На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Архитектура  
Версия для печати

Плесковичи, псковичи и скобари

Исследование

ПсковГорожане Пскова всегда интересовались не только временем возникновения своего города, но и самоназваниями его жителей в разные времена. Еще в древности сочинили общеизвестную легенду об "основательнице" города киевской княгине Ольге (X век). Но уже псковский летописец в XIV веке откровенно писал: "А о Плескове-граде от летописания не обретается воспомянуто, от кого создан бысть и которыми людьми, токмо уведомехом, яко бысть уже в то время, как наехали князи Рюрик з братиею из Варяг во Словени княжити" (IX век и ранее). Так время основания Пскова признавалось неведомым.

Некоторые историки считали, что имя города произошло от перевода на русский лад чудского имени реки "Pichkwa" (Пихква) -- гнилая вода. Ныне выдвинута гипотеза, что русское название реки Пскова было изначальным, поскольку у реки Ловати под Новгородом один из рукавов ее устья тоже носил имя "Пскова". Аналог -- прямой, но неизвестно время появления речных имен.

Археологи любят рассуждать об именах города и рек. Но только «армянское радио» могло сообщить сенсацию, что на глубине более 10 м от поверхности земли их археологи нашли надпись на камне, кажется, XI века до нашей эры с именем закладки крепости Эребуни (Еревана). А у нас истина -- в лингвистике, в письменных источниках, летописях.

 

Плесков и плесковичи

 

Выше уже отмечалось, что еще в XIV веке псковский летописец назвал имя раннего города -- "Плесков". Так поначалу называли город все русские люди, что можно видеть по летописным записям. Под 1036 г. -- "Судислава всади в поруб в Плескове в темницу" (кстати, Плесковым называлось село возле костромского города Судиславля). 1138 г. -- Всеволод после кончины "положен бысть в Плескове" (ПСРЛ,II, Ипат.); 1168 г. -- "ходиша новгородцы с пльсковичи к Полотьску" (Новг.); 1176 г. -- "приходиша вся Чудьская земля к Пльскову и бишася с ними" (Новг.); 1183 г. -- "бишася пльсковици с литвою и много ся издея зла пльсковицем" (Новг.); 1190 г. -- "избиша плесковици чудь поморскую" (Новг.); 1218г. -- "литва...пожгоша Плесков" (Пск.-Пог.); 1228 г. -- "слышавше пльсковици. ..затворишася в городе"(Новг.); 1298 г. -- "изгониша немцу Плесков и много зла створиша"...

Имя "Плесков" едва ли произведено от плеска вод тихой Псковы. Все было иначе. Посмотрим по словарю древнерусского языка Срезневского, что означало в древности "плескание":

-- это радость, торжество: "И начаша eфиопи плескати.." (Пролог, XIII в.),

обычно выражались рукоплесканиями (ныне -- аплодисменты);

-- один из языческих брачных обрядов: "Не бывают на простых людех благословения венчания, но бояре токмо и князи венчаются, простым же людем яко именем и плесканием разум даем" (Ио. митроп. Прав.);

-- игры: "Игумени и попы възбраняют вам от игрищ неподобных диавольских, от плескания: зане тая игрища неподобственная, еллинская суть" (Грам. митр. Фотия псковичам, 1425 г.);

-- бряцание на музыкальных инструментах: "не подобает брак плескати, ни плясати"(Ряз. Корм.,1284 г.).

А вот из послания XV в. игумена Елеазаровой пустыни Памфила в Псков к празднику Иоанна Предтечи 24 июня: "Егда бо приидет самый праздник, … тогда во святую то нощь мало не весь град возмятется, и в селах възбесятца в бубны, и в сопели, и гудением струнным, и всякими неподобными игранми сотонинскими, плесканием и плясанием, женам же и девам и главами киванием, и устнами их неприязнен клич, вся скверные бесовские песни, и хрептом их вихляниа, и ногами их скакание и топта-ниа..." (Пск. лет., с.90).

В Стоглаве XVI века записано: "Сходятца мужие и жены и девицы на нощное плещование, и на бесчинный говор, и на бесовские песни, и на плясание, и на скакание..."

Применительно к древнейшему Плескову можно сказать, что словенское поселение-град появилось здесь где-то в VI веке в качестве культового центра языческого бога Траяна-Триглава, пришедших сюда западных словен. Это были кривичи: выходцы частью от вагров, которых называли вагрягами или варягами (наподобие слов бродяги, бедняги, скряги, сутяги...), частью от щетиниц -- поморян Щецина (где главным был бог Траян-Триглав),

В Плескове изначально отмечались языческими игрищами, плесканиями и плясками праздники богу Траяну, свадьбы и другие обще племенные торжества и радостные события. С приходом христианства и по принципу "вышибания клина клином", Троян был заменен Троицей, а "земля Трояня" стала "землей Святой Троицы". Здесь причина того, что Троицкий собор в Плескове оказался единственным на Руси собором с "троицким" посвящением среди крупных городов Руси.

 

Псков и псковичи

 

Для смены имен всегда должна быть причина. Здесь их было две. С принятием христианства языческие ритуальные плескания и пляски были официально прекращены. Старое имя не совсем стало соответствовать сути нового культового центра, хотя оно и продержалось "по инерции" до XIII века. Но в самом городе появился еще объект, будирующий смену названий.

В Х веке (по данным С. Таракановой) крепость города была обложена камнем. На приступе в междуречьи Великой и Пльсковы появился мощный, высотой более 20 м каменный вал -- Перси, сложенный либо насухо, либо на глиняном растворе. Слово "перси" означало грудь человека, коня, города. В Новгородской летописи под 1065 годом появилась запись: "Князь Всеслав Полотьскыи был оу Перьсково ратию и Перси бил пороки" (Новг., 4 лет, 1915, с.148, сн. д, XV век).

Плесков стал Перьсковjм или Прьсковом, то есть городом с каменным панцирем на груди. Имя "Плесков" и как противоречащее христианству и при новом образе города-воина стало "неустойчивым" и закачалось на

пути к простому, но внутренне бессмысленному имени "Псков" (Плесков -- Перьсков -- Прьсков -- Псков). Это "качание" закончилось к XIII веку и повсеместно стал известен только Псков.

А вот термин "псковичи" получил чудесное смысловое наполнение

в словах святого князя Довмонта: "Братья мужи псковичи: кто стар -- тот отец, а кто млад – то и брат; потягнем за Святую Троицу!" "Потягнем" – это не просто "потянем", потому что "тягло" здесь перед битвами разумеется как предельное напряжение воинов к границе славы, смерти или жизни. "Псковичи", следовательно, это жители Пскова, которые всю жинь готовы "потянуть за Святую Троицу".

 

Скобари

 

Слово появилось еще в начале ХV века в таком виде: "Прииде местер (магистр) со всею силою немецкою и с литвою... и ходяче по Скопской волости неделю" (Пск. Лет.). "Скобарь" произошло от "скопского" жителя волости. В ХVIII веке из Пскова было очевидно налажено снабжение строящегося Петербурга изделиями кузнечного дела: прутами, гвоздями, скобами... Скопские и стали скобарями.

В XIX веке появилось еще слово "псковитяне" (опера "Псковитянка", перевод в 1867 году Истории Моск. кн. Петра Петрея и др.). Но это -- "интеллигентское" заимствование от чужеродных слов (израильтяне, моавитяне, критяне, афиняне, римляне) никакого истинного отношения к Пскову не имело.

Сегодня термин "скобарь" снова всплыл в двух смысловых оттенках: либо как презрительно-ругательный, либо как кондово-горделивый. В "материалистическом" смысле он обозначает жителя Пскова и Псковщины "гребущего под себя все и отовсюду", а в духовном "не ведающего что творит" в итоге.

Геннадий Мокеев


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"