблемы был заложен еще в 70-е годы. Так, Иванов В.Н. в 1974 году в своем диссертационном исследовании отмечал, что военная организация - это социальная организация, предназначенная для осуществления функции защиты от империалистических посягательств. В качестве элементов военной организации автор выделял вооруженные силы государства, гражданскую оборону и военно-патриотические массовые организации [8].

В дефиниции Иванова В.Н. присутствует организационный подход с ярко выраженным идеологическим уклоном, характерным для эпохи противостояния социалистической и капиталистической систем, периода холодной войны.

В последнее время появились другие подходы к определению данного понятия.

В частности, военные политологи, составители краткого исторического справочника по общей и военной политологии полагают, что военная организация - это сложное социально-политическое образование, включающее вооруженную организацию общества или государства и их военно-политические, экономические, научные и другие организации и учреждения, объединенные совместной деятельностью по достижению общей социально значимой цели в военной сфере.

В качестве элементов военной организации рассматриваются:

  • собственно вооруженная организация, выступающая в виде вооруженных сил и других вооруженных формирований;
  • система обеспечения жизнедеятельности и функционирования вооруженной организации, в качестве ядра которой выступает военно-промышленный комплекс;

  • органы и учреждения государственной власти и управления, непосредственно занимающиеся вопросами национальной обороны;

  • нормативно-правовые акты, регулирующие порядок взаимодействия структурных элементов военной организации и отношения их подсистем [9].

Аналогичное определение дается в тематическом словаре-справочнике по военной политологии, изданном коллективом авторов Гуманитарной академии Вооруженных сил.

По их мнению, вооруженная организация - это сложное социально-политическое образование, представляющее собой совокупность вооруженных сил государства, а также политических, экономических, научных и иных государственных органов, организаций и учреждений, объединенных совместной деятельностью в военной области в интересах достижения социально значимых целей.

В военную организацию включаются:

  • вооруженные силы;
  • органы государственной власти и управления, связанные с разработкой и реализацией военной политики;

  • система обеспечения, через которую военная организация связывается со всеми сферами общественной жизни.

Кроме основных элементов дополнительно в структуру военной организации входят:

  • добровольные вооруженные формирования военного времени;
  • оборонно-патриотические организации, занимающиеся подготов-кой населения к защите Отечества;

  • массовые патриотические движения и союзы, цели которых прямо или косвенно связаны с военной деятельностью [10].

Через оба определения красной нитью проходит образовательно-деятельностный подход, который рассматривает военную организацию через призму особого образования, преимущественно государственного, которое объединяет свои структурные элементы посредством деятельности по достижению определенных целей.

Существуют и другие подходы к определению понятия военной организации.

Системный подход выделяет военную организацию как систему, имеющую определенную внутреннюю организацию, представляющую собой специфический способ взаимосвязи и взаимодействия ее компонентов.

В качестве основных составляющих сюда входят реализующая, обеспечивающая и управляющая подсистемы [11].

Инструментальный подход определяет военную организацию как элемент государства и надстройки и, представляющую собой орудие вооруженного обеспечения безопасности власти с двумя основными подфункциями - внутренней и внешней [12].

Институциональный подход представляет военную организацию как специфический институт государства, включающий в себя совокупность элементов организационного, материально-технического и духовного характера и реализующий политические и иные цели государства средствами вооруженной борьбы или угрозой применения военного насилия.

Данные определения, по мнению диссертанта, наиболее полно характеризуют понятие военной организации, в частности, здесь впервые фигурирует элемент духовного характера, что особенно важно при историческом анализе процесса влияния духовно-религиозного фактора на становление военной организации Руси. Однако следует отметить, что военная организация есть институт не только государства, но и общества.

Суммируя вышеизложенное, представляется более корректным утверждение о том, что военная организация - есть комплекс людских, материально-технических и духовных компонентов, связанных между собой централизованным руководством со стороны государства или общества и обеспечивающий вооруженные потребности государства или общества.

