На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Архитектура  
Версия для печати

Судьба Златоглавой Священной Москвы

Часть пятая. Возрождение

"Чтоб враги наши не могли...землю

нашу пусту и беспамятну учинить"

Из призывной грамоты Д. Пожарского

При Советской власти население Москвы увеличилось с I,5 млн. до 8 млн. жителей. Соответственно и город разросся во все стороны, а около его центра появилось несколько "сталинских высоток". Много хвалебного написано о Москве Социалистической, которая в XXI веке должна была превратиться в Москву Коммунистическую. Но данная статья посвящена древней Златоглавой, Священной Москве. А она должна была в XXI веке исчезнуть с лица земли (за исключением полуразрушенного Кремля). Любовь к ней и столкнулась в XX, XXI веках с ненавистью.

Нечистые силы громили Священную Москву почти 50 лет. По подсчетам П. Паламарчука были полностью разрушены и исчезли 433 храма и 66 часовен, снесены сотни древних палат, гражданских зданий, разорены на кладбищах тысячи могил москвичей, даже захоронения выдающихся русских людей. Чудовищное преступление против Древней Москвы, против России сопоставимо лишь с другим жутким преступлением — физическим уничтожением миллионов россиян, тысяч москвичей, включая священнослужителей. Слишком дорого обошлось русскому народу равнение на навязанный ему марксистский миф. В сущности это был грандиозный погром Русской цивилизации и он еще не закончился до сих пор.

Погибших не вернуть. А вот в отношении древнерусской столицы логично поставить вопрос: "Можно ли возродить Златоглавый Священный город?" — самое ценное, что осталось у русского народа из древнего культурного, духовного национального наследия после грандиозного погрома. Понятно, что на это потребуются бессчетные средства и не менее века времени, а главное — добрая воля самих русских людей. Ставя такую сверхпроблему, ее сразу же необходимо делить на две.

Проблема N1 реставрация полуразрушенных и восстановление полностью разрушенных памятников архитектуры, истории, культуры, а также регенерация памятников градостроительного искусства: планировочных, композиционных, символических. Дело это ныне осложнено. На пути практического решения этой "национально-патриотической" проблемы стоят интернациональные разбойники "варварского российского капитализма".

Проблема N 2 — органичного существования Златоглавой Священной Москвы в центре все растущей огромной Московской агломерации. Проблема тоже осложнена, но совсем другой, транспортной проблемой. Агломерация имеет "воронкообразный" план с 15 ярко выраженными радиальными проспектами (транспортными потоками), готовыми, как пушки, насквозь "прострелить" древний город со всех сторон. Даже после устройства третьего разгрузочного транспортного кольца закупорка центра будет ослаблена лишь на короткий срок. Грандиозная "пробка агломерации" вскоре восстановится, потому что не изменяется "воронкообразный" план растущего города-гиганта.

Конечно, статья, поднимающая для XXI века эти сложные градостроительные, социальные, идеологические проблемы носит постановочный характер. Причем, в идеологии, например, нет компромиссов.

 

О будущем Священной Москвы

"Кровь — путь кажет".

Древнерусская пословица

Кому нужна уникальнейшая градостроительная святыня в центре Московской агломерации? Конечно нам, русскому народу, Святой Руси, России. Святыня эта — одна из главных материальных и духовных опор Русской цивилизации. А врагов у Русской цивилизации, всегда готовых ее обрушить, было и есть более чем достаточно.

Кто же сейчас решает градостроительные проблемы Москвы, точнее проблему будущего Священной Москвы? По отношению к процессу восстановления, утраченных древних памятников русской архитектуры, истории, культуры или даже их частей в полуразрушенных памятниках ныне бытует два контрастных мнения: "за" и "против". Каждое мнение имеет свои доводы, причем от них зависит, куда практически необходимо двигаться.

Противники восстановления опираются на "археологию" — материальную культуру, и рекомендуют беречь руины, камни..., а в "правовом" отношении они руководствуются рядом документов рекомендательного характера, но применяют их нередко как законодательного.

Так суть Венецианской хартии еврореставраторов может быть сведена к фразе: "Оставьте все как есть". Самое большее, что они позволяют, это поднять наверх то, что когда-то упало вниз (метод "анастилоза"). Понятно, что речь здесь идет о гранитных, мраморных руинах. К нашему случаю это конечно не подходит, так как от памятников древней Москвы во множестве остались одни фундаменты.

