На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Архитектура  
Версия для печати

О Руси священной

Очерки русской градостроительной символики

Любой народ вправе считать святыми своих богов с «языческих времён», а землю обитания своих предков – священной!

Крещение киевлян войском князя Владимира и греческими священниками в 988 году положило временную грань между древнейшей языческой Русью «Священной» и христианской «Святой» (разноимённость здесь условна). О христианской Руси говорят и пишут очень много. А о Руси дохристианской несравнимо мало, поскольку её информационная база предельно скудна. К тому же, например, христиане греки гордятся своей древней Элладой, итальянцы – древним Римом. У нас же Русь языческую «выталкивают вон взашей» со времён крещения.

Опорой настоящего исследования служит языческая «топонимика» древнейших поселений словенских племён Восточной Европы. Чудесные имена-прозвища градов и весей, особенно «божественные», дают возможность в совокупности расширить наше представление о Священной Руси[1].

 

***

 

Борустень (др. греч., до н.э.), Боруск (римск.), Боричев (русск.), позднее – Киев (с V века) – общеплеменной центр древних руссов (а ещё полян, северов) в Среднем Поднепровье, менявший указанные имена за своё многовековое существование.

Слово-окончание в первом древнейшем из имён – «стень» – означает тень, призрак – кумира, идола, «ложного» бога, от глагола «стенать» – исступлённо молиться (словарь древнерусского языка Средневекового). Давно вышедшее из употребления русское слово «стень» обнаруживается у Геродота (V век до н. э.) в IV гл. его «Истории», затем у других историков греков. Они писали о великой речке «Борустень» (позднее – Борисфен), о людях борустенитах, плававших по реке к торжищу борустенитов около ольвиополя в устье Днепра. Греками-историками использовалось древнерусское имя «Борустень» как мепстно-варварское. Слово «стень» как волшебный лучик пронизывает тьму веков и высвечивает в их глубине наличие русского языка и русских!

Боле того, двусловное «Борустень» указывает ещё на существование у русских древнейшего бога «Бора». Очевидно, его идол продолжал и позднее стоять в крепости Боруске-Боричеве в центре разросшегося с 430 года Киева.

 Бор с отдалённейших времён был главным из старейших арийских богов. В афганистане (древнейшей стране ариев) до сих пор указывают на священную гору «Тора-Бора», изрытую пещерными храмами. Тор у германцев был богом грома и молнии (как Зевс, Юпитер, Перун). А Бор – Самим Творцом Вселенной. Его сыновья «бури» – Один, Гойнир, Лодьюрр, – создали в этой вселенной ограждённый рай-землю – «Митгард». В Шумере существовал священный город «Борсиппа». «Велабър» (Великий Бор) оказался в центре разросшегося Древнего Рима. А вот и наше чудо: Бор – былой град-предшественник Московского Кремля! Здесь первые церкви Спаса Преображения и Иоанна Предтечи появились на «Бору» при крещении язычников-московлян в 1147 году священниками князя Юрия Долгорукого.

 

Коростень – племенной центр древлян. Город был сожжён в 946 году войском киевской княгини Ольги (остался посад – Искоростень). Бог «Бор» был огненной ипостасью солнца. Его праздник – зимний солнцеворот «Корочюн» – самый короткий день в году 21-22 декабря. У западных словен в городе Коренице (!) на острове Руян (Рюген) стоял в особом храме-чертоге пятилицый идол Коревит (вит – светоносный бог). Там же существовал и город Корбела (Бел-Бог – другая ипостась солнца, от его имени Вавилон).

 

Полкостень – культовый центр полян на реке Суле в северной части Причерноморской степи, «зане в поле седяху». Полкан – быстрый, степной, сверх могучий полубог-воин в виде вооружённого человеко-коня (полуконь).

Поляне когда-то граничили с Азовским морем и Крымом-Тавром: отсюда и сходство с соседским греческим Кентавром (конём таврическим). Воины-полукони служили богам войны полян и греков.

