На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Архитектура  
Версия для печати

Явуза на Болваньи и Лыщиков за Яузой

Предтечи Москвы

"Невернии написавше светъ въ болванъ и кланяются твари"
Сб.   поучений ХII-XIII вв.

 Москва не сразу строилась и, как выясняется, возникла далеко не на пустом и безлюдном месте. Стольной Москве нач. XIII века предшествовало гнездовье поселений IХ-XII вв. словен-вятичей под названием "Московь" (ударение на первый слог). Гнездовье к XII веку состояло из десятка градов-крепостей на холмах и дюжины сел-посадов с садами-огородами возле них по долам.

О гнездовье в целом, его главном Бор-городе с двумя линиями оборонительных стен, с укрепленным посадом Боровицы рассказано в книге "Москва. 850 лет" (Юбил. изд. Моск.   прав-ва. М.,1996, т.1, кн.1). В журнале "Новая книга России" стало возможным подробней рассказать о других поселениях гнездовья: в № 1, 2005 г. – о Копай-городке и селе Подкопаеве на Кулишках, в № 7 – о Лучине и Лучинском селе на Яузе,   в № 9 о Киевце и Турыгине с селами на Черторые. В данной статье речь пойдет о градах-крепостях Явузе и Лыщикове с селами на Болвановьи.

БОЛВАНОВЬЕ

Разросшиеся в XV-XVI веках вокруг Кремля посады Москвы стали относительно него прозываться За-городьем, За-негли-меньем, За-москворечьем, а к середине ХVI века логично появилось и название "Заяузье". Но до этого посад за Яузой был "Болвановьем".

Словом "болван" называли обычно языческого идола, иногда с надписью на нем. А территориальное понятие "Болвановье" может говорить о множественности здесь идолов, о самостоятельности этого поселения еще с языческих времен, в каком-то духовно-религиозном центре языческой Москови, существовавшем до 1147 года – времени крещения московлян священниками Юрия Долгорукого.

Сведения о Болвановьи черезвычайно скудны. Считается, что в конце XV века вел. князь Иван III показательно разорвал-растоптал на этом месте фирман (болван, грамоту) хана Золотой Орды, отказавшись ему подчиняться. Но, судя по топонимике места, Болвановье занимало весь огромный холм за Яузой (Таганский). До появления понятия "Заяузье", его структура была уже сложной, состоявшей из древних и позднейших зон застройки.

Вот, к примеру, перечень этих зон в 1547 году:

"Загорелося за Яузой на Болвановьи и погореша Гончары и Кожевники вниз подле реку Москву, и церковь Спас выгоре в Чигасове монастыре и верх ее падеся,-подпись у церкви тоя чюдна была Дионисия иконописца; и Лыщиково погореша по Яузе и возле Яузу по устье к Москве-реке" (ПСРЛ, 29, c.51). Расположение храмов и улиц позволяет локализовать жилые зоны.

От Яузского моста на Болвановье отходило три улицы-дороги.

Средняя осевая носила два названия: сначала “Нижняя”, затем в ее продолжение “Верхняя Болвановские улицы.” Трасса поднималась на. Вершину огромного Красного Болвановского холма (Таганского) к церкви св. Николы “на Болвановьи" – где возможно в древности и находилось крупное языческое святилище всей Москови.

Влево от Яузского моста отходила Большая "Болвановская дорога, сопровождавшая Яузу до крепости-села Лыщикова, затем крепости-села Лучина. Там дорога раздваивалась: одна шла на юг в Рязанщину (Коломенская), другая – на Суздальщину (Владимирка).

Вправо от моста на Швивую горку третья улица Явузская (позднее Б. Никитская), упиравшаяся в крепость Явузу, ее ворота. А возле крепости шла тоже в Болвановскому святилищу улица Швивая.

