На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Архитектура  
Версия для печати

Честь имею!

К проблеме восстановления храма св. Николы Стрелецкого

Слово о создателях.

"А лепо ны было, братье, поискати отецъ своихъ и дедъ своихъ пути и своей чести".
Князь Мстислав Киевский, XII в.

В середине ХVI века царь Иван Грозный создал стрелецкие войска, вооруженные "огненным боем": ружьями-мушкетами, пушками. Организованные в сотни, а полки до 1000 человек, войска были полунаемными. Помимо получения хлебного и денежного жалования, стрельцам разрешалось торговать, заниматься ремеслами, даже сельским хозяйством. У них были семьи, имелись дворы, избы, огороды, лавки на торговищах…

В Москве стрельцы были расселены слободами снаружи Окольного дерево-земляного города, существовавшего с XIV века по трассе нынешнего Бульварного кольца. Каждая слобода группировалась возле Братского двора-плаца с Приказной съезжей избой, караулкой, стрелецкой церковью, родовым кладбищем (стрельцы служили до старости, должность их была наследственной).

Среди стрелецких войск Иван Грозный создал особый Стремяный полк, который всюду сопровождал государя, всегда находился при его "стремени" (гвардия). В ХVIV веке, когда в Москве числилось до 20 000 стрельцов, при царях было даже два-три Стремяных полка. Стрельцы этих полков жили в самом центре Москвы, в основном, возле Кремля за Неглинной. Напротив Боровицкого моста у них появился храм во имя св. Николы Чудотворца с кладбищем. Рядом с Николой Стрелецким возникли также богадельни-больницы для престарелых больных и нищих стрельцов. Храму и богадельням покровительствовала царская семья, раздавая им по праздникам деньги и подарки.

Храм упоминается с 1623 года, в 1657 он назван "каменным", а его кладбище - "тесным". В 1680-83 гг. храм полностью перестраивается стрельцами, получив два придела: Богоявления Господня и св. Евстафия Плакиды (позднее - Покрова Богородицы). Церковь освящал патриарх Иоаким. В приходе числилось до 210 дворов. Судя по знаменательному местоположению около Кремля и принадлежности к воинским "элитным частям", храм св. Николы Стрелецкого был "общевойсковой святыней" русской армии.

Стрелецкие полки просуществовали 150 лет и на рубеже ХVII-ХVIII вв. были заменены полками солдатскими (солдаты не были семейными и рекрутировались на 25 лет). В Москве царь Петр I ликвидировал стрелецкие формирования после мятежа 1698 года. Часть их была казнена, часть сослана в Сибирь, остальные стрельцы распущены по другим городам вместе с семьями.

Опустевшие московские стрелецкие слободы заселили мещане, купцы, ремесленники. После переезда царя и правительства в Петербург, храм св. Николы Стрелецкого обнищал (в 1716 году в его приходе числилось всего 4 двора) и "держался" на подаяниях "от приходящих людей". В 1812 году был разграблен и сожжен при нашествии Наполеона. Однако после этого был восстановлен и потом несколько раз достраивался и ремонтировался городом.

Архитектура храма была примечательной. В средней главной его части до XX века сохранялись формы храма ХVII века. Его в три яруса венчала горка островерхих кокошников и пятиглавие с золотыми крестами (всего на храме было 9 глав). Островерхие кокошники в виде языков пламени символизировали огненные небесные силы: херувимов, серафимов, ангелов. На них, как на огненном престоле, находился "Сидящий на херувимех" - Глава церкви. Оттого-то в конце ХVI-ХVII веках множество храмов Москвы, особенно стрелецких, получили островерхие кокошники - символизировавшие огненное небесное воинство.

Храм св. Николы Стрелецкого был цветной, ярко раскрашенный, наподобие ныне восстановленного Казанского собора. Рядом стояла шатровая колокольня. Он был главным украшением Боровицкой площади, на которой собирались и строились стрельцы Стремяных полков. Он входил в священное ожерелье храмов и часовен, окружавших ныне Златоглавый Кремль. Так служители церкви св. Николы Стрелецкого сначала присматривали за лампадой иконы над Боровицкими воротами Кремля, а позднее и за часовней-храмом возле ворот, - точно также как служители храма св. Василия Блаженного присматривали за лампадой у иконы св. Спаса и двумя часовнями возле Спасских ворот, а служители Казанского собора - за лампадой иконы св. Николы Чудотворца Можайского и двумя часовнями у Никольских ворот Кремля.

В этой связи, интересно отметить, что над южным входом в храм св. Николы Стрелецкого тоже находился в киоте под карнизом образ св. Николы Можайского с мечом и храмом в руках.

