На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Архитектура  
Версия для печати

Кром — Кремник — Кремль

История Москвы

В древней Руси любую крепость исстари называли "городом". Расширительно в понятие "город" входило и всякое поселение, имевшее такую крепость в своем центре или на окраине. В узком значении словом "город" называли само оборонительное сооружение, укрепление, которое что-нибудь огораживало, защищало. Но слово "город" отражало видимую, внешнюю оболочку крепости. Не случайно новгородцы одну из своих крепостей назвали "Орешек". А слова, которые раскрывали бы внутреннюю "социальную начинку" крепости, указывали бы на ядро "орешка", появились позднее. Словами этими были: "кром", "кремник", "кремль", "детинец", "замок"... Часто они выступали дублетно со словом "город" (город-кром, детинец-город и т.д.).

Особенно интересны в этом ряду первые три слова,, связанные не только этимологически[1]. При рассмотрении хронологии и географии их распространения, но особенно при анализе понятий, выраженных ими в исторических известиях, обнаруживается градостроительная тема происхождения и развития древних русских городов. А тема эта представляет огромный научный и просто познавательный интерес.

Слово "кром" (по древнейшему написанию — "кръм") в этимологическом родстве со словом "кopм" ("кърм, "кърма" — пища), а также со словом "корма" ("къръма" — тыловая часть корабля-лодки, где помещался обыкновенно провиантский запас —."кърм"). Да и смысл их близок, поскольку "кром" означал "склад", располагавшийся, в тылу города, укрепленного поселения. Понятие "кром" по объему и содержанию неплохо раскрывают с разных сторон однокоренные слова: "укромный" (уединенный), "закрома" (складские клети, хранилища, житницы), "кромешная тьма" (за пределами света, тайна), "ад кромешный" (страшный погром, полный беспорядок), "кромольник" (мятежник, разбойник, вор), "скромный" (от "скоромный" — скудный — о питании), "кроме" (наречие, указывающее на отделенность) и др.

 

Кром древнерусского города был складом необычным. Стоял он открыто и, более того, на как можно более высоком месте, видимый отовсюду. Но он был сильно укреплен оградой — "городом", потому что хранился в нем "живот" — все самое необходимое для жизни, существования в физическом (животном) смысле. Община владельцев крома — "кромство" или "кроменьство" — вольготно жила под крепостью у реки в своих дворах или дворцах на открытом посаде. При нападении врагов она уходила, в кром и, отбиваясь от противника, переживала там опасность. Собственно, город-кром создавался для защиты от нападений и, естественно, в нем должно было иметься все необходимое для этого в достатке: оружие, доспехи, пища, вода. Во время штурма города-крома дети, женщины, старики сидели в крому, питаясь запасами кромских клетей, а мужчины защищали стены крома. Это и был исстари — обыкновенный древнерусский общинный город.

Впервые термин "кром" в интересующем нас значении проглянул в записях новгородских летописей. Под 1066 г.: "прииде Всеславъ (полоцкий князь – Г.М.), взяше Новгород и пожже до окрома неревского, и святую Софию пограби. И покуль пожже, потоуль город доспеша. И отъиде Всеславъ"; под 1112г.: "в тоже лето погоре... на сей же стороне город кромный от лукин пожар" (текст выделен автором). Неревскнй конец Новгорода находился с севера от нынешнего Детинца, а улица Лукина — с юга. Оба крома-городка Неревский и Людин очевидно были объединены в 1116г. едиными стенами, образовав "детинец" (вторичная, разросшаяся относительно первоначальной, крепость, названная по правилу наследования "отчина-детина"; в Чернигове третье крепостное приращение получило название "третьяк"). Склады в Детинце продолжали функционировать в северной и южной его частях до конца XV в. (в средней части стояла София), хотя "кромские" названия этих складов исчезли.

 

Исстари "Кромом" называлось крепостное ядро Пскова. Летописи города сообщают под 1394г.: "кончаны быша Перси оу крома" ("Перси" — грудь города, название мощной напольной крепостной стены); 1424г.: "кончана бысть стена камена Перси кромскыа"; 1503г.: " и много пушками били (немцы на город на кром". Псковский Кром был тесно заставлен клетями-складами, сурово охранялся, даже "кромскими псами". Новгородские летопиои со общают под 1314 г.: "в Пскове почали бяху грабити не добрии людие... Клети на городе и избиша их пльсковичи с 50 человек и потом бысть тихо". Фландрский рыцарь-путешественник Гильбер де-Ланноа написал в 1413г.: "Псков очень хорошо укреплен каменными стенами и башнями, и в нем находится один очень большой замок, куда ни один истинный христианин2 не может войти, не подвергаясь опасности смерти". Псковские летописи тоже сообщают под 1422г.: "а в Пскове тогда бяше старых лет КЛЕТИ всякого обидна изнасыпани на крому". В грамоте 1463-65 гг. псковского князя Ивана Александровича можно прочесть: "а живот его за печатью лежал на городе"; или в духовной 1491-96 гг. Никиты Хо-ва: "А клеть на городе продали... да и животное, что было в клети". Псковские летописцы продолжают под 1496г.: "загорелося на крому..., и клетей много погорело; и ржи много, и платья", в 1510г~ взявший Псков Василий III "с Крому велел клети выпрятати и крому бысть пуст".

Кромы упоминаются в Великих Луках под 1480г., В Себеже под 1585г. В других новгородских городках слово "кром" не встречается (скудны исторические данные), но есть известия о складских клетях с их обычным содержимым. Например, новгородские летописи сообщают под 1360г. :"погоре Корельский городок и много пакости створися до спеху и животу, а городцане только душами осташася".

Уже после присоединения Пскова к Москве, по городам псковщины прошел в 1581г. с войсками польский король Стефан Баторий. Документы 1585г. так описывают их состояние. В Вороначе стояли в крепости "18 житниц царя, да посадских, и волостных, и черных людей, и деревенских крестьян клетей — 228 клетей, а ныне места пусты". В Острове "детей боярских, и пушкарей, и воротников, и попов, и дьячков церковных 6 изб, да 11 клетей, да двои сена, да 258 мест клетных". В Красном городке: "житница с государевым хлебом, да 10 мест житничных пусты..., житницы детей боярских, и пушкарей, и стрельцов, и посадских людей, и попов... всего 13 клетей, да 211 мест житничных и клетных пустых". Город Опочка не был разгромлен Баторием, но в его крепости сохранилось "осадных мест и клетей 137, да 197 - пусты, а людей у них нет". Несомненно, что и другие псковские городки были такими же кромами, набитыми до отказа клетями-житницами, особенно до 1510г. (во времена Батория они стали уже почти городищами). Таким образом, Новгородская и Псковская земли, с их прогрессом реликтовых, общинных форм быта, позволяют четко и однозначно представить характер их городов как кромов в окружении посадов.

 

В других землях Руси "внутренняя начинка" крепостей выявляется труднее. Но и там картина по существу та же. Прежде всего, с XII в. известен город Кром (Кромы) на нынешней Орловщине. Во Владимирской земле существовали, как и на Севере, погосты под названием "Кромы", деревни Кромино, Кромы, — видимо, сохранявшие в своих названиях сведения о древних городках.

 

Более определенная картина рисуется археологами. Вот несколько примеров. Новогрудок XII-XIII вв.; "концентрация хозяйственных сооружений (в крепости) и их отдаленность от жилищ дают основание считать, что на раскопанной территории были сосредоточены житницы и кладовые"; "полы были в щелях промазаны глиной и сверху настланы берестой, в раскопе — зерна пшеницы, ржи, ячменя, овса, горох, конопля. Зерно было внизу, среди него — хозинвентарь" (Гуревич Ф. Д., Павлова К. В.). Тешилов XII в.: "в крепости открыты "наземные бревенчатые избы с земляным полом. На некоторых участках избы тесно примыкали друг к другу, располагаясь длинными рядами и образуя как бы улицы" (Никольская Т. Ц.). Серенск: "город погиб в 1238г. при нашествии Батыя. При раскопках было найдено множество человеческих скелетов, в том числе женщин и детей, поврежденных огнем", "при раскопках детинца... было обнаружено сплошное зерно, толстый слой, везде горелый. В подвалах останки людей, скелеты были буквально засыпаны зерном". "Находки в детинце среди скелетов, обгорелых вещей и зерна свидетельствуют о том, что жители стащили сюда все самое ценное, что попытались сохранить от монголов" (Никольская Т.Н. Маленький кром Серенска пл. 0,5 га неправильно назван "детинцем"). Вот древние русские города и картина защиты, трагической гибели одного из них. Клети-склады с деревянными, глинянными, земляными полами; наземные, полу земляночные; нередко с печами-каменками в углах (из-за чего археологи часто житницы принимают за постоянное жилье) обнаружены на Киселевке в Киеве (IX-XII вв.), в Бресте (XI-XIII вв.), в Старице (XIV в.) и других городках.

Древнерусский город представлял собой материализованный слепок с городской общины. А поскольку община, например, была обязана выставлять на войну войско, мелкие города поставляли сотню, две, три воинов, крупные — тысячу и более (командовали ими сотские, тысяцкие). Число клетей в городском крому возможно соответствовало такой "росписи" населения. Следовательно, и площадь строившихся кромов была кратной этим числам.

Феодализация русского общества (распад на сословия, классы) приняла особенные по сравнению с Западной Европой формы и своеобразно отразилась в градостроительном процессе. Народившиеся феодалы-землевладельцы не строили своих родовых замков и не противостояли городам, а оставались в городских общинах, отчего эти общины просто расслаивались. Некоторые великие князья, пытались, правда, строить настоящие укрепленные замки, но у них из этого ничего не вышло. Так Андрей Боголюбский, построивший каменную крепость Боголюбове под Владимиром, был убит.3 Дмитрия Переяславского, строившего каменное Копорье, новгородцы прогнали, а сам замок разрушили.

Клети псковского Крома принадлежали в основном боярам-землевладельцам, среди них были князья и церковнослужители. Псков был стольным городом, и его кромская община была высокой по социальному статусу. "В" "псковских пригородах спектр сословий владельцев кромских клетей был "более широк и начинался от крестьян и "черных людей". Но расслоение городских общин вело к ослаблению общинных связей, конечным результатом чего должна быть ликвидация кромов. Этот процесс активно протекал в крупных городах и отразился, в частности, на появлении новых названий их крепостных ядер: "кремник" и "кремль". Названия как бы сопровождали изменения существа крепостей. Сначала — о самих словах.

В псковских летописях существовала архаичная форма написания слова "кром" как "креом". Например, под 1421г.: "начаща делати Перси оу креома", 1463г. "почаша делати стену новую на креому" и др. Но в правописании имелся и следующий шаг, видимо происходивший из простой разговорной речи: под 1393г. "заложиша псковичи Перси оу крема", 1400г. "псковичи поставиша другим костер (башню) в кут крема на стрелици" и др. Кстати, В Себеже несколько раз упоминается только крем ("поп ис крему", "воротники кремских ворот" и т. п.). Необходимо отметить, что существовали и другие разночтения. Например, в одних списках Псковской судной грамоты указан кримский тать (вор), в то время как в списках других кромский тать. Западнославянская форма произношения допускала наряду со словом "кром" слова "крум", "крам", отчего и города получили названия Кромпахи, Крумлов, а в литовском Вильно крепостным ядром города был Kramnizamek. Совмещение складов с лавками привело к тому, что слово "крам" стало обозначать торговую лавку.

Тверские летописи сообщают о существовании "кремников" в ряде городов. Под 1315г. упоминается кремник в Торжке, под 1316, 1317 гг. в Твери, причем в последнем случае сначала "загореся град Тферь кремник и множеством людпп погашен бысть", а затем князь Михаил "заложи болший град кремник". Под 1331г. "бысть пожар в Москве и погоре город кремник ", под 1354г. "погоре город Москва, кремник весь, церквой огорело 13".

Слово "кремль" имеет в своей основе слово "кромля" (кръмля) — пища и бесспорно этимологически ведет свое начало от слов "кром", "креом", "крем", "кремник", завершая их ряд. Слово "кремль" появилось в Москве впервые в 1365г., когда погорели деревянные стены предшествующего кремника и решено было поставить каменные стены кремля. К 1367 году такая крепость была выстроена и с этих пор слово " кремль " сначала утвердилось в Москве, а потом его стали нарицательно применять и для обозначения крепостных ядер других городов. Социальная сущность Московского Кремля хорошо известна. Это была крепость, в которой жили как феодалы (бояре, князья, церковные иерархи, цари), так и служилые люди, церковнослужители и др. В этой связи следует в заключении подчеркнуть два вывода.

Слова: "кром", "кремник", "кремль" обнаруживают движение по времени с XI по XIV вв. и по территории от северо-запада Руси на юго-восток: от Новгорода, Пскова (кром), через Торжок, Тверь (кремник) к Москве (кремник, кремль). От Москвы слово "кремль" стало распространяться в последующие века во все стороны (в xvii в. пришло даже в Псков).

В Москве позднейшая каменная крепость Дмитрия Донского 1367г. (кремль) заменила стоявшую раньше внутри меньшую деревянную крепость (кремник), построенную еще Юрием Долгоруким в сер. XII в. и много раз перестраиваемую (например, дубовая крепость Калиты появилась в 1339г. после пожара 1337г.). Однако внутри крем-ника на Боровицком мысу, при самом впадении Неглинной в Москву-реку, имелась древнейшая первоначальная маленькая крепость X-XI вв. Рассматривая термины "кром"-"кремник"-"кремль" в обратном порядке, следует сделать заключение, что древнейший городок Москвы на Боровицком мысу был кромом, потому, что от него и родились термины последующие. Ров московского кромабыл засыпан (судя по археологическим данным) лишь в начале XIV в. внутри кремника. Кремник, говоря определеннее, был крепостью, в которой находились склады крома, а рядом, внутри общих стен, проживала и феодальная верхушка, владевшая этим кромом. Кремник соответствовал детинцу. Кремль же был крепостью, в которой крома уже не было. На Руси XV-XVII вв. одновременно могли существовать в разных по величине городах кромы, кремннки и кремли.

 

Примечания

1. Словами "кромъ-кремль" заинтересовались в лингвистическом аспекте еще в прошлом веке Я. Грот, П. Строев, А. Кубарев и др. См. например: Кубарев А. Откуда слово "КРЕМЛЬ"? (ЧОИДР, 1873, М., 1874, кн. 4, с. 13 и далее). Там же — полемика, завершающаяся ошибочными выводами самого Кубарева. С тех пор тема специально не разрабатывалась, не развивалась.

2. "Истинными христианами" Г. де-Ланноа именует своих единоверцев католиков, чье передвижение по Древнерусской земле было ограничено. ,

3. Причина мученической кончины Святого Благоверного Великого Князя Андрея Боголюбского все-таки не так однозначна. (Прим. ред.)

Геннадий Мокеев


 
Ссылки по теме:
 

  • Г.Мокеев. Божий глас Священного Кремля

  •  
    Поиск Искомое.ru

    Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"