Однако если недавно памятники разрушали, а сейчас сковывают руки, не позволяя их восстанавливать, то весь этот итоговый "нуль" кому-то нужен? Тут необходимо присмотреться к самим советникам — противникам возрождения наших памятников.

Разрушение святынь Москвы было делом идеологическим и велось умышленно по инициативе богоборческой власти. Советское правительство в 20-30 годах, — это уже для всех не секрет, — почти сплошь состояло из интернационалистов марксистов-ленинцев (Маркс — сын раввина, Ленин — внук раввина). И если правда, что "кровь кажет путь", то легко объяснить "погромный путь" этих богоборцев по всей России и Москве.

"Вот постановления и законы, которые вы должны стараться исполнить на земле, которую Господь Бог отцов твоих дает тебе во владение во все дни, которые вы будете жить на земле. Истребите все места, где народы, которыми вы овладеете, служили богам своим на высоких горах, и на холмах, и под всяким деревом; и разрушьте жертвенники их, и сокрушите столпы их, и сожгите огнем рощи их, и разбейте истуканы богов их, и истребите имя их от места того (Ветхий Завет, Второзаконие, ХII, 1-3). Отсюда очевидно и возникли результаты уничтожения в Москве 500 храмов и часовен. Таково же и уточнение талмудистов:

"Доброе дело, чтобы храмы акумов.., каждый… старался уничтожить и сожигать… всякий храм акумов искоренять и, во всяком случае, называть постыдными именами" (Талмуд, Закон 64). Одним из таких "постыдных имен" служит запущенное ныне в оборот слово "новодел''. Обзывают им пренебрежительно все, что возрождается: храм Христа Спасителя, Казанский собор, Иверские Воскресенские ворота и др. Слово, кстати, указывает не на духовную суть памятника (память о чем-то), а опять на "материальную культуру".

Сторонники восстановления опираются не на камни и кирпичи построек, которые почти всегда были заштукатурены и не видны, и даже не на штукатурку, которая всегда была закрашена. Опора осуществляется на архитектурную форму, облик памятника, его символику-содержание. Это и есть главное в памятнике!

Если вы спросите архитектора, что он проектирует, над чем творчески мучается, то получите ответ: "сочиняет форму", — ведь все постройки в мире отличаются друг от друга формами, образами, содержанием (функциональным, символическим) в комплексе.

На Русском Севере крестьяне почти всегда просили мастеров-плотников при реставрации состарившегося деревянного храма, чтобы после его "раскатки" и замены гнилых бревен, были восстановлены прежний облик храма, конструкции и украшения. Они, крестьяне, понимали, что главным в храме являлись архитектурные формы, облик, образ, а не бревна. Кстати, в Японии деревянные храмы заменяют их точными копиями по традиции каждые 23-25 лет. Если бы этой мудростью руководствовались наши реставраторы, а не следовали запретам талмудистов, то не подвесили бы уникальный деревянный Кижский собор на металлические подпоры-костыли внутри храма, уничтожив его не менее уникальный интерьер.

П.Д. Барановский, патриарх нашей реставрации, говорил, например, о каменных стенах и башнях Пскова: "Если их постоянно не поддерживать починками, ремонтами, то все превратится в "кисель", так как псковский доломитовый известняк "камень слабый" и не идет ни в какое сравнение с гранитом или мрамором, из чего строили свои здания и сооружения древние греки или римляне..."

Не все знают, как сильно "перелицованы" кирпичные стены ХV века Московского Кремля. А его южная стена и башни восстановлены заново в начале XIX века, когда были сначала разобраны для строительства Баженовского Кремлевского дворца. Везде сохраняли и сохраняют главное: архитектурные формы, облик, образ.

"Памятник есть безмолвный проповедник, который в некотором отношении может быть превосходнее говорящего, потому что не прекращает порученной ему проповеди и, таким образом, она доходит до целого народа и до многих последовательных родов" (Московский митрополит Филарет).

Причем здесь "новодел"? Памятник ставится историческим событиям и если разрушен врагами, его следует восстановить ради его священной Проповеди. К примеру, "новодельный" Казанский собор не только снова обрел уникальные свои формы ХVII века (разрушенного в 1936 году собора), его "проповедь" возросла втрое. Теперь он "рассказывает" не только об освобождении Москвы от "наезда" католиков в 1612 году ополчением Минина и Пожарского, он "сообщает" теперь с своих разрушителях, затем о восстановителях. А что храм-памятник снова украсил Красную площадь как недостающее звено ее уникального градостроительного ансамбля — это ныне бесспорно.