Переяславль – племенной центр полян севернее Полкостеня, под прикрытием цепочки крепостей реки Сулы от налётов кочевников Дикого поля с древнейших времён. Перей – полянский бог войны, – опять же как у причерноморских греков – Перенос (в самой Элладе – Арес, у скифов, алан, руссов – Арей). У Западных славян в Коренице стоял в особом храме-чертоге грозный пятиглавый бог Перевит. Было ли пять голов у полянского Перея – неизвестно, но вот грозный меч – был, бесспорно. История этого бога заслуживает особого внимания.

При крещении Руси в 988 году язычники-поляне, видимо, спешно увезли идола Перея к словенам-кривичам на север «за лес». Здесь у Плещеева озера появился второй культовый центр Переяславль Залесский (плещевание – ритуальные языческие пляски). Но с крещением Залесской земли «воинами владимировыми и греческими священниками» в 991 году, идола Перея опять перевезли южнее к вятичам, у которых на Оке возник третий Переяславль Рязанский.

В конце XI века, при крещении вятичей-рязанцев идола снова переместили по реке Оке на запад, ближе к устью Москвы-реки в новый город Перевитск. Однако при появлении здесь в начале XII века христианской Коломны, идола Перея вероятно перевезли вверх по реке-Москве сначала в Бор-город Москови, а в 1146 году, c захватом её Юрием Долгоруким, в верховье реки на Искону (кон – основа, исконный – начальный). Здесь, в середине XIII века идол Перея исчез или был навечно упрятан в лесной и болотистой глухомани у последних язычников кривичей и вятичей, сконцентрировавшихся на Исконе внутри христианского кольца княжеств и оставлявших языческие курганы даже в XIV веке (Арциховский). Именно здесь как в последнем костре медленно с XII до XIV века угасало древнерусское язычество. Но история бога войны так просто этим не закончилась.

В 1250 году население соседнего Можайска было крещено священниками можайского царя Фёдора Чермного (Рыжего). И вот «на вратах» крепости появился странный резной оберег: св. Никола Можайский с мечом и Небесным Градом в руках. Время появления необычного для христиан «идолоподобного» меченосца – неизвестно. Но образ так понравился русским людям, что появился на Никольских воротах Московского кремля. А позднее в сотнях православных храмов в городах и сёлах Руси.

Чернигов – племенной центр северов. «Сец» – чёрные со скифского времени, а «гов» – от говеть, благоговеть, поклоняться, по– видимому здесь – всесильному Чернобогу. Вероятно, в 988 году его идол был упрятан в землю: в 1701 году при копке грунта под фундамент колокольни Борисо-Глебского монастыря был найден идол из чистого серебра такой величины, что гетман Мазепа велел сделать из него царские врата в иконостас монастырского собора.

Родня – оборонный «щит руссов» на степном пограничье на юге при впадении реки Рось в Днепр (городище «Княжая гора»). Был укреплённым двором-замком великого Святослава. А поначалу в нём очевидно находился идол племенного русского бога Рода.

Облик «родного русского бога» – неизвестен, но возможно на этот счёт предположение. Река Рось называлась ещё Ргой, хозяйкой замка была княгиня Ольга – мать Святослава, которую на Западе называли «Королевой ругов»: воинов-наёмников варягов с острова ругов – Руяна. Там, в городе Коренице стоял храм-чертог семиглавого бога Руговита.

К поясу идола было привешено семь мечей. А в руке он держал восьмой. Не стоял ли в блестящих доспехах страшный и грозный семиглавый Руговит в городе Родне у руссов-ругов?