 

Честное слово о разрушителях.

"Не доверяй чужеродником своея чести. Да не наполнят чужницы твоих сил.
Иначе труды твои скажутся в чужем дому, А ты будешь издыхать напоследку"

Притча Соломона, 5:9-10 (по древнему переводу).

 

Как только они постигали грамоту, то начинали осваивать мудрость самой ветхой священной книги своих предков. Тексты были простыми, а смысл проникал в самую душу, крепко ложась там на всю оставшуюся жизнь. Подобного не было ни в каких священных книгах других племен и народов.

"Вот постановления и законы, которые вы должны стараться исполнять на земле, которую Господь Бог отцов твоих дает тебе во владение во все дни, которые вы будете жить на земле. Истребите все места, где народы, которыми вы овладеете, служили богам своим на высоких горах, и на холмах, и под всяким деревом; и разрушьте жертвенники их, и сокрушите столпы их, и сожгите огнем рощи их, и разбейте истуканы богов их, и истребите имя их от места того" (Ветхий завет. Второзаконие, XII, 1-3).

Знание закреплялось затем другой "священнсй", но уже более "крутой" книгой, где очевидно растолковывалось "Первозаконие". "Доброе дело, чтобы храмы акумов,.. каждый... старался уничтожать и сожигать,.. всякий храм акумов искоренять и, во всяком случае, называть постыдными именами" (Талмуд. Закон 64. Постыдное имя, например, - "новодел").

Нет мира, - жизнь это борьба! Нет дружбы народов, - есть ненависть и вражда! Нет любви, - есть...идеология, а в идеологии нет компромиссов! И вот - две революции в России: первая - масонов, вторая - большевиков, бунда, эсеров...

Как только весть о втором правительственном перевороте в октябре 1917 года достигла Москвы, промеждународные борцы за свою свободу, равенство и братство установили на окраине древнерусской столицы артиллерию. Гениальный астроном Штеренберг взялся корректировать стрельбу по Кремлю, "чтобы не нанести вреда его святыням". А профессор консерватории Гольденвейзер вооружил со своего подпольного склада стрелковым оружием чуть не целый батальон интернационалистов.

Артиллерийская канонада сопровождалась трескотней со всех сторон пулеметных и ружейных выстрелов распропагандированных солдат и сознательных рабочих-пролетариев. Снаряды попали в Успенский собор, патриаршую Ризницу, церкви. 12 Апостолов, Петра и Павла Николаевского дворца, монастырь Чуда Архангела Михаила, Спасскую и Беклемишевскую башни... Охранявшие Кремль юнкера Временного правительства, пожалев расстреливаемые святыни, решили сдать его революционерам, - за что сами наивные юноши все были расстреляны ими.

Выросшие еще до революции, а после нее "овладевшие народами" России, марксистско-ленинские идеологи, комиссары, чекисты (Маркс -внук раввина, Ленин - правнук раввина) хорошо знали, как применять свои родовые законы. Ведь грабить и разрушать - не созидать и строить. "Но чтобы делу дать законный вид и толк" народам России нужны были хотя бы лукавые объяснения.

Причиной для тотального грабежа России избрали "подвернувшийся" в 1922 году голод в Поволжье, во многом провокационно усиленный до каннибализма "народной властью". Воспользовавшись им, Ленин объявил кампанию по изъятию церковных ценностей в Москве и по всей стране якобы в пользу голодающих (фактически помощи почти не было оказано).

Процесс изъятия многовековых богатств из церквей и монастырей возглавлял Троцкий (Бронштейн). Золота, серебра, драгоценностей выгребли на миллиарды, триллионы рублей. Цивилизованная Европа прекратила междоусобную войну и притихла, поскольку на ее рынки и аукционы потекли по дешевке из Торгсина Троцкого награбленные многовековые богатства Русской цивилизации (а французам, японцам, американцам попал золотой запас России, до сих пор "работающий" на их обогащение).

Причиной для уничтожения храмов России была опять же марксистско-ленинская идеология. Богоборческая власть развернула тоже тотальную войну, в основном, с православно-христианской религией. Оголтело кричали о "религиозном мракобесии". Сколотили "Союз воинствующих безбожников", который возглавлял марксист-талмудист с примечательной фамилией Тубельман". Оказывавших сопротивление грабежу и разрушению храмов священников расстреливали сотнями и тысячами.

В Москве из 800 храмов были взорваны или разобраны около 500, остальные - приспособлены под клубы, склады, конторы, коммуналки... При этом с храмов, уродуя их облик, сбрасывали главы, колокола, позолоченные кресты. Погром Златоглавой Священной Москвы уже в 20-30 годы был почти полный (не путать с жильем и трущобами).

В такой ситуации в 1922 году ограбили, а в 1932 году разобрали древнюю церковь св. Николы Стрелецкого на Боровицкой площади перед Кремлем - главный воинский храм-памятник Российской армии в Москве. Был окончательно ликвидирован и двор-погост с древним воинским кладбищем. На их месте до сего дня – пустырь.

 

О воссоздании гвардейской святыни.

"Чтоб враги... не могли землю нашу пусту и беспамятну учинить"
Из Призывной грамоты князя Дмитрия Пожарского.

 

В воплях с необходимости разрушать церкви использовался определенный подлог. В древней Москве не ставили египетских обелисков, греческих стел и мавзолеев, римских триумфальных арок и статуй полководцам. Все героические или бедственные события отмечались постановкой церквей и часовен. В них древние примечательные события ежегодно отмечались всем народом памятными службами и молитвами. Цепочки событий русской истории, выдающиеся люди этих событий не исчезали из народной памяти. Каждый день в Москве где-нибудь отмечались такие события.

Таким образом, каждое новое поколение русских ладей, москвичей вырастало духовно здоровым, преданным Родине. Это наглядно показала Великая Отечественная война с фашизмом Европы. "Наполненная" за много веков храмами-памятниками древнерусская столица вся представала величайшим Священным городом-памятником Русского народа.

Католический иезуит Поссевино заметил в Москве ХVI века еще одно - "эстетическое" явление. "Все было окружено зданиями церквей, которые, по-видимому, воздвигнуты скорее для украшения города, так как в большей части почти целый год заперты". Конечно, иезуит мог не догадываться, что перед ним стояли храмы-памятники и для поминовения каких событий такие памятники ставились. Но он воочию видел другое: храмы украшали Москву и ставились еще, как мы можем сегодня уточнить, для градостроительно-символической надобности.

Златоглавая Москва являлась символом Золотого Небесного Града, созданного Творцом. Этот символ был проявлен: и градоподсбным храмом-престолом Святой Троицы на Рву (Покрова на Рву, Василия Блаженного), и сотнями "огненных храмов" по всему городу, и 12 воротами Скородома (наподобие 12 ворот Небесного Града)... А еще по глубоко-христианскому воззрению любой храм, его престол, кладбище вокруг охраняет особый ангел. Он не уйдет от них до Судного дня, даже если храм насильно разрушат, ликвидируют престол, исчезнут намогильные кресты над останками христиан. В этой связи нелишне напомнить, что ангелы-хранители, возможно, присутствуют на всех местах разрушенных храмов и разоренных погостов древней Москвы, а древний Священный город - "населен" такими ангелами. Поэтому о каждом месте его святынь нужно помнить и мыслить по-особому.

На месте храма св. Николы Стрелецкого против Боровицких ворот Кремля витает дух не престо ангела-хранителя, но ангела-воина из небесного воинства Михаила Архангела. Возможно, его способен увидеть какой-нибудь ясновидящий духовидец. Грозный небесный страж тоже не уйдет со своего поста до Судного дня, даже если забытый людьми погост древних Стремяных полков отдадут ныне под строительство музея, торговых лавок, даже конторы-небоскреба. Бесспорно лишь, что судьба таких объектов, их насельников будет непредсказуемой и незавидной.

***

С призывом о воссоздании храма-памятника кажется нет смысла обращаться к Верховному Главнокомандующему Российской армии и министру Обороны, поскольку на них сегодня - гражданские пиджаки. К тому же в Министерстве Обороны очевидно никто ничего не знает о былом существовании возле Кремля древней уникальной воинской Святыни Российской армии. Можно казалось бы обратиться с призывом о том же к хозяину участка Святыни - Московскому правительству. Но оно уже продало землю церкви св. Николы Стрелецкого за 30 тыс. евро серебром под строительство "офисов" для "шила" и для "мыла". Есть еще Патриархия, но она вообще отказывается от воссоздания храма по причине его нерентабельности, ожидаемой неокупаемости из-за близости к храму Христа Спасителя (как говорится - "Бог ей Судия").

С призывом о помощи в возрождении воинского памятника-символа остается обратиться лишь к народу, ветеранам войн, ныне служащим солдатам, офицерам, генералам... Ведь как писал московский митрополит Филарет: "Памятник есть безмолвный проповедник, который в некотором отношении может быть превосходнее говорящего, потому что не прекращает порученной ему проповеди и, таким образом, она доходит до целого народа и до многих последовательных родов".

Геннадий Мокеев, б. ст. лейтенант БТ и MB, академик Академии Архитектурного Наследия


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"