И вот здесь уместно напомнить, что древние храмы Москвы возводились не только как церкви, и даже как храмы-памятники. Католический иезуит А. Поссевино записал: "Все было окружено зданиями церквей, которые по-видимому воздвигнуты скорее для украшения города, так как в большей части почти целый год заперты". Конечно, иезуит мог не знать, что перед ним стояли храмы-памятники и для поминовения каких событий эти памятники ставились. Но он воочию видел другое: храмы украшали Москву и ставились, как мы можем еще добавить, для градостроительно-символической надобности.

Итак, храмы Москвы Священной следует восстанавливать не просто как церкви, но как памятники истории и культуры, как памятники ушедшей русской архитектуры, наконец, для красоты города!

О регенерации памятников градостроительного искусства — разговор особый, требующий профессиональной подготовки, и начинать его здесь нецелесообразно из-за сложности специфических проблем. Но одну из главных градостроительных тем следует выделить.

 

О восстановлении Златоглавой Москвы

"На сем месте созиждется град превелик,

и распространится царствие треугольное, и

в нем умножатся разных орд люди..."

Легенда "О зачале царствующаго града Москвы".

Для восстановления в XXI веке Златоглавой Священней Москвы необходимо в центре агломерации проводить два противоположных градостроительных процесса.

Первый — восстанавливать по древнему центру (2% территории современной Москвы) златоглавие и златовершие, как традиционное украшение этого центра. Причем не только на реставрированных и возрожденных храмах-памятниках для церковных служб, для памятных служб и праздников в честь выдающихся событий русской истории и для красоты города. Златоглавая Священная Москва должна быть восстановлена как уникальнейший памятник русского градостроительного искусства, как символ Золотого Небесного Града, созданного Творцом. "Густота" золота может быть усилена "златовершием" новых зданий. Второй процесс — постепенный снос высоких и высотных домов в центре по мере их старения, истечения амортизационного срока, во избежание их обрушения. Этажность новых зданий на их местах следует понижать до 2-3 этажей, чтобы они не портили вида Златоглавого города.

По прошествии обоих процессов к концу XXI века в середине грандиозной Московской агломерации снова, как это было не paз, спокойно и "безболезненно" возродится сверкающая золотом Священная Москва!

Но чтобы все это осуществилось и вечно существовало, необходимо решить сверхтяжелую транспортную проблему Москвы — ликвидировать в центре мощный транспортно-развязочный узел, в который заведены с 1935 года 15 проспектов-радиусов. А для этого требуется программная проектная идея новой планировочной системы Московской агломерации, даже районной планировки всей Московской области, по которой продвигалось бы дальнейшее развитие-трансформация Московского мегаполиса.

Такая проектная идея перепланировки столицы была предложена в 1987 году группой архитекторов-градостроителей (Г.Я. Мокеев — руководитель, В.А. Виноградов, А.Б. Тренин) на конкурсе проектов-идей развития Москвы, Московской области и архитектурно-планировочной организации центральной части города (закрытый конкурс проводился ГлавАПУ Москвы). Авторы назвали свою идею "Новая концепция трехнаправленного развития Москвы". Конкурсный проект получил призовое место и был единственным по своим целям из 15 проектов-идей ведущих проектных организаций страны

В этом проекте-идее было две взаимосвязанные цели. Первая — как раз освобождение исторического центра от транспортоворота (с оздоровлением среды), вторая цель — восстановление архитектурно-градостроительных ценностей Москвы, в частности ее златоглавия. И все это с гарантией нормального существования, функционирования всего Исторического центра в будущем (6% территории), даже если численность жителей агломерации в XXI веке возрастет до 15-20 млн.

Здесь только в общем виде, на элементарном уровне можно объяснить суть предложенного, проекта-идеи трехнаправленного развития столицы, — изложение "принципа", не больше и не глубже.

Для того, чтобы уже в ближайшие годы ослабить давление транспорта на центр, а затем вообще снять его в будущем, необходимо после строительства третьего транспортного кольца как можно быстрее создать три скоростные хорты-магистрали в виде треугольника, охватывающего кольцо и пересекающие весь город из конца в конец. Причем нынешнее и дальнейшее городское строительство сосредоточить на вершинах треугольника на и за МКАД, с выносом туда же в "городские приросты" трех новых подцентров столицы-агломерации. Следует заметить, что три "жилых прироста" за МКАД фактически уже есть.