Это комплексный подход к определению, который предполагает наличие следующих элементов военной организации:

  • Человеческие ресурсы, т.е. люди, которые входят в состав вооруженных сил, других вооруженных формирований, органов, обеспечивающих функционирование военной организации государства или общества;
  • Материально-технический компонент. Он представляет собой целый комплекс материальных, технических, научных и других составляющих, которые в своей взаимосвязи обеспечивают реальное существование и функционирование военной организации.

  • Духовный компонент. Это самый сложный и трудноуловимый элемент, потому что он не поддается измерению и реально увидеть его можно только в определенный момент времени, когда государство или общество решает свои задачи вооруженным путем, т.е. находится в состоянии войны или военного конфликта. По мнению диссертанта, это духовно-нравственная готовность людей к выполнению тех задач, которые ставят перед ними государство или общество в военной области. Она зиждется на традициях, на воспитании, на культуре, на том моральном климате, который создается в государстве или обществе, на авторитете власти, идеологии, религиозных убеждениях и др.

  • Организационно-управленческое начало. Характеризуется деятельностью органов управления, которая включает в себя структурное, правовое, контролирующее, преобразующее функционирование по поддержанию военной организации в тех пределах и параметрах, которые определили ей государство или общество.

Основой основ существования военной организации являются вооруженные потребности государства или общества. Потребности такого рода вызываются разными причинами - завоеванием нового жизненного пространства, приобретением новой рабочей силы, демонстрацией военной силы, необходимостью вооруженного отпора агрессии извне.

Рассмотрев оба понятия, можно перейти к вопросу о влиянии духовно-религиозного фактора на становление военной организации Российского государства.

Освещая данную проблему, диссертант считает необходимым отметить, что речь пойдет об отрезке исторического времени с момента создания Древнерусского государства, когда зародились первые основы военной организации до начала правления на Руси Петра I, когда военная организация уже практически обрела завершенные формы, готовясь перейти к этапу создания регулярных армии и флота.

Используя проблемно-хронологический метод исследования исторических процессов и событий при рассмотрении вопроса о воздействии духовно-религиозного фактора на становление военной организации Российского государства, диссертанту представляется возможным выделить ряд направлений.

[1] См.: Меньшиков М.О. Выше свободы. Статьи о России. - М.: Современный писатель, 1996. - С. 123.

[2] Патриарх - высший духовный сан в православии, а также глава ряда поместных православных церквей. - Примеч. автора.

[3] См.: Роль православной церкви в истории России / Круглый стол. Вопросы истории. -1990.-N2. - С.89.

[4] См.: Война и армия (философско-социологический очерк) Под. ред. Д.А.Волкогонова, А.С.Тюшкевича. - М.: Воениздат, 1977.

[5] См.: Шаваев А.Х. Военная мощь государства. - М.: МО СССР, 1983.

[6] См.: Новый завет и псалтирь. - Минск.: Picorp, 1995. - С. 7.

[7] См.: Кант И. Критика практического разума // Соч.: В 6 т. - М., 1965. - т. 1, ч. 1. - С. 260.

[8] См.: Иванов В.Н. Теоретико-методологические проблемы научного управления военным строительством в социалистическом обществе. Дис... д-ра филос. наук. - М.: ВПА, 1974 г. - С. 119.

[9] См.: Общая и военная политология. Краткий исторический справочник. - Монино.: ВВА им. Гагарина, 1992. - С. 92-93.

[10] См.: Военная политология / Тематический словарь-справочник. -М.: ГАВС, 1993 -С. 10.

[11] См.: Военная политология / Учебное пособие под ред. Пусько В.С. - М.: ВУ, 1996.

[12] См.: Волков В.В. Взаимовлияние развития хозяйственной жизни и военной организации на Руси // Военная организация и военное дело на Руси и в странах Европы в средневековье. - М.: ВУ, 1996. - С. -30.

Оглавление - След. стр. - Пред. стр.

Диссертационная работа капитана 2 ранга Кузнецова А.М., сотрудника Военного университета


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"