На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Архитектура  
Версия для печати

О создании собора Василия Блаженного

Очерк

«Из всех сокровищ Москвы

я вывез бы Эклиз де Сен-Базиль,

если бы только мог это сделать.

Вот её сердце! Вот её символ!

Лишив её этого чуда,

я вырвал бы её загадочное сердце!»

Наполеон Бонапарт

 

По всюду указывается и утверждается, что собор святого Василия Блаженного на Красной площади в Москве был воздвигнут в 1555-61 гг., как памятник в честь взятия Казани 2 октября 1552 года царем Иоанном Грозным.

 

Авторство

 

И.Е. Забелин установил в 1902 году, что собор строили два зодчих: Постник и Барма. Мнение солидного московского историка утвердилось как общепринятое. Его поддержали позднее Н.И. Брунов, М.К. Каргер, Н.Н. Воронин и др. Но они не были бы академиками, если бы не развили, не уточнили далее мнение И.Е. Забелина и не довели его до абсурда

Постник был указан в одной летописи, а Барма – в другой. Н.Н. Воронин, опираясь на слово «барма», как якобы означающее «картавый, невнятно, плохо говоривший человек», предположил, что Барма был «иноземцем». М.К. Каргер с готовностью развил это мнение дальше: «Начав в июне 1555 года строить вместе с Бармой церковь Василия Блаженного, весной следующего года Постник был снят с работы и направлен в Казань; московскую постройку заканчивал один Барма… Нельзя ли в умолчании имени Постник видеть знакомство с фактом окончания постройки, действительно одним строителем». Но М.К. Каргер «переусердствовал». В июне 1555 (?) года Постника в Москве вообще не было: он был в Пскове и 15 декабря Иван Грозный его оттуда вообще направил с двумя сотнями псковских каменщиков в Казань. Получается даже, что собор в Москве полностью строил «иностранец Барма». Как говорится: «Здрасте-приехали!»

На самом деле все было еще сложнее.

Во-первых, специально, «снова да ладом» авторство собора было пересмотрено. Н.Ф. Калинин установил на основе множества источников, что постник Яковлев (полное имя) и Барма (прозвище «по реклу») было одно лицо – Постник Барма [1].

Во-вторых, прозвище Барма образовалось позднее сокращением более близкого по произношению слова «барматун», причем московским «аканьем». Оказывается, старый ворчливый Барма был непросто русским, но даже москвичом!

Наконец, слово «Барма» это драгоценное оплечье, украшение бояр, князей… Символически Постник Барма выглядит «украшением» Русского царства, его первого царя Ивана Грозного. Так русским народом был прозван величайший зодчий Древней Руси!

Но остается загадка: если в 1555 году Постника Бармы в Москве не было, то кто же и как до 1561 года строил Собор?

 

Проблема

 

Н.Ф. Калинин, собрав последние многочисленные постройки Постника-Бармы, свел их в единую таблицу:

1. Собор Покрова (Василий Блаженный) 1555-61 гг.

2. Казанский кремль 1556 г. и следующие годы (то есть до 1561 г. – авт.)

3. Спасская башня и Спасская церковь Казанского кремля (1556-61 гг.)

4. Никольский храм Успенского монастыря в Свияжске, 1556 г.

5. Успенский собор в Свияжске, 1560 г.

6. Благовещенский собор Казанского кремля, 1561 г.

Обращает на себя внимание множество построек в трех городах Москве, Казани, Свияжске (с расстоянием до тысячи км) указаны скопом, без разбору и выглядят в «пятилетке» подозрительно.

 

«Макет» в натуральную величину

 

Так первый по номеру таблицы Н.Ф. Калинина Собор Покрова (Василий Блаженный) был заложен раньше 1555 г., скорее всего зимой Победного 1552 г. – Почему зимой? – Царь после «Казанского взятия» в Москве «вскоре поставиша церкву деревяны седмь престолов, иже были окрест осмаго большаго престола церкви каменной, близ мосту Фроловских ворот надо рвом» [2].

Документ поздний, но сведения списаны с какого-то подлинного, раннего, потому что придумать такое позднее просто не могли (ведь стоял собор уже целиком каменный). А для создания, видимо, спешно, «на радостях», именно каменно-деревянного собора-памятника зимой 1552 г. был использован более ранний каменный храм во имя Святой Троицы на Троицкой площади против Фроловских (позднее Спасских) ворот Кремля. Собор, конечно, освящали, но в Летописи этих сведений нет. Вероятно, летописцы справедливо посчитали постройку временной, не окончательной, в ожидании будущего капитального каменного строительства (подготовкой к 1555 г).

Каменно-деревянный собор как и предшествовавший ему каменный «опорный» храм, строил Постник Барма, поскольку его авторство возведения этих храмов надо рвом никем не оспаривалось (даже царем, митрополитом).

7 деревянных церквей («окрест каменного») вероятно зимой 1552 года делались столпчатыми и узорчатыми (позднее в камне уже они сохранили столпчатость и «деревянную» узорчатость).

Создавший в натуре «собор-макет» Постник Барма был отправлен в Псков достраивать там давно начатую им каменную (возможно с конца 30-х годов) огромную наружную крепостную стену города с 25 воротными башнями (символ «Дома Святой Троицы»). Более того, в декабре 1555 года зодчий прямо из Пскова был направлен в Казань. А в Москве с 1556 по 1561 гг. уже не нуждались в непосредственном присутствии зодчего: строители каменщики заменяли один за другим 7 деревянных узорчатых храмов собора-памятника на узорчатые каменные пределы.

А как привычно и с упором «на церковь» о памятнике Победы сообщали официальные летописцы позднее.

 

Собор Василия Блаженного

 

«Повеление царя Ивана зачата делати церковь обетная, еже обещася во взятие Казанское: Троицу и Покров и семь пределов, иже именуется «на Рву». А мастер был Барма с товарищи.

И прииде царь на оклад той церкви с царицею Настасиею и с отцем богомольцем Макарием митрополитом, и принесоша образы чудотворные многие… И стали молебны совершать и воду святить. И первое основание Сам царь касается своими руками.» (ПСРЛ, 34, под 1560 годом)

В 1559 году «месяца октября в 1 день совершены церкви пределы… в которых дни Божия помощь и победа была православному царю над бусурманами: храм Живоначальные Троицы, Вход в Иерусалим, Никола Великорецкий, Киприан и Устиния, Варлаам Хутынский, Олександр Свирский, Григориа Великия Армении (ПСРЛ,31).

В 1560 году освящался предел Трех святых Патриархов, а в 1561 году «середний, шатровый св. Покрова Богородицы».

Вся церковь «о девяти верхех… освящена бысть премудро и дивно разные церкви на едином основании надо рвом блиско Флоровских ворот… Бысть же на освящении Сам царь, и царевичи Иван и Федор, и множество синклита и народа безчисленно» (ПСРЛ, 31, с. 137).

Позднее в 1558 году первый русский Патриарх Иов перенес в собор мощи Христа ради юродивого, святого Василия Блаженного, плакавшего о Москве перед страшным её пожаром 1547 г., почившего в день «Казанского взятия».

Примечания

1. Н.Ф. Калинин. Постник Барма – строитель собора Василия Блаженного в Москве и Казанского кремля. Сов. Археолог. 1957, №3, сс. 261-263.

2. Н.Ф. Калинин. Там же.

Академик Геннадий Мокеев


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"