Сколько бы город не увеличивался в будущем в этих приростах на вершинах хордового треугольника (допустим до 15-30 млн. жителей), скоростные хорды "не позволят" уничтожать центр сквозными транспортными потоками и связями — он всегда будет оставаться во внутритреугольной нейтральной от перегрузок зоне. Треугольник хорд будет как бы "высасывать" транспорт из центра, создавать там "транспортный вакуум". В этом отношении треугольник — уникален.

Чтобы город не рос центробежно во все стороны в дальнейшем, а только по вершинам треугольника, необходимо создать на МКАДе против "стенок" хордового треугольника (между городскими приростами} нежилые зоны парков и лесопарков. К счастью, их почти не нужно создавать заново. Так на С-В Москвы существует лесопарк Лосиный остров, перед которым, как форпосты, выдвинуты к центру города парки Измайловский, Сокольники, Ботанический сад, ВДНХ. Это система "зеленого клина" полностью существует в натуре. Существуют и цепочки парков на входе Москвы-реки в город и на ее выходе. Остается в будущем объединить их в системы Верхнего и Нижнего зеленых клиньев, развив лесопарковые приречные массивы из Серебряноборского и Царицынского парков.

Вот элементарная идея и схема трехнаправленного развития Московской агломерации на будущее. Углубляя объяснение новой концепции, можно здесь добавить еще следующее.

— Хотя концепция говорит о трехнаправленном развитии, это не следует понимать как сразу же большое увеличение города. Развитие можно понимать и как трансформацию, перестройку городского организма в "Магический треугольник".

— Для окончательного снятия давления транспорта на центр, даже устройства там "транспортного вакуума", к трем приростам могут быть проложены в дальнейшем новые транспортные хорды, дублирующие первый хордовый треугольник. Эти хорды-дороги (скоростные автобаны-дороги) "раздробят" радиальную систему улиц-проспектов и станут основой трех "ленточных городов", сопряженных в "Магическом треугольнике", но с открытыми для роста, развития концами. Система планировки Москвы-агломерации станет не концентрически-замкнутой, с "воронкообразной транспортной пробкой" в центре, а открытой для будущего органичного роста и функционирования в системе планировки Московской области. Кстати, эта система транспорта была проверена на ЭВМ и показала отличные характеристики.

— В свою очередь, Московская агломерация и Московская область могут быть в будущем поделены на три мегаполиса, примыкающих к Златоглавому городу-центру с трех сторон. Каждый мегаполис будет состоять из трети Москвы-города, пригородной "дачной" зоны и сельхоз-зоны.

— В три прироста, три подцентра могут быть постепенно вынесены для разгрузки Исторического центра несвойственные ему учреждения: институты, министерства, ведомства, управления, офисы, хранилища.., созданы три новых микрорайона столичных учреждений, три административных центра новосозданных московских мегаполисов. Кстати, Юго-западный "луч" таких учреждений уже дотянулся до МКАД, наполовину продвинулся северный "луч", начал создаваться "луч" юго-восточный.

— В подцентрах могут быть созданы новые узлы внешнего транспорта: три ультрасовременных междугородних железнодорожных вокзала (внутригородские лучше отдать электричкам), три сгустка автовокзалов междугородного транспорта. Для связи трех подцентров между собой могут быть со временем подведены вершины "подземных треугольников" скоростного метро, надземной монорельсовой "летучки".

— В трех подцентрах могут быть сосредоточены "выносные" постоянно действующие общероссийские ярмарки с комплексами особых подворий-гостиниц и складов.

— Наконец, северный подцентр нужен как наружный "узел контактов" столицы с севером России, Белоруссией, Европой, Америкой; юго-западный — с югом России, Украиной, Кавказом, Ближним востоком, Африкой; юго-восточный — с Уралом, Сибирью, Азией, Австралией. Пока же на месте подцентров можно найти уже крупные "жилые приросты города", невдалеке — три аэропорта, а внутри них — три новых крематория.

 

О судьбе градостроительного символа Русской цивилизации

"Да будут благословенны те, которые идут на

очищение Московского государства; а вы, окаянные

московские изменники, будьте прокляты"!

Патриарх Гермоген, 1612 г.

 

Слово "судьба" очевидно происходит от слова "суд", что находится "в руце Божией". Причем, в отношении людей все должно разрешиться на Страшном Суде и, тогда же, все остальное — в Конце Света. Однако никто не знает, когда это случится, если сами люди не ускорят Армагеддон. Поэтому обращаясь к самым глубинам русских душ, русского духа с призывом о сохранении и восстановлении Древней Москвы, приходится снова выходить на роковую грань "быть или не быть" ей и уже кратко высказаться под конец о главном.