Витичев«город богов», – от виттов. Светоносных богов – непобедимых «витязей». Культовый центр русского союза племён между Боричевым-Киевом и Родней на берегу Днепра. Уже в начальных летописях указан как пустое городище. Вполне возможно сын Святослава князь Владимир в 980 году перенёс богов в Киев и старый «город богов» опустел «на перенос их возможно повлияла «рать от печенег»). «Пантеон Владимира» на Киевском холме составляли Перун, Хорс, Даждьбог, Стрибог и Мокошь. В 988 году перед крещением киевлян «пантеон языческих богов» был уничтожен. А главного Перуна привязали к конскому хвосту, «бьюще и пихающе» сбросили в Днепр.

Витбеск (Витебск) – поначалу очевидно один из культовых центров кривичей (единокровных словен). Но какой языческий бог (бес) здесь находился – неизвестно.

Плесков (с XIII века – Псков) – культовый центр северных кривичей. Плещевание – ритуальные пляски с рукоплесканиями. Возможно здесь, на кромском холме, стоял идол Триглава-Трояна, заменённый после крещения плесковичей христианской Троицей в 965 году, т.е. раньше, чем крещение Руси.

Перынь под Новгородом – культовый центр ильменских словен возле исчезнувшего в IX веке Словенска. Святилище верховного бога Перуна раскопал археолог В.В. Седов.

Ладога – возможно культовый центр ильменских словен в устье реки волхова, посвящённый богине-миротворице Ладе.

Ярославль на Волге – основал якобы Ярослав Мудрый «в своё имя». Но город мог появиться раньше в X веке как культовый центр огненного бога Ярилы-Солнца. Этому предположению имеется веское подкрепление.

Ярославль на Сане – культовый центр бога Ярилы у племени дулебов с VII до X века. У западных словен – Яровит, бог Солнце.

Туров – племенной центр дреговичей на реке Припять. В Киеве возле Туровой божницы состоялось Крещение Руси. После которого позднее на подворье появился храм св. Бориса и Глеба. Самых первых русских святых.

Харалуг в Прикарпатье. «Там изготовляют очень ценные клинки и булатные мечи. Все русы вооружены такими мечами, их рыцари носят броню» – это из «Рассуждения о стране Рус» VIII века арабского писателя в «Книге пределов мира». «Харалужные мечи» воспеты в «Слове о полку Игореве».

Белые боги – поселение на пути от Москвы в Залесскую Землю. «Белгороды» – возможно древние культовые центры.

Звенигород под Киевом, Звенигород под Москвой, Звенигород в Прикарпатье – древние центры кузнечного дела, бесконечного звонаметалла.

В «медицинских центрах» древней Руси лечили не только знахари, колдуны, гадалки, … люди усердно «стенали» перед богами о даровании здоровья в Овруче, Моравыйске, Кобуде, Кудине, Зудечеве, Кольце, Выри, Рай-городе, Гнойнице, Песьих Костях… Кости быка и коровы от языческого капища московлян в Бор-городе были найдены под престолом первой церкви св. Иоанна Предтечи 1147 года Московского Кремля.

И снова о «Московском чуде». При разборке в Московском кремле первоначальной церкви св. Иоанна Предтечи, под престолом храма были обнаружены  кости быка и коровьи языческого капища. В этой связи интересно, что первый римский царь Ромул, захватив у расен – этрусков Великий Бор (Велабр) и его крепость Капитолин на реке Альбуле (Тибре) еще в 753 году до н.э., пропахал плугом запряженным быком и коровой борозду вокруг Палатина, основав латинский Рим! Московский Бор-город при его основании в 860 году также был опахан плугом, запряженным быком и коровой. Символическая общность Рима Первого и Рима Третьего начиналась с глубоких языческих времен, причем в основе этой общности было поклонение арийскому Творцу Вселенной богу Бору!



[1] Интересно, что «божественная топонимика» языческих поселений, богато представленная в Руси восточной и Руси Западной (Прибалтийской), почти отсутствует в Польше и Чехии (кстати – Богемии!). Её. Вероятно, «вычеркнул» там из истории воинственный католицизм, его общеизвестный «Дранг нах Остен». Земля стала немой, «онемеченной». 

Академик Геннадий Мокеев


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"