На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Архитектура  
Версия для печати

Крещатый Киев

Слово "крещатый" означает крестообразный

Слово "крещатый" означает крестообразный, подобный кресту. Это видно, например, в перекрестках улиц, пересечениях дорог. Крещатость места усиливалась, становилась символичной, если здесь ставился еще настоящий деревянный или каменный крест. Перекресток улиц с таким крестом, часовней над ним обозначался словом "крестец". Так в Москве перед Кремлем имелось три крестца: Никольский, Ильинский и Варварский. А вот в Киеве существовало в древности несколько иных крещатых объектов.

Крещатик. Один из них запечатлен в названии главной улицы города. Считается, что название "Крещатик" появилось с 988 года после крещения Руси, когда жители Киева шли здесь креститься к Днепру. Но это неверно хотя бы уже потому, что языческий Киев находился тогда в другом месте: на пяти холмах вокруг долины речки Киянки. Да и крещение происходило с выходом язычников по Глубочице на Подоле возле Туровой божницы в устье Почайны, то есть далеко от Крещатика.

Правдоподобнее считать, что позднее по Крещатику ежегодно из собора св. Софии шли крестные ходы уже христианского Верхнего Киева на Днепр – "воду святить и иконы кропить" в праздники святого Богоявления. Есть еще одна правдоподобная версия: на Крещатике имелся хороший родник, над которым был устроен Крещатый колодец с часовней для крещения младенцев и язычников.

Но происхождение названия знаменитой улицы всё же другое и гораздо древнее. Оно возникло от имени природной Крещатой долины, по которой к Днепру шла одна дорога, а поперек другая – береговая вдоль реки (позднее от Печер к Софии). "Возраст" Крещатика не тысяча лет с гаком, а по меньшей мере две с половиной, когда здесь обосновалось племя борусков или борустенитов (стень – бог, идол по русски).

Памятный крест храма Ольги. На первом изображении Киева 1638 года в его середине показан огромный крест. Как и когда он возник?

В 952 году еще «на поле вне града» языческого Киева княгиня Ольга, крестившаяся в 947 году, основала Софийский монастырь. От Киевских ворот к середине пустого Киевского холма был дважды отмерен размер Княжего двора в 150 царских сажен (300 сажен в 196,8 см.). Здесь и построили деревянный Софийский собор. В 1018 году он сгорел, а на месте его алтаря был поставлен деревянный Памятный крест, периодически потом обновлявшийся.

– «Воротный крест» Владимира . В 989 году, боясь рецидивов язычества после крещения киевлян, князь Владимир построил новую крепость вокруг своего двора. В ней на четыре стороны (крестообразно) было устроено четверо ворот: Киевские, Никольские, Софийские и Михайловские (последние названия – поздние). А в середине града на месте прежних языческих богов «пантеона Владимира» был построен круглый шатровый храм-ротонда, наподобие иерусалимского храма-ротонды Гроба Господня (Воскресения Христова).

«Воротный крест» города Ярослава. На рисунке Вестерфельда середины XVII века Памятный крест 1018 года показан уже с распятым Христом (Кальварий). Стоит он на небольшом холме, изображая Голгофу. Иерусалимский образец считался "середой земли". А в Киеве при строительстве Верхнего города Ярославом Мудрым в 1036 году, от Памятного креста храма Ольги было крестообразно отмерено по 300 царских сажен до четырех ворот: Золотых, Печерских, Киевских и Жидовских. Ворота по четырем сторонам новой крепости составляли второй «воротный крест» Киева.

«Крещатая композиция» православной столицы Руси. К началу XIII века в Киеве был создан грандиозный комплекс каменных храмов, четыре группы которого размещались по концам градостроительного "планировочного креста". В середине находился город Владимир (так упоминается под 1044 годом) с "мраморяной" Десятинной церковью 996 года. По сторонам: на одном конце "креста" появилась группа из трех храмов города Изяслава-Святополка, на втором конце – группа из пяти храмов города Ярослава, на третьем – группа из четырех храмов Копырева конца, четвертую группу составляли семь или восемь каменных храмов Подола.

"Планировочный крест" не был равноконечным: каждая группа храмов была удалена от Десятинной церкви все дальше и дальше как бы по спирали, а по рельефу – все ниже и ниже. Удалявшиеся группы расширялись так, что угол их обзора был постоянным (= 20°). Крестообразный комплекс храмов был виден всеми тремя способами: статичным с галереи Десятинной церкви, динамичным при обходе круговой стены города Владимира, наконец – умозрительным.

Символика крещатого Киева была знаменательной. Десятинную церковь в центре "планировочного креста" венчали 25 верхов-крестов, символизировавших 25 Судей человечества. А под Голгофой возле Софии мыслились останки первочеловека. Таким образом, крещатая композиция древнего православного Киева была посвящена ожидаемым Второму Пришествию Христа, Страшному Суду и Концу Света. В ней были воплощены два самых великих символа Начала и Конца Человечества, его альфа и омега.

Геннадий Мокеев


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"