Судьба Древней Москвы всегда была также судьбой Руси-России. Столицу разрушали вместе с истреблением нашего народа. Ныне у полуистребленного русского народа наполовину разрушили и священную столицу. Процесс этот не остановился при наступлении анархии.

На 2% территории центра агломерации ныне приходится 98 % напора застройщиков — заказчиков, подрядчиков. Среди них разного рода временьщики-властители, жуликоватые олигархи и финансовые воротилы, коррумпированные градостроители... Тусующимся толстосумам-проходимцам, новым фирмам и ООО, хочется, толкаясь локтями, скорее влезть в круглый "рай" центра Москвы и, выгрызая его, превратить в "ад". Он уже сегодня засмердил выхлопными газами тысяч иномарок, химией, радиацией, гнилью подасфальтового грунта и грунтовых вод.

Но те же 2 % территории центра, из-за своей малости, позволяют русским людям, набравшись силы и воли, противостоять напору безответственных застройщиков, укротить их амбиции, оттеснить этот наглый "кагал" на 98 % остальной территории агломерации. Обращаться просто к совести или патриотизму этих застройщиков — наивно, потому что этого у них нет. А вот русским людям, особенно православным, есть что сказать в итоге.

Как и в прежние времена судьба Древней Москвы находится в наших руках, в руках истинно русских людей (другим до нее, мягко говоря, престо нет дела). Будучи уникальным памятников русского градостроительного искусства Златоглавая Священная Москва представляет собой многозначный символ Русской цивилизации. И коль скоро мы верим в возрождение России, в подъем русского народа, русской нации, эту веру необходимо уже сейчас воплощать, в частности, в восстановлении порушенной Древней Москвы. Она и далее должна быть знаменем нашего возрождения: уже поднялись на Красной площади Казанский собор, Воскресенские ворота, а также храм Христа Спасителя...

Златоглавая Священная Москва это не просто образ и сущность единственного во всем мире чудесного города. Это — целее градостроительное явление, созданное Русской цивилизацией. Ныне это одна из целей и мерило будущей регенерации древней Москвы, трансформации всей Московской агломерации и Московской области. Цель — к которой следует постоянно стремиться, мерилом — по которому можно каждый день соизмерять наши действия в московском градостроительстве.

В соответствии с пророческим пожеланием, Древняя Москва с самого своего начала и до конца ХVI века была "царствием треугольным". Но сейчас в ней сильна умножились "разных орд люди", и ее равномерно "разнесло" в разные стороны. Поэтому в будущем ей осталось снова принять форму "Магического треугольника", причем не просто в материальном смысле.

В православии треугольник считается символом Святой Троицы, а в "духовном" плане пожелание легенды имеет еще другой, христианский смысл: " Да распространится Царствие Святой Троицы". А Мир прекрасен в гармонии материального и духовного.

В этой связи полезно отметить, что храм Василия Блаженного создавался в середине ХVI века как памятник особого рода. Поставленный в геометрическом центре Москвы (духовного символа Небесного Града), собор получил главный престол во имя Самой Живоначальной Троицы. И здесь была воплощена мощная мысль. После своего возведения храм имел, помимо центральной золотой главы, еще 24 золотые главы (в ознаменование 24 престолов Небесного Града).

Оказывается, весь храм, — эта сакральная святыня, был создан как символ небесных престолов Судей человечества, в напоминание всем о Втором Пришествии Христа, о грядущем Страшном Суде, о приближающемся Конце Света. И это напоминание — великих храмоздателей: царя Ивана Грозного, своими руками заложившего храм, святого митрополита Макария, освящавшего его, гениального зодчего Постника Яковлева по прозванию "Барма", гением которого символ 25 небесных престолов был воплощен в центре "Царствия Треугольного".

Сегодня и требуется постоянно напоминать, что каждому человеку "воздается" по злым или добрым делам его, ведь "ни хытру, ни горазду... Суда Божия не минути" (Сл.о полку Игореве), "Перед Богом тому же отвечати на Страшном Суде" (Церк. устав Владимира, Х в.). И Лермонтов вторил им: "Есть Божий Судия, Он ждет".

(Продолжение следует)

Геннадий Мокеев


 
Ссылки по теме:
 

  • Судьба Златоглавой Священной Москвы. Часть первая
  • Судьба Златоглавой Священной Москвы. Часть вторая
  • Судьба Златоглавой Священной Москвы. Часть третья
  • Судьба Златоглавой Священной Москвы. Часть четвертая

  •  
    Поиск Искомое.ru

    Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"