На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Архитектура  
Версия для печати

Священный верх Златоглавой Москвы

B прекрасном существует единство содержания и формы

Во всем мире здания, сооружения, их ансамбли, комплексы, а, следовательно, целые города отличаются формами. Форма обычно диктуется функцией. Категория "функция – форма" вообще присуща строительству как ремеслу (инженерно-строительному делу).

Когда же форма обогащена, а тем более образована не только функцией, но и содержанием, – в строительстве оно передается символикой, – то мы имеем дело с архитектурой как высшим строительным искусством. По крайней мере, можно сказать: "есть в постройке символические формы – есть архитектура, нет таких форм – нет архитектуры". А есть лишь ремесло, в лучшем случае скрашенное дизайном.

Все высокие и высочайшие произведения архитектуры – символичны. Особенно постройки древности: храмовые, цивильные, мемориальные. В зависимости от степени значимости содержания находится художественная ценность и величие (не величина) архитектурных произведений. Причем художественно-символические формы выражались как в материалах долговечных: камень, кирпич, металлы…, так и недолговечных: дерево, саман, даже простая земля.

Величайшим символическим памятником древнерусской архитектуры, градостроительного искусства является Московский Кремль в комплексе с ансамблем Троицкой (с конца ХVII века – Красной) площади (создавались в функциональном и символическом единстве). Для выявления содержания архитектурно-градостроительных форм этого священного для русского народа комплекса целесообразно раскрыть его "божественную" идею, рассмотрев соответствующую ей общую его композицию. Из-з a сложности культовой темы и краткости статьи исследовательскую задачу пришлось ограничить, исключив из рассмотрения символику воинскую и гражданскую.

 

О символике русских храмов

"В церкви имеет обширное место символика (образность), –
христианину надобно ее разуметь и проникать умом
в сокровенный смысл ее!".
Св. Иоанн Кронштадтский

В середине XIX века под Киевом была записана чудесная народная колядка о строительстве первой на Руси деревянной церкви во имя св. Софии. Когда и кто сочинил колядку – Бог весть. Но по историческим документам известно, что храм в Софийском монастыре был устроен св. великой княгиней Ольгой в 952 году (Иоаким.лет., Апостол 1307 г.) и сгорел через 65 лет, в 1018 году при грандиозном пожаре языческого Киева в нашествие поляков Болеслава. Храм и монастырь тогда стояли "на поле вне града", на перекрестии дорог в середине огромного Киевского холма, возле загородного языческого кладбища.

Чуть раньше пожара до 1015 года св. великий князь Владимир-Креститель заложил здесь каменную Софию с запада от деревянного храма и она, построенная затем великим князем Ярославом Мудрым к середине XI века, сохранилась до нашего времени. А на месте алтаря прежнего сгоревшего деревянного храма (уже в центре нового христианского Киева) в продолжение семи столетий ставился огромный тоже деревянный поминальный крест. В ХVI-ХVII вв. крест вырезался с распятым Христом (кальварий) на искусственно подсыпанном холме-Голгофе (Лобном месте. Ныне здесь памятник Богдану Хмельницкому).

Верх храма – Престол Господень. В колядке по существу нет реальной истории строительства деревянного Софийского собора, а есть простенькая легенда. Однако в легенде реально другое – что разумел наш народ под термином "храмовый Верх". Вот фрагмент колядки.

Присвята Дива зизвала сорок ремисникив:
"Ой прийдит же вы, ремисничейки,
Збудуйте Святу Софию,
Святу Софию в святем Кийови.
Бы на ний було семдесят верхив,
Симдесят верхив, симдесят крыжив,
Семеро дверий, а едины пидлоги...
А заслав Господь ангела з неба:
"Крыжи робите, верхи зводите!"
Един вершейко и браз сличнейко.
А в тым вершику – Золотый Престил, –
За тым Престилом Сам Мылый Господь.
«Киевская Старина», январь 1889 г.

Колядка содержит уникальную символическую цепочку понятий "храмового верха" от земли до неба: верх храмакрест(крыж) Золотой Престол з a ним Господь . При этом очевидно возможны сокращенные варианты: верх крест , верх Престол , ВерхГосподь , крестПрестол , крестГосподь , за Престолом (на Престоле) Господь. А в строительное понятие "верх – крест" нужно, конечно, включать какое-то подножие ("верхи вводите").

Храмовое многовершие .   Судя по колядке, считалось еще, что на деревянной Софии было 70 верхов – 70 крестов. Часть их, вероятно, венчала храмовую крышу (коньки, шатры), возможно, некоторые кресты были "накладными" или даже нарисованными на стенах (обереги). Но откуда взялось указанное число и что оно означало?

В древности считалось, что 70 верхов имела церковь Воскресения Христова в Иерусалиме (Голубиная книга). Св. Ольга избрала, надо полагать, этот высший образец для своего храма. В свою очередь, существовало мнение, что верхи иерусалимской церкви Воскресения символизировали 70 апостолов. То же мыслилось очевидно и для деревянной Софии – ведь именно Апостолы распространяли "Божию Премудрость" по белу свету ("софия" – мудрость по-гречески).

Ольга, таким образом, явилась легендарной "родоначальницей" своеобразного явления – храмового многовершия на Руси, какового не было в Греции, Болгарии, Сербии, Сирии, Армении, Грузии ("много" – условно более пяти).

Идея Ольги была подхвачена затем ее потомками-князьями Владимиром, Ярославом, видевшими деревянную Софию, молившиеся в ней. С X века многоверхие храмы распространились от Киева в другие города: каменная Десятинная церковь 996 г. имела 25 верхов, каменные храмы св. Софии сер. XI в. в Киеве – 13 верхов, в Полоцке – 7, в Новгороде 6 (вместо сгоревшей деревянной "о 13 версех"). Судя по колядке, за каждым храмовым верхом мыслился Христос. Как же согласовывалось это представление с утверждением о 70 верхах деревянной Софии, символизировавших 70 Апостолов?

Св. Апостол Павел писал о себе: "Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал. 2:19-20), или обращался к христианам: "Вы – храм Бога Живаго, как сказал Бог: "вселюсь в них и буду ходить в них" (2 Кор. 6:16). Св. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов писал об умерших христианах: "Они пребывают ныне перед Престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на Престоле будет обитать в них" (Отк. 7:15). На крестах христиан наших кладбищ надписи: Иванов Николай Петрович, Сидоров Яков Семенович... всюду в христианах, а тем белее в небожителях пребывает Христос!

Здесь – секрет числового символического ряда верхов наших русских храмов: I верх – Христос , 2Бог-Отец и Бог-Сын, 3 – Святая Божественная Троица, 5 – Христос и 4 Евангелиста, 13 – Христос и 12 Апостолов, 25 – Христос и 24 небесных старца-Судьи, 70-70 Апостолов (здесь – сам храм – тело Христово).

Храмовое многоглавие . Поначалу над храмом была вознесена Голгофа, "лоб" которой символизировал "главу Адамову". Позднее символ уточнился, а затем – видоизменился. "Верх церковный есть глава Господня, главу бо церковную держит Христос, шею – Апостолы, пазухи Евангелисты", – записана в Кормчей книге рекомендация для художников-стенописцев. И вот с ХIII века "верх" наших храмов начал изменяться. Во время татаро-монгольского ига он принял сначала форму шелома, отчего русские города, монастыри обрели "воинствующий" облик. А с конца ХV века, когда Русь освободилась от ига, "верх" получил форму огневидной главы (купола), символизировавшей уже не Голгофу или шелом, а огненные Небесные силы во главе с Христом (огненный Престол Господень).

С середины ХVI века на Москве появились многоглавые храмы: Спаса Преображения в загородном государевом дворце Острове – 15 глав, Иоанна Предтечи в селе Дьякове – 15 глав, Святой Троицы на Рву в центре Москвы – 25 глав, Благовещения Богородицы на Государевом дворе в Кремле – 9 глав... Отличие московских храмов от всех предыдущих состояло в том, что наряду с верхами-главами световыми (окна на шеях-барабанах) на храмах появились главки "глухие" – чисто символические. Огневидные главы постепенно вытеснили верха-Голгофы и на всех древнейших храмах.

Начиная с середины ХVI века и до ХVIII включительно многоглавые храмы появились не только в Москве, но и на окраинах Русской земли. Гигантским ожерельем они окружили, опоясали Русь, вздымая множество глав в Новомосковске, Старочеркасске, Киеве, Смоленске, Полоцке, Пскове, Новгороде, Петрозаводске, Кижах, Вытегре, Турчасове, Шуе, Онеге, Пинеге, Кашине, Ярославле, Тюмени, Тобольске, Красноярске... Обычно главы красились в зеленый, голубой, желтый цвета, а главы некоторых каменных храмов – золотились, венчая города, монастыри.

Многоглавые храмы стали красой и гордостью Русской земли, национального зодчества, настоящими символами Русской православно-христианской цивилизации.

Храм – Престол Господень . Святой Симеон Солунский писал, что понятие "престол" распространялось изнутри и от верха на весь храм. "Божественный храм, изображая алтарем Селение Божие через страшный и таинственный жертвенник, то есть священный Престол, представляет Самого Господа, – для того и нарицается "Престол" (Книга о храме).

В этой связи, указанный ранее числовой символический ряд престолов можно развести по двум направлениям: архитектурному (церкви, ансамбли церквей, монастыри) и градостроительному (городские храмовые комплексы). И здесь, в обоих случаях наиболее загадочным выступает число 25.

Памятники эсхатологии . Число это восходит к числу небесных престолов Судей человечества в грядущее время Страшного Суда и Конца Света. Об этих Судьях пророчествовал еще Даниил: "Видел я наконец, что поставлены были Престолы, и воссел Ветхий Днями... Престол Его – как пламя огня... Судьи сели и раскрылись книги"; "Доколе не пришел Ветхий Днями и Суд дан был Святым Всевышнего и наступило время, чтобы Царством овладели Святые" (Дан. 7:9,10,22). Точное число Судей указал св. Иоанн Богослов: "Престол стояше на небеси и на Престоле Седящ... И вокруг Престола 24 престола, и на престолех видел я сидящих 24 Старца в белых одеждах, и имяху венцы златые на главех своих"; " И видел я Престолы и сидящих на них, которым дано было судить... И все Ангелы стояли вокруг Престола и Старцев..." (Отк. 7:11;20:4). Суд будет происходить в Небесном Граде, который спустится с неба в Конце Света.

Таким образом, русские памятники архитектуры и градостроительства с 25 престолами были посвящены грядущему Второму Пришествию Христа, Страшному Суду и Концу Мира.

 

Празднование Вербного Воскресения.

Символика нашего древнего зодчества тайна,
еще не разгаданная у нас, но в ней не может быть случайности.
С. Шевырев

Одним ив самых ярких, необычных и глубоко символичных христианских праздников в стольной Москве до ХVII вв. было Вербное действо или Шествие на осляти в неделю Ваий, изображавшее Вход Господень в Иерусалим. "Вход" этот понимался двояко: как исторический факт, связанный с Иерусалимом земным, и как символ – Вход Господень со Святой Церковью в Иерусалим Небесный, который должен произойти в будущем при Втором Пришествии Христа, после Судного Дня.

Символика этого отражена в чине Крестного хода вокруг храма, сложившегося еще в древности (он каноничен). "Исхождением из храма крестный ход изображал изгнание человечества из рая. По ходу Церковь Ветхого Завета преобразовывалась в Церковь Нового Завета Иисуса Христа. А возвращение в храм означало пришествие Церкви в Небесный Град, преображение Церкви в Церковь Святых на Страшном Суде" (С.Булгаков. Настольная книга священнослужителя, I , 1883,с.63). Заметим, что храм здесь понимается сначала как рай, потом – Небесный Град.

Крестные ходы такого канонического чина проводились на Москве вероятно давно: с ХII века вокруг первой каменной городской церкви крестово-купольного типа во имя св. Дмитрия Солунского, с XIV века вокруг более крупного Успенского собора Петра митрополита и Протасия. А русский крестово-купольный храм походил самой своей формой на Небесный Град: 12 его закомар символизировали 12 врат Града: по три на четыре стороны света, в центре – Престол Господень.

Фаза крестного хода "преобразования Ветхозаветной Церкви в Новозаветную" была выделена еще в древности и получила особое, развернутое уточнение: "преобразование" произошло после Входа Иисуса Христа в Иерусалим, Его Крестной смерти на Голгофе (Лобном месте), Воскресения и Вознесения на небо. Это "уточнение" и стало особым праздником Входа Господня в Иерусалим в Вербное Воскресенье на неделе Ваий. Далее "Вход в Иерусалим Небесный" при Втором Пришествии Христа...

Старый святитель Макарий рассказывал юному царю Иоанну Васильевичу (Грозному), что еще император Константин Великий (нач. IV в.) участвовал в "конюшенном служении" – вел как простой конюх под уздцы осля с сидящим на нем папой римским Сильвестром, изображая Вход Господень в Иерусалим.

У нас праздник Шествия на осляти в неделю Ваий зафиксирован сначала в Новгороде Великом, где в начале 90-40 гг. служил архиепископ Макарий, и, следовательно, он ввел новый чин в Богослужение. В этой связи было замечено, что наличие в Новгороде устава обрядов подобного рода восходило через Константинополь к древнейшему уставу Иерусалимского Гроба Господня. Праздник имел, таким образом, глубокую традицию. С избранием Макария в 1542 году главой Русской церкви, чин Шествия на осляти был принесен митрополитом на Москву и введен здесь в Богослужение при первом царе Иоанне(Грозном). При этом иносказательная трактовка исшествия Ветхозаветной Церкви из рая сменилась прямой трактовкой исхождения Новозаветной Церкви "от Богородицы" из Успенского собора к Лобному месту и т.д.

Святилище Москвы.

"Так говорит Вечно Живущий:  
"Я обитаю на высоте небес и во Святилище,
и также с сокрушенными и смиренными духом".
Ис.57:15

После страшного пожара и бунта москвичей в 1547 году с Соборной площади была вынесена вон из Кремля древняя "буйяя" каменная Вечевая степень. Вместо нее на торгу-толкучке перед кремлевскими Фроловскими воротами возвели "Лобное Место". В 1549 году на Лобном месте юный царь Иван и митрополит Макарий впервые открыто встретились здесь с бунтовавшим народом для его усмирения, а в 1552 году ликующая Москва встречала здесь победоносное русское войско после взятия Казани.

Так возник своеобразный гражданский "форум Третьего Рима". На Лобном месте происходили затем знаменательные события в жизни русского народа и государства; избирались и смещались цари, провожались и встречались войска, объявлялись царские указы, выставлялись мощи убиенного царевича Дмитрия, а на самой площади ставился эшафот и проводились принародные казни преступников... (на самом священном Лобном месте казней не проводилось). Все это происходило на протяжении 150 лет до ХVIII века, пока столицу не перенесли из Москвы в Санкт-Петербург.

Вышний храм под открытым небом.   В 1555-61 гг. южнее Лобного места была сооружена "на Рву" каменная церковь во имя Святой Троицы (Покрова на Рву, храм св. Василия Блаженного). "Троицким" храм назван почти на всех планах Москвы ХVII века. И это верно, поскольку главный восточный его придел-алтарь посвящен Святой Троице. Да и площадь вокруг храма называлась "Троицкой" (см. например ПСРЛ, 31, с.198). Это не была обыкновенная церковь. Ее составили 9 высоких восьмигранных столпов на едином основании. Народ в великие праздники не мог в ней молиться из-за тесноты столпов, да и не молился.

Павел Алеппский назвал ее "церковью Святой Троицы и Вербного Воскресения" (Иностр. о др. Москве, М.1991, с.322). Во втором названии он прямо указывал на главную сокровенную культово-символическую причину ее появления. Оказывается, церковь эта была рассчитана на наружное "внешнее" Богослужение перед ней.

И действительно.

С появлением этой необычной постройки снаружи нее возник другой особый "Вышний храм под открытым небом" для массовых молитв всего народа столицы. Сама церковь в этом "поднебесном" всегородном храме стала символически "Святым Престолом Москвы", получив облик огромной градоподобной Напрестольной Сени – Иерусалима, (Сиона). Лобное место в этом Вышнем храме превратилось в Амвон. Пространством для молящихся москвичей служила Троицкая площадь(южная половина нынешней Красной площади). А Святыми Царскими вратами стали Фроловские ворота Кремля, названные Иерусалимскими.

Перед всеобщими массовыми молебнами народа сюда из Успенского собора крестным ходом приносятся наиболее чтимые иконы и "пришед на Лобное место, ставятся с образы на два лика, как на крылосе" (наподобие иконостаса. РИБ, III , с.142).

Множество эффектнейших сцен разворачивалось на священной Троицкой площади Москвы во время церковных празднеств. "Приидите, поклонимся и припадем ко Христу..." Наши благочестивые предки при пении сего стиха все повергались на землю, – даже сами Боговенчанные Всероссийские Государи (И.Дмитриевский. Изъяснение на литургию).

1571 г. "На этой площади под Кремлем стояла круглая церковь с переходами: постройка была красива изнутри и над первым переходом расписана золотом , многочисленными изображениями, изукрашенными золотом и драгоценными камнями, жемчугом и серебром. Митрополичий выезд со всеми епископами на Вербную Субботу происходил ежегодно именно к этому храму" (Генрих Штаден. В кн. Иностранцы о Москве, с 69-70).

1593 г. "Перед Кремлем находится красивая московитская церковь, превосходное здание и называется Иерусалимом" (Стефан Гейс.Там же, с 137).

1669 г. "Царь, сопровождаемый всеми боярами и дворянами…, отправляется в церковь, называемую "Иерусалимом". Неподалеку от церкви царь восходит на одно плоское возвышение... (Лобное место) и молится. Потом вступает в церковь и через час возвращается оттуда, держа в правей руке поводья патриаршего коня... Патриарх сидит боком на коне, держит в руке богатый крест и благословляет народ... Бояре и дьяки несут вербы. Большой отряд войска лежит, распростершись лицами к земле... Между тем все оглушены гудящими колоколами, потому что здесь колокола самые большие на свете" (Самуил Коллинс. ЧОИДР, I , 1846, январь, ч. III ,с.6).

Помимо праздника Вербного Воскресения в ХVI-ХVII вв. ежегодно проводились 12 Великих праздников во имя Вселенского Богослужения с выносом икон к Лобному месту (Г. Романов). На осляти не захотел ездить Петр I , отменив особым указом в 1689 году все церковные праздники на священной Троицкой площади, обагрив ее затем кровью сотен восставших против него московских стрельцов.

(Продолжение следует)

Академик Геннадий Мокеев


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"