На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православное воинство - Библиотека  

Версия для печати

Флотские священники. Введение. Актуальность темы

Деятельность православного духовенства на флоте

Актуальность исследуемой проблемы обуславливается рядом обстоятельств:

  • во-первых, необходимо дать научную оценку деятельности института православного духовенства Морского ведомства России, его влияния на развитие и распространение флотских традиций в среде военных моряков;
  • во-вторых, возрастанием роли духовно-нравственного воспитания личного состава флота, основанного на лучших морских традициях, обычаях и ритуалах;
  • в-третьих, определением роли и места духовенства Русской Православной Церкви в воспитательном процессе, направленном на формирование у военных моряков лучших духовно-православных качеств защитников морских рубежей Родины;
  • в-четвертых, необходимостью совершенствования деятельности органов военного управления в области воспитания подчиненного личного состава на основе исторического опыта;
  • в-пятых, актуальность исследования деятельности православного духовенства Морского ведомства России обуславливается процессом перехода отечественной исторической науки от формационного к цивилизационному подходу в оценке освещения и анализа событий российской истории. Цивилизационный подход предусматривает поиск точек соприкосновения в работе светских и церковных ученых, преодоление отчуждения между государством и церковью во имя общественного развития.

В рамках новых подходов к анализу исторического процесса возникает необходимость пересмотра ряда исторических и культурных ценностей, выработанных человечеством, в том числе религиозных источников (Библия, Евангелие), которые были положены в основу деятельности православного духовенства Морского ведомства России. Необходим объективный и критический анализ деятельности морских священнослужителей по духовно-нравственному воспитанию личного состава, по укреплению и распространению флотских традиций. Это должно способствовать формированию новых исторических взглядов и подходов к решению проблемы реформирования общества в целом и Вооруженных Сил, в частности.

Объектом исследования является процесс формирования и деятельности института православного духовенства Морского ведомства России.

Предмет исследования составляет деятельность православного духовенства Морского ведомства России, направленная на укрепление и распространение флотских традиций в среде моряков.

Говоря о хронологических рамках исследования, автором были учтены два обстоятельства. Во-первых, временные рамки изначально «заложены» в тему, а во-вторых, говоря о предпосылках создания института флотского духовенства, нельзя не выйти за пределы начальной даты его создания, что, прежде всего, преследует исследовательские цели.

Время создания института морских священнослужителей было выбрано неслучайно. События конца XVII - начала XVIII вв. были ознаменованы началом преобразующей деятельности великого самодержца Руси - Петра I, который наряду с реорганизацией внешнеполитической, экономической, социальной и духовной сфер жизни общества явился вдохновителем и создателем регулярных армии и флота России. Принимая в октябре 1696 года историческое решение о создании военного флота России, Боярская Дума и Петр I выдели в нем надежный инструмент для выхода к морям, омывающим страну, защиты торгового судоходства, охраны водных границ и отражения вооруженной агрессии с моря. Количественному росту молодого флота должен соответствовать качественный, то есть на флоте должны были служить люди духовно закаленные, преданные своей Родине, готовые не за страх, а за совесть защищать ее морские рубежи. Учитывая большую роль Русской Православной Церкви в духовной жизни русского народа, преобладающий характер православной веры на территории Руси в те времена, Петр I в апреле 1717 года принимает историческое повелевание о призыве на флот 39 священников. Интересен тот факт, что указанная дата рождения института православного духовенства флота была впервые зафиксирована церковным историком-исследователем протоиереем А. Смирновым в 1917 году. [1] С тех пор все, кто работает над данной проблематикой или касается ее в той или иной степени, ссылаются на труд А. Смирнова.

Исследуя основные исторические этапы развития православного духовенства Морского ведомства России, диссертант столкнулся с проблемой выбора основания. В качестве одного из них можно было взять за основу характер подчиненности флотского духовенства местным епархиальным властям. На начальной стадии своего создания и развития институт морских священнослужителей был отделен от епархиального руководства. Его проблемами всецело занималась Александро-Невская лавра. В этом была одна из особенностей, которая отличала его от армейского духовенства. Впоследствии, с ослаблением влияния лавры, флотские священники были переподчинены руководителям епархий, в проектах которых базировался флот. Лишь в эпоху реформ Павла I морское духовенство было вновь отделено от епархиального, что было связано с введением должности обер-полевого священника. [2]

Более перспективным и точным в описании событий диссертанту видится основание, связанное с этапами развития отечественного флота в дореволюционный период - парусным и броненосным. Анализ основных проблем, связанных с формированием и деятельностью института морских священнослужителей, в контексте развития флота, позволило добиться объективности, преемственности, наглядности.

Время окончания функционирования института флотских священников у некоторых исследователей ассоциируется с октябрем 1917 года, когда произошла Великая Октябрьская Социалистическая революция. Исследование архивных документов показало, что это произошло позже - решение было оформлено приказом по Морскому ведомствум N83 от 23 января 1918 года. [3] Дату данного приказа можно считать официальным окончанием деятельности православного духовенства на флоте.

[1] См.: Протоиерей А. Смирнов. Назначение священнослужителей на флот в царствование Петра I. // Вестник военного и морского духовенства. - 1914. - N21. - с. 738.

[2] См.: Ласкеев Ф. Историческая записка об управлении военным и морским духовенством за минувшее столетие. (1800-1900 гг.). - СПб., 1900. - с. 151.

[3] См.: РГА ВМФ, Ф. 417, оп.4, го 76, л.63.

Оглавление - След. стр. - Пред. стр.

Диссертационная работа капитана 2 ранга Кузнецова А.М., сотрудника Военного университета


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"