Древнейшая жилая зона Болвановья появилась сначала у Яузского моста и в устье Яузы у пристаней, затем распространилась по указанному трилучию улиц и вокруг крепости. Здесь у пристаней находился древнейший торг Болвановья. В ХIV-ХVI веках к древнейшему селу прирастали вниз по берегу Москвы-реки городские ремесленные слободы: Котельники с ц. Николы в Котельниках (Таганная сл.), затем Старые Кузнецы – бронники с двумя церквами св. Козьмы и Дамиана, Новой и Старой, потом Гончары с цц. св. Успения в Гончарах, Спаса в Чигасах, Воскресения в Гончарах.

Издревле население Болвановья составляли кожевники,- выделывавшие кожи, шившие из них теплые тулупы и зипуны. Бесспорно дело это было нужное и прибыльное. От них древнейшая главная сельская улица получила название "Шивая" или "Швивая" – от шиваль, швец, швея, шов. Рядом с крепостью на месте Рюминой улицы жили очевидно известные ведуны-врачи ("рюма" – падучая болезнь, обморок...). Наличие на Болвановьи разного рода колдунов – вполне оправдано, они—духовная опора поселения.

КРЕПОСТЬ ЯВУЗА

В духовной грамоте Дмитрия Донского 1389 года река Яуза названа "Явуза".   Это имя (с "в") могла в древности носить крепость вятичей-московлян, которую московские историки-археологи называли условно "Яузским городком". Вот что о нем известно.

Существовало предание, что в Москве "градец малый был поставлен сначала на устье Яузы. Находился он там, "идеже и днесь стоит на горе оной церковь каменная святаго и великаго мученика Никиты" (Гиляров Ф. Предания русск. нач. лет. М., 1878, с. 27). По другому сказанию “О начале Москвы", записанному дьяком Каменевичем-Рвовским в XVII веке, "градец" этот не просто размещался здесь, – место это было   "начальное, именно московское" (Забелин И. ИГМ, 1905, с.66). Говоря иначе, Москва якобы начаналась не с Боровицкого, а Таганского холма

Если же учесть,   что заселение территории Московского гнездовья Поселений словенами-вятичами происходило в VIII веке с юга, от реки Оки, то крепость Явуза оказывается .действительно "начальным, именно московским городком”, так как находился он на южной окраине Москови.

Это же подкрепляет былое наличие пристаней на слиянии Яузы с Москвой-рекой (путь на Клязьму с волоком в Мытищах отмечал И.Забелин). Позднее плотность застройки района Болвановья только увеличилась: здесь когда-то стояло три крепости с селами, потом появилось множество слобод, даже четыре местных монастыря:Спас-Чигасов, Козьмодемьянский,   Покровский-Лыщиков, Андроников,

Церковь св. Мученика Никиты на Швивой горке впервые упоминается в летописях под 1476 годом (Филарет, рук.,1611 г.). Главный престол во имя св. Благовещения Божией Матери говорит о великокняжеском ктиторстве – каменную церковь строил в конце XVI века Дмитрий Годунов с одобрения царя Федора Иоанновича.

Древнейшее же посвящение храма св. Никите – "прогонителе бесов" при названии "Болвановье" еще раз свидетельствует о наличии здесь языческого святилища. Оно вероятно было посвящено богу "Яви" (отсюда название крепости "Явуза"), а скорее всего даже Троице богов "Яви, Нави и Прави".

Несмотря на то, что ц. Никиты XVIII века на месте былой крепости "Явузы" недавно реставрировалась, крупных археологических раскопок здесь не было проведено. "Наличие следов домонгольского культурного слоя говорит о существовании в устье Яузы какого-то поселения еще до монгольского нашествия. Поселение это было, по крайней мере, современным Москве Юрия Долгорукого... Таким образом, в результате раскопок в устье Яузы в 1146 году (был заложен шурф, – Г.M.), гипотеза о наличии здесь одного из древнейших московских поселений получила

некоторое подтверждение" (Рабинович М. Археол. Раскопки в Москве. КСИИМК, XXI, М., 1947, с. 158).

ЛЫЩИКОВ ГРАД И СЕЛО ЛЫЩИКОВО

В Духовной грамоте вел. князя Ивана Ивановича Красного под 1356 годом впервые упомянуто государево "село Лысцевское на Москве" (СГГиД, 1, с.42). После этого упоминания село "исчезает", так как вместо него в 1363 году упоминается уже городская "Лыщикова слобода" (Русск. ист. библ. Археол. комм., т.З, с.257).

“Городище” упоминается позднее в Губной записи под 1466 годом: "А будет душегубство за Яузой, ино к нему Андроников монастырь и городище" (ААЭ, № 115, с.87). В самом конце ХV века вел. князь Иван Васильевич III перевел свой монастырь св. Покрова Богородицы в Садех (упоминается там еще в 1392 г.) за Яузу на "Лыщикову гору", — очевидно на пустовавшее здесь "городищо", отчего монастырь стал именоваться "Лыщиковым" (ПСРЛ, VI, с.120, VIII, с.201, ХХIII, с.193).

В 1571 году при пожаре Москвы во время набега татар крымского хана Девлет Гирея, монастырь очевидно сгорел и исчез. В 1591 году Заяузье попало внутрь Деревянного города (Скародома) и “Лыщиково"стало просто частью городской застройки, а вместо монастырского собора функционировал уже приходский храм. Каменный храм взамен деревянного появился к 1696 году на средства дьяка Ивана Рагозина. Затем не только здесь возродился монастырь, – при соборе появился придел св. Николы Чудотворца (упоминаются в описи 1722 г.).

По планам Москвы Мичурина 1739 г. и Горихвостова 1768 г. видно, что на Яузе здесь существовал значительный пруд с плотиной и мельницей. Село Лыщиково тянулось по высокому берегу Яузы до Берникова переулка, спускавшегося к плотине Лыщикова пруда ("берние"- глина,грязь по дороге). Переулок отделял село от Болвановья у Яузского моста. Со стороны поля село было ограничено Большой Болвановской дорогой (Николо-Ямской улицей).

С другой сторона Яузы имелось "Пристанище" “Гостии гора”.И Забелин писал по их поводу: "Должно полагать, что когда еще не было города (Москвы) первое здешнее поселение гнездилось около устья Яузы, где луговая местность еще в ХV веке именуется "Пристанищем" (СГГиД, 1, с.190)... Береговая высота, господствовавшая над луговиною, и доселе носит имя "Гостиной горы" (Никола Воробьино), служившей, может быть, поселением для торговых проезжих людей" (М.Забелин, ИГМ, с.20). И действительно.

Очевидно еще с 1147   года при крещении московлян попами Юрия Долгорукого в день св. Николы Вешнего, там появились церкви св: Николы “на Гостиной горе"(в Воробьине), а возле Яузского моста – Николы в “Кошелях” (то есть у купцов-торговцев).

Недавно археолог А. Юшко заложила шурф в пойме Золотого Рожка возле Андроникова монастыря и обнаружила там культурный слой словен-вятичей X века (Опыт компл. исслед. источн. ВИД, т. XVI, с.55, 64). Здесь в то время находилось укрепленное поселение "Лучин" – третья по счету крепость-городок от устья Яузы. Взаимосвязанность поселений, как бы нанизанных на Большую Болвановскую дорогу от Яузского моста, позволяет говорить о том, что Болвановье с крепостью Явузой, Лыщиков с селом могут тоже датироваться X веком. Московляне создали тогда на юге московского гнездовья целую систему из трех защитных городков-крепостей. И они были правы, так как конечная беда пришла на Московь именно с юга.

В 1177 году на эту окраинную владимиро-суздальскую волость неожиданно напали войска княжеской коалиции рязанского князя Глеба, который пригласил для набега еще дикую конную половецкую орду. В это время были разгромлены и погибли в огне пожарищ старые грады и села московского гнездовья поселений. С тех пор все городки превратились в “городища”, на которых позднее обосновывались обычно храмы, монастыри: Андроников, Лыщиков, Иоанновский, Алексеевский…

Академик Геннадий Мокеев


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"