На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Православное воинство - Библиотека  

Версия для печати

Мироносицы ХХ века

Правда жизни

Мироносицы ХХ века Правда жизни

 

Этот очерк написан по благословению бла­женной памяти архимандрита Иннокентия, в недавнем прошлом одного из руководи­телей издательского отдела Московской Патриархии. «Надо спешить, — не раз говорил отец Иннокентий, — спешить со­брать свидетельства православных людей, чьими руками ковалась Победа Великой Отечественной. Из этих свидетельств сло­жится книга».

Смерть помешала осуществлению замысла, но я записывала, фиксировала. Отец архи­мандрит был прав: многих из тех, о ком здесь речь, сегодня нет уже среди нас. Но есть сви­детельства людей, кому обязаны Победой.

Эра Данилова

 

До Белозерья фронт докатился в сорок втором. Бои шли под Вытегрой, Лодейным Полем, Вознесением, в двухстах километрах от города Кириллова, в котором я тогда жил. Все взрослое мужское население наших мест билось с врагом на разных фронтах. Мой отец Виктор Парамонов в то время уже погиб под Москвой. Брат Евгений геройски пал под Сталинградом. Брат Юрий, инвалид войны, сражался в Прибалтике. Чуть постарше меня брат Евгений ковал победу на трудовом фронте в блокадном Ленинграде. Я, тогда четырнадцатилетний малец, вместе с мамой, ныне покойной, Феофанией Васильевной Парамоновой, работал в колхозе «Красный Кириллов» и учился в школе. По возрасту не воевал, но пришлось стать свидетелем настоящего боевого под­вига, совершаемого в прифронтовой полосе скромными церковными труженицами-монахинями бывших монастырей — Ферапонтова, Горицкого Воскресенс­кого, Леушинского Похвалы Божией Матери, Парфе­нова Неопалимой Купины, — сколько много они сделали для народной Победы!

Не год, и не два, а все четыре военных года неустан­но трудились для фронта духовные сестры. Сажали ого­роды и выращенную продукцию посылали в окопы на Северный фронт. Ходили по деревням, собирали у колхозников овечью шерсть и вязали на спицах и крюч­ками для солдат теплые вещи: рукавицы, носки, шарфы, жилеты; катали валенки. Собирали по дворам карто­фель, капусту, свеклу, морковь, сушили овощи на жаровнях в русских печах и отправляли в посылках на фронт. Их руками заготовлены и отправлены по адресам полевой почты десятки центнеров сушеной продукции.

Я помню, как в январе 1943 года моя мама, человек глубоко верующий, отвозила на фронт заготовленные и собранные монахинями лук, два мешка сушеного картофеля, мешок сушеной капусты и много вязаных вещем для бойцов и командиров. Все это она везла на чунках — так называются у нас ручные дровни или сани, пешком, по морозу, на расстояние в 200 километ­ров. Я помогал Божиим труженицам, как мог. В наш адрес приходило много писем с фронта, они и сейчас перед глазами, эти сложенные угольником, с сердечной благодарностью послания от бойцов и командиров.

Никого из сестер уже нет в живых, но мне бы хотелось назвать имена: бывшая игуменья Ферапонтова монастыря матушка Мартиниана, в миру Мария Цветкова, что стегала для фронта фуфайки; письмоводительница того же монастыря Самойлова Александра Яковлевна, что много шила и вышивала кисетов и выращивала на своем участке табак для солдат; старшая трапезы монахиня Маврикия; регент Ферапонтова монастыря Шубина Анна Александровна, монахиня Екатерина Лопаткина, бывшая казначея Горицкого монастыря, монахиня Викторина, в миру Фаина Викторовна Смирнова, монахиня Антония, в миру Анна Александровна, Мария Иаковлевна Второва и Алевтина Васильевна Елова, что выхаживали раненых в качестве медицинских сестер...

Особенно много трудилась для фронта монахиня Ферапонтова монастыря Гавриила (Глафира Платонов­на Ванюшонкова). Она руководила всеми работами, под её началом находилось около шестидесяти монахинь. В деревне Кнутово, где она жила, имела небольшую пасеку и отдавала весь мед проходившим через Кириллов воинским частям.

Когда наши войска освободили за Вытегрой Воз­несение и Подпорожье, крепко пострадавшие за время оккупации, — на месте бывших домов стояли только печные трубы — мы с матушкой Гавриилой повезли освобожденным жителям муку — мешок гороховой и два житной. Помню, голодных людей так много, что муку мы раздавали им стаканами.

Неисчислимы были бедствия людей в те годы, но велики были и проявление духовных качеств верующего человека. Так, настоятель нашего храма Покрова Божией Матери протоиерей Павел Иванович Никитин много ценностей собрал и передал в фонд обороны от общины и от себя лично. А когда в Кирилловский детский дом привезли детей из Ленинграда, он свалял им всем теплые валенки. Я сам видел, как шел однажды мимо детского дома отец Павел и как, увидав его из окна, выбежали на улицу в новых валенках дети и, в знак благодарности, бросились ему на шею, целовали гладили бороду.

В церкви Иоакима и Анны в селе Носовском отец Павел Орнатский и бывшая насельница Пар­фенова монастыря, Председатель общины Надежда Николаевна Петровская за большие пожертвования для фронта удостоены благодарственной телеграммы от И.В. Сталина. Телеграмма хранится в Череповецком музее.

1991 год

Блаженной памяти протоиерей Валентин Парамонов, бывший настоятелем Воскресенского храма на Ваганьковском кладбище г. Москвы


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"