На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Архитектура  
Версия для печати

Русская цивилизация в памятниках архитектуры и градостроительства

Феодальный период, часть 2

«Якоже Горний Иерусалим»

 

После крещения населения в 988-991 годах по городам и весям Русской земли стали активно возводить деревянные и каменные храмы. Только в Домонгольский период (до середины XIII века) было построено около 200 каменных храмов.

Еще св. Кирилл Иерусалимский указывал: "Церковь соборная ... имеет же образ и подобие Вышняго Иерусалима" (Твор. св. отцев.М.,1855,с.343).

Тот же образец указывал также св. Андрей Кесарийский (Толк. на Апокалипсис). К Х веку греки и выработали форму храма, символизировавшего Небесный Град. Это был кубический крестово-купольный храм с закомарами, пилястрами-полуколоннами по фасадам, с куполом-полусферой на высоком цилиндре-барабане (Филимонов Г. Сб. Общ. др. русск. иск. М., 1866, отд.II, с.33). Храм поднял вверх Голгофу (Лобное место) с крестом.

Византийско-русская Киевская школа зодчества X-XII вв. В самой Византии кубические храмы с закомарами и высокими верхами только еще появились в Х веке, как сразу же потребовались для новокрещенной Руси. Поначалу несколько крупных» "образцово-показательных" соборов возвели греческие зодчие, затем храмы, по подобию с византийскими, стали строить уже русские мастера.

Такие византийско-русские храмы появились в Х-ХII вв. в Киеве, Чернигове, Новгороде, Полоцке, Смоленске, Суздале, Рязани, Овруче, Владимире Волынском, Галиче... Однако они еще не полно отражали своим видом образ Горнего Иерусалима. Да и русские не могли долго быть слепыми подражателями греков. И вот, начиная с середины ХII века они стали "дорабатывать", доводить крестово-купольный храм до символического совершенства.

— Русская Владимиро-Суздальская школа зодчества XII-XIII веков. Образ Небесного Града с исчерпывающей полнотой оказался выраженным в резных белокаменных храмах Северо-восточной Руси. Куб храма разделили на два яруса по фасадам либо узорчатым, либо аркатурным поясом: вверху — Небесная церковь с 12 закомарами, символизировавшая Горний Иерусалим с его 12 вратами на четыре стороны света, внизу — церковь земная, знаменовавшая народы, сходящиеся в нее с четырех сторон света. В пряслах закомар виднелся Рай с ангелами, чудесными растениями, невиданным зверьем. В Раю уже успел захватить трон сладкоречивый царь Давид. Пилястры, переводы, верха с крестами нередко золотились, и белокаменные храмы, сверкая на солнце золотыми гранями, действительно выглядели как идеальные символы Золотого Небесного Града.

Храмы такого типа появились не только во Владимире-Залесском, но в Боголюбове, Ростове, Ярославле, Угличе, Нижнем Новгороде, Юрьев-Польском, Москве. Особенно вызывает умиление и всеобщий восторг стройная небольшая церковь Покрова на Нерли — идеальный символ Небесного Града XII-XIII вв.

— Русская Полоцко-Смоленская школа зодчества XII-XIII вв. По иному выразили символ в Западной Руси. Русские зодчие заменили круглые полуколонны на фасадах пучковыми пилястрами, напоминавшие собранные в гармошку стены Небесного Града, между которыми находились закомары, как ворота этого Града. Трибун наверху храма получил архитектурное развитие в виде небольшого храмика с трехлопастными завершениями своих фасадов (символ Престола Господня). Помимо Полоцка и Смоленска, храмы с пучковыми пилястрами появились в Киеве, Чернигове, Рязани, Новгороде, Пскове...

— Русская Новгородско-Псковская школа зодчества ХIII-XV вв. В двух феодально-вечевых республиках церкви строились уличанскими общинами и были поэтому небольшими. Четырехстолпные в подавляющем большинстве, они имели поначалу трехлопастные завершения фасадов. Их как бы сняли с крыш крупных смоленских храмов и поставили на землю. Поэтому они были уже не символами Небесного Града, а символами Небесного Престола (Симеон Солунский. О храме как «престоле»).

Псковичи строили свои храмы из местного доломитового известняка, обмазывая их потом известковым раствором и забеливая же известью. Храмы Псковской школы стали особенно примечательны мягкой пластикой форм и скромным "клинописным" декором. Позднее церкви получили более простые восьмискатные крыши, контрастируя со "скульптурной архитектурой" каменных стен, апсид, круглых барабанов глав.

— Русская Галицко-Волынская школа зодчества ХП-ХШ вв. Те же символы Небесного Града и Небесного Престола разрабатывались в Юго-Западнсй Руси в небольших крестово-купольных, крещатых, полигональных, круглых храмах. Некоторые белокаменные церкви были снаружи резными, украшенными символическим декором или даже скульптурой. Галицко-Волынские резчики по камню невидимому работали также в Залесской Руси.

В XI-XIII вв. Европа предприняла несколько крестовых походов на Ближний Восток, познакомилась со Святой землей — Палестиной. Русь же была отрезана от Византии, Земного Иерусалима Диким полем, кочевниками хазарами, печенегами, половцами, наконец, татарами. Поэтому она стала молиться напрямую Небу, Священному Верху, Горнему Иерусалиму, а земля Русская, уставленная храмами-символами Небесного Града, называется Святой Русью. Оттого-то не стала "святой" Франция, Италия, Англия, Испания, не говоря уж о Германии. "Святой Русью" наши предки называли, по существу, Русскую цивилизацию.

— Русско-итальянская Московская школа зодчества, кон.XV-нач. XVI вв. В 1480 году Русь освободилась от татаро-монгольского ига (фактически отказалась от подчинения в 1472 г.). На востоке Европы возродилась к новой жизни полу разгромленная в середине ХШ века Русская цивилизация. Москве настоятельно требовались новый соборный храм, Кремль, укрепление посада, дворец для великого князя... И если когда-то крещению Руси, ее христианскому развитию способствовал греко-византийский православный "Второй Рим", то теперь, после его разгрома турками в 1453 году, русские решили обратиться за содействием к католикам-латинам "I Рима", — все-таки христиане, хотя и лукавые.

Приглашенный мастер Фиораванти выстроил к 1480 году Успенский собор, сразу же ставший символом возрожденной Руси, самодержавного Русского централизованного государства. Храм специально был заказан византийско-русским по типу. Но зодчий-католик из сводов крестово-купольного храма "вынул" крест, сделав его потолок "по палатному", а на гренке престола вырезал латинский "крыж" (был сразу же срублен по указу митрополита).

С другими итальянскими архитекторами очевидно пришлось "побеседовать" и они вместе с греками, затем немцами, англичанами уже без эксцессов помогали русским строить "Третий Рим": в конце XV века стены, ворота, башни Кремля; дворец великого князя наподобие "Roma quadrata"; наконец, к 1538 году вторую Китайгородскую стену Москвы.

Алевиз Фрязин в начале XVI века, усовершенствовав крещатый свод псковичей, "вынул" теперь уже изнутри трехлопастного новгородско-псковского храма четыре колонны (столпы церкви — суть евангелисты, по св. Иринею). Но такой, все же с крестом на потолке, бесстолпный храм понравился русским (в интерьере он широко открывал многоярусный иконостас).

Алевиз украсил Москву десятком новых трехлопастных храмов. Затем такие храмы появились в Подмосковье, Ростове, Переяславле Залесском... Крещатые своды применялись до начала XVII века в других бесстолпных храмах Москвы и Московской Руси.

 

Лит.: Мокеев Г. Якоже Горний Иерусалим. Ж-лы «Мир Божий», № 1,1996; «Наука и Религия», № 4,2000; «НКР» № 4, 2001. «Опорные кани Святой Руси» в ж-ле «НКР», №4, 2000, а также в «Русском воскресении» (www. vosres.ru).

 

Символы рая на Русском Севере

Со времени крещения Руси по всей русской земле строили сначала храмы деревянные. Первоначальный облик их неизвестен. Бесспорно лишь, что "верх" на них означал крест с каким либо подножием (флерон-главка) и ставился на щипцах двускатных или остриях шатровых крыш. «Крыжи робите, верхи зводите» — говорится в древней колядке о возведении деревянной Софии 952 г. в Киеве. А в XV веке на Псковщине существовала церковь "о полътретьюдесяти" (25) углах, — настолько сложными могли быть формы деревянных храмов Руси.

До нашего времени храмы эти сохранялись в основном на Русском Севере, в Прикарпатье... На Севере встречались и еще встречаются церкви клетские, ярусные, шатровые, кубоватые, многоглавые, прямоугольные, восьмигранные, крещатые, обогащенные приделами, трапезными, притворами, крыльцами... Особенно примечательны храмы кубоватые.

"Куб" на высоком четверике или восьмерике означал символически огненные небесные силы, имел форму огромного языка пламени и красился обычно в красный цвет. Как свечи на кубе стояли одна, пять, девять главок: желтых, зеленых, голубых на белых шейках. А группы кубоватых церквей нередко составляли многоглавые храмовые ансамбли: в Коле, Онеге, Турчасове, Подпорожье...

Высокую постройку-обитель с небесными силами наверху в виде огня, обычно рисовали наши иконописцы в сюжете "Изгнание Адама и Евы из рая". А Симеон Солунский говорил как бы о кубоватых храмах: "Когда молитвы наши, стоя перед церковью, возсылаем — почитаем оную тогда Небом и купно — Раем Эдемским".

 

Лит:. Мокеев Г. Символы рая на Русском Севере. Ж-лы «Мир Божий», № 1(2), 1997; «Наука и Религия», № 10, 2000.

 

Оборонное зодчество Руси

Древнерусское слово "город" означало ограду, крепость, укрепленный населенный пункт. Русь — страна лесная. Поэтому все крепости строились сначала дерево-земляными. У долго существовавшего населенного пункта крепость могла пройти длительную эволюцию. Сначала мог появиться "китай-город" (плетеный, ветчаный), затем "острог" (тын), потом деревянный город (с тарасами, городнями), комбинированный (каменно-деревянным) город, и, наконец, полностью каменный город.

Такая эволюция была характерной и для других стран. Так Афинский Акрополь был сначала плетеным городом (Геродот, VII,142) и лишь затем стал каменным. Великая Китайская стена строилась каменной, но в средне-азиатском конце — плетеной, набитой щебнем, землей. Такой была и Русская Заграда под Киевом X-XI вв.

Особенно разнообразными на Руси были крепости комбинированного типа: частью каменные, частью еще деревянные. Это были крепости вало-каменные, каменно-деревянные, кострово-каменные, столпо-каменные (многие из них стали позднее полностью каменными крепостями). Этапы "комбинированного" строительства возникали оттого, что сооружались крепости населением экономически слабых отдельных земель, княжеств. Так шесть небольших каменных крепостей, нередко поэтапно, строил Новгород XII-XV вв. Это были Ладога, Порхов, Копорье, Орешек, Ям, Корела. Столько же крепостей появилось на Псковщине: Камно, Изборск, Остров, Велье, Гдов, Печеры. Сам Псков постепенно обрел 5 линий каменных стен с множеством костров-башен.

Позднее, с XV века Русским централизованным государством ставились на стратегических важных путях целиком каменные преграды. На ближних и дальних подступах к Москве появились малые и большие крепости: Смоленск, Новгород (перестроен), Можайск, Борисов городок, Серпухов, Коломна, Тула, Зарайск, Троице-Сергиев монастырь, Нижний Новгород...

 

Лит.: Мокеев Г. «Древнерусские крепости комбинированного типа». Ж-л «HKP».№ 3, 2002 г.

 

Самобытность и своеобразие русских городов

В разное время длительной феодальной эпохи (около 1000 лет) на Русской земле существовало более 3000 городов — укрепленных населенных пунктов. Около 150 из них бывали стольными городами крупных и мелких княжеств. Немногие среди них "дожили" до нашего времени, — большинство оставило после себя просто земляные городища. Все города имели когда-то самобытные структуру и градостроительную композицию.

Структура была одинаковой, трехчастной: "град - торг - посад".

— Град (крепость) обычно строили сначала деревянным (позднее мог стать каменным). Располагался он на холме у реки или озера. Так как он принадлежал городской общине, внутри него находились семейные клети-житницы горожан с зерном-хлебом, оружием, а на прицерковно-вечевой площади стоял городской соборный храм с небольшим кладбищем-погостом.

— Посад (слобода) располагался снаружи крепости, обычно с напольной пристойной стороны. Жители его: ремесленники, купцы, селяне вольготно жили на своих дворах, имея скот, птицу, сады, огороды, .., и лишь во время войны прятались в крепости, отбиваясь от врагов, питаясь запасами кромских клетей.

— Торг с лавками, рядами, амбарами располагался между крепостью и посадом, используя пространство обстрела перед стеной. Торговцы были как бы изгнаны из града, храма. Поэтому древнерусский город никогда не был просто центром ремесла и торговли, — он был многофункциональным, с функциями оборонной, культовой, жилой, административной, складской, сельскохозяйственной, и лишь потом ремесленной и торговой.

Города иных стран и земель не имели такой структуры. Так почти все феодальные города Европы имели структуру "замок — посад с рынком посредине". Замок принадлежал феодалу, находился на окраине укрепленного посада, а нередко даже в стороне от него. На рыночной площади стояла ратуша и рядом — городской собор. В городах Азии структура была почти такой же: "замок феодала — укрепленный посад горожан". Посад нередко пересекали одна-две торговых улицы с домами-мастерскими ремесленников, складами торгашей.

Сравнение структур позволяет говорить о самобытности русских городов в целом и в отдельности.

Композиция городов компоновалась, как правило, пирамидально. В вершине "пирамиды" стоял городской собор (позднее еще и колокольня); ниже на холме — стены и башни крепости; еще ниже — посад возле или вокруг крепости с приходскими храмами, городскими монастырями; за посадом — сполья-выгоны для скота...

Каменный крестово-купольный собор города воспринимался русскими людьми антропоморфно. Его части назывались: лоб, глава, шея, плечи, тело, пояс, подножие. Имея ярко выраженную вертикальную ось и почти одинаковые фасады на четыре стороны, храм как могучий человечище, как каменный Богочеловек возвышался над всей "толпой" сгрудившейся вокруг Него городской застройки, — на фоне голубого, облачного или закатно-красного неба. Но храм был еще символом Горнего Иерусалима (тоже тела Христова) и, следовательно, этот божественный Небесный Град венчал каждый русский город, пластавшийся по земле. Таким образом, все древнерусские города были символами Небесного Града, наполняя священным содержанием понятие Святой Руси.

Этапами в развитии композиций крупных городов было возникновение в плане из храмовых цепочек на посадах "градостроительных фигур": круга, креста, треугольника. "Крещатые" композиции обнаружены в Балахне, Кашине, Суздале, Новгороде, Киеве, Москве, ..; "треугольнные" — в Кашине, Пскове... Градостроительные композиции нередко были сложными, впечатляющими. Они обнаружены в Галиче, Владимире Волынском, Чернигове, Киеве, Переяславле, Смоленске, Полоцке, Пскове, Новгороде, Ростове, Суздале, Нижнем Новгороде, Муроме, Рязани, Владимире Залесском, Можайске, и, наконец, Москве.

Лит.: Мокеев Г. «Черты своеобразия в структурах городов восточных и западных славян». Сб. «Архитектурное Наследство», № 23, 1975. «Преображение древнего Киева». Альм. «Памятники Отечества», № I (17), 1988. «Можайск — священный город русских», М., 1992; «Кашин в святых символах.», ж-лы «Наука и религия» № 8, 1999; «НКР», № 1, 2002. М.Кудрявцев. «Москва — Третий Рим», М., 1994.

 

Златоверхие города Святой Руси. С начала строительства каменных кубических церквей с закомарами и высокими верхами, в стольных городах Руси стало постепенно разворачиваться золочение верхов соборных храмов.

О Киеве Нестор-летописец записал уже в начале ХП века: "Куда же древле погании жряху бесом на горах, ныне же паки туда святые церкви златоверхие каменнозданные стоят". Золотые верха имели, вероятнее всего, великокняжеские соборы: Десятинная церковь 996 г., Георгия, Ирины, Дмитрия XI в. В 1108 г. "Заложена бысть церковь святаго Михаила Златоверхая Святополком князем" (Ипат.лет.). На митрополичьем соборе св. Софии золотыми были очевидно не только 13 верхов, крестов, но и шатры лестничных башен превратились в "две вежи позлащенные" (Супр.лет.). «Золотыми», вероятно по златоверхому храму Благовещения наверху, назывались главные ворота Киева. "Златоверхий терем" великого князя Святослава упоминается в "Слове о полку Игореве" ХП в. (гражданская постройка).

Во Владимире Залесском златоверхими были с ХП века Успенский и Дмитриевский соборы, Рождественский собор в Боголюбове, храм над Золотыми воротами города, церковь Покрова на Нерли... Золотые верха городских соборов упоминаются в Ярославле 1249 г., в Холме 1259 г., в Твери 1382 г., в Новгороде Великом 1403 г., в Пскове 1598 г. и др. городах. С XIV века на храмах вместо верха-лба ("Лобного места") появились главы — символы огня, огненных небесных сил. Поэтому уже Москва, например, стала называться "Златоглавой". Златоглавие по столице начало распространяться от Успенского, Благовещенского соборов Кремля. А у Дмитрия Донского в 1380 г. упомянут "златоверхий терем". В XVI-XVII вв. Москва была не только огромным златоглавым городом, златоглавыми были некоторые пригородные монастыри, храмы государевых дворцов вокруг столицы.

Во всем мире золотыми (златоверхими) назывались единичные столицы некоторых государств: Вавилон, Рим, Константинополь, Антиохия, Злата Прага... А на Святой Руси златоверхими, потом златоглавыми было множество городов. Все они "стремились" быть символами Золотого Небесного Града, созданного Творцом. Русские православные люди всегда старались украшать и украшали Святорусскую землю золотыми городами, монастырями загородными дворцами. Это было главной отличительной чертой Русской цивилизации в архитектуре и градостроительстве.

Лит.: Мокеев Г. «Москва Златоглавая под взглядом Европы». Сб. «Золотой Рожок», № 2, 1999; «Судьба Златоглавой Священной Москвы», ж-л «НКР», № 4-5, 2002, а так же www.voskres.ru.

Продолжение следует...

Геннадий Мокеев


 
Ссылки по теме:
 

  • Русская цивилизация в памятниках архитектуры и градостроительства. Часть 1

  •  
    Поиск Искомое.ru